Юрий Пашолок. Ненужный разведчик
Содержание:
У принятого на вооружение немецкого разведывательного танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, был воплощенный в металле конкурент, который разрабатывался фирмой BMM (бывшей чехословацкой ČKD). Танк Pz.Kpfw.38(t) n.A. превосходил своего соперника как минимум по надежности и вооружению — но в серию пошел все-таки Luchs. Почему так получилось и что же представлял собой легкий разведывательный танк, разрабатывавшийся для вермахта в оккупированной Чехословакии?
Спрос диктует предложение
По результатам применения легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.D в польской кампании стало понятно, что вермахту необходима новая боевая машина легкого класса. В середине сентября 1939 года, еще до завершения боевых действий, немецкое Министерство вооружений и боеприпасов получило заказ на разработку быстроходного разведывательного танка.
Первоначально над ним работали MAN и Daimler-Benz: первая фирма разрабатывала шасси, вторая башню и подбашенную коробку. Проект получил индекс VK 13.01 (опытная машина, 13-тонный класс, первый образец). Новая машина должна была развивать скорость до 70 км/ч, иметь двухместную башню, бронирование до 30 мм и боевую массу в 11 тонн.
Новые конкуренты
В июле 1940 года ситуация с проектом резко изменилась. Появились два конкурента, о которых еще год назад MAN и Daimler-Benz даже и не задумывались. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, и под контроль немцев попали чешские промышленные предприятия. В их числе оказались ŠKODA и Českomoravská Kolben-Daněk (ČKD), основные производители чехословацкой бронетехники. После оккупации заводы продолжили выпуск танков, но уже для новых хозяев. Сохранились и заводские КБ, продолжившие разработку новых образцов боевых машин.
И ŠKODA, и ČKD (сменившая при новых хозяевах вывеску на BMM) имели большой опыт в создании легких танков, причем по своим характеристикам заметно превосходящих немецкие аналоги. Неудивительно, что обе фирмы оказались вовлечены в конкурс на создание нового танка-разведчика. Согласно заданию, от чешских фирм требовалось создать боевую машину с боевой массой 12–13 тонн и с максимальной скоростью 50–60 км/ч. Предполагалось, что каждая фирма изготовит по пять опытных образцов.
Первый опытный образец танка-разведчика BMM выкатила в декабре 1941 года. Это было почти на полгода позже машины MAN (ее Pz.Kpfw.II n.A. появился на свет в июле 1941 года), но разрыв нивелировался изменениями предъявляемых заказчиком требований. Только за 1941 год в техническое задание несколько раз вносились серьезные правки. Наполеоновские планы по выпуску 250 VK 1303 и более легких VK 903 пришлось серьезно корректировать. Ни осенью, ни зимой 1941 года MAN так и не запустил производство новых танков. Дополнительно сказывалась на планах и большая загрузка MAN по выпуску средних танков Pz.Kpfw.III – Вторая мировая война была в самом разгаре. Это дало чешским фирмам большую фору, и в итоге они догнали конкурента.
Отличия от серийного Pz.Kpfw.38(t)
Проект BMM, который изначально носил индекс TNH n.A. (n.A – «neuer Art», то есть «нового типа»), создавался далеко не на пустом месте. Коллектив завода максимально использовал опыт разработки танка TNH, более известного как LT vz.38 и Pz.Kpfw.38(t). Общая компоновка машины, а также значительная часть корпуса перекочевали от освоенного в производстве танка. Силовая установка находилась сзади, трансмиссия и ведущие колеса — впереди. Вместе с тем, называть новую машину поверхностной переделкой LT vz.38 нельзя.
Два с лишним года конструкторское бюро не сидело сложа руки, да и требования на новый танк-разведчик заставляли заняться серьезной переделкой. В качестве силовой установки TNH n.A. был выбран V-образный 8-циллиндровый двигатель Praha NR1, развивавший мощность 220 л.с. Новая силовая установка была длиннее, чем использовавшаяся на LT vz.38 рядная «шестерка» Praha TNHPS/II (лицензионная версия шведского мотора Scania-Vabis typ 1664), так что моторное отделение пришлось удлинять. Ходовая часть, на первый взгляд, была очень похожа, но впечатление обманчиво. Увеличившаяся более чем на тонну боевая масса потребовала переделать ее. Диаметр опорных катков увеличился с 775 до 810 мм, а ширина трака выросла с 293 до 305 мм. Изменилось и ведущее колесо.
Существенные изменения пришлось вносить и в конструкцию корпуса. Помимо удлинения моторного отделения, массу изменений пришлось вносить в конструкцию лобовой части. От курсового пулемета пришлось отказаться, вместо него помощнику механика-водителя поставили большой смотровой прибор, по конструкции напоминающий смотровой прибор механика-водителя среднего танка Pz.Kpfw.III. Точно такой же прибор получил и механик-водитель. Более существенно переработали башню, от оригинальной конструкции LT vz.38 почти ничего не осталось. В качестве основного вооружения TNH n.A. получил 37-мм пушку Škoda A-19, с которой был спарен пулемет MG-34. От командирской башенки создатели нового танка отказались, а вместо нее появился один общий уступ, снабженный по периметру смотровыми приборами.
Особенности конструкции
Отдельно стоит упомянуть технологию изготовления корпусов и башен TNH n.A. Практически все танки производства Škoda и BMM имели клепаную конструкцию корпусов и башен. Эта конструкция имеет ряд недостатков, одним из которых являются вторичные осколки, которые образовывают обратные стороны клепок после попадания в танк вражеских снарядов. В итоге TNH n.A. стал первым танком BMM, на котором применили сварку. Согласно имеющейся информации, первый прототип изготовлялся клепаным и из неброневой стали, второй из неброневой стали и со сварным корпусом, третий был клепаный и из броневой стали, а последние два танка построили сварными и из броневой стали. Согласно плану, BMM выпускала каждый месяц по одному прототипу, получившему индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A. Последний танк изготовили в апреле 1942 года. Надо отметить, что ни один из прототипов не имел полностью сварной конструкции. Кормовая часть и створки моторного отсека все так же делались с применением клепок.
Стоит отметить, что прототипы Pz.Kpfw.38(t) n.A. отличались друг от друга не только конструкцией корпуса и башен. Первый прототип отличался тем, что установленные на нем надгусеничные полки без изменений были взяты с серийного Pz.Kpfw.38(t). Штатные смотровые приборы так и не установили, их место занимали ветровые щитки со стеклоочистителями. На полках размещались два фонаря «Нотек», а на правой стороне лобового листа корпуса крепился автомобильный клаксон. Второй прототип отличался сварными корпусом и башней, также он получил надгусеничные полки измененной конструкции. Третий прототип по конструкции был больше схож с первым, но получил измененные надгусеничные полки и прожектор на крыше башни. Кроме того, позже на машину установили 12-цилиндровый дизельный мотор воздушного охлаждения Tatra Typ 103 мощностью 220 л.с. Смотровых приборов третий прототип, как и первый Pz.Kpfw.38(t) n.A., не получил. Привычный внешний вид танк приобрел только на четвертом и пятом прототипах. Эти же машины получили и полные комплекты смотровых приборов.
Испытания и недобросовестная конкуренция à la Третий рейх
Основная нагрузка в виде ходовых испытаний легла на первую опытную машину. В конце января 1942 года танк доставили на полигон Куммерсдорф, где он проходил серию совместных испытаний с танками Pz.Kpfw.II n.A. и Skoda T-15. За несколько месяцев прототип накатал 3866 км без существенных поломок, выгодно отличаясь этим от конкурентов. Казалось, что чешская машина обходит немецкую, но все решилось на втором этапе испытаний, походившем в мае-июне 1942 года. В вину Pz.Kpf.38(t) n.A. и Т-15 поставили более низкий дорожный просвет и увеличенный расход топлива. Кроме того, указывалось, что использование вооружения в виде 37-мм пушки уменьшает полезный объем башни, в то время как на немецком Pz.Kpfw.II n.A. стояла более компактная 20-мм автоматическая пушка.
Замечания по отчету дают основания говорить о том, что фирма MAN, вероятно, воспользовалась административным ресурсом. Особенно это касается вопроса о вооружении. Те, кто писал замечания по вооружению, не мог не знать, что уже в марте 1942 года 20-мм пушка в качестве вооружения танка-разведчика немецких военных не устраивала. Весной 1942 года появилась спецификация, согласно которой Pz.Kpfw.II n.A., обозначенный как Pz.Spw.Wg II Ausf. MAN, должен был получить двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм орудием. Речь идет о башне для разведывательного танка VK 16.02, известного как Gefechts Aufklärer Leopard (боевой разведывательный танк “Леопард”). Еще интереснее другое. Рядом со спецификациями на Pz.Spw.Wg II Ausf.MAN нашлись данные и на другую машину — Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM, то есть «бронированная разведывательная машина разработки BMM». И там тоже 50-мм пушка указана как основное вооружение в башне конструкции Daimler-Benz. Простое наложение корпуса Pz.Kpfw.38(t) n.A. и этой башни говорит о том, что ее установка на машину фирмы ВММ теоретически была вполне возможной. Впрочем, даже в случае с немецким альтернативным танком дальше бумажной переписки и эскизов дело не продвинулось.
Победа немецкого танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, в итоге оказалась пирровой. Загруженность MAN привела к тому, что таких танков-разведчиков выпустили всего 100 штук. Получи BMM заказ на изготовление Pz.Kpf.38(t) n.A., ситуация могла оказаться иной. Так или иначе, дело ограничилось всего пятью прототипами. Бесследно опыт создания Pz.Kpf.38(t) n.A. не прошел: модернизированная ходовая часть, разработанная для этого танка, использовалась на истребителе танков Jagdpanzer 38(t) («Hetzer»).
Судьба прототипов сложилась по-разному. Третий опытный образец, например, послужил тестовой лабораторией для обкатки дизельного мотора Tatra Typ 103 и решений, планировавшихся к использованию на легком танке TNH 57–900. Дальнейшая судьба остальных машин остается неизвестной, но как минимум один этот танк войну пережил. Судя по конфигурации крыльев, это был либо второй, либо третий прототип. Определить, сварной или клепаный у пережившей войну машины корпус, не позволяет качество снимков.
Источники
- V. Francev, C. K. Kliment. Praga LT vz.38. MBI, 1997
- T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzer Tracts №18: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. A to G and S Production, Modification, and Operational History from 1939 to 1942. BAMA (Bundesarchiv)