Юрий Пашолок. Немецкий кинотанк-статист с чешско-сирийско-израильским прошлым
Послевоенное немецкое бронетанковое наследство имело разную судьбу. Какие-то боевые машины быстро отправились в металлолом, так поступили с большинством бронетанковой техники Третьего Рейха. Вместе с тем, некоторые образцы продолжили службу в других армиях мира. Именно эти танки и самоходные артиллерийские установки составляют большинство сохранившейся немецкой бронетехники. При этом судьба у них порой бывает крайне бурной.
Когда снимался широко известный в узких кругах фильм Fury (Ярость), для него привлекалось очень много частной военной техники. Далеко не все образцы находились в ходовом состоянии. Требовалась и «статика», это не подразумевает возможность ездить. Среди таких тактических объектов оказался и Pz.Kpfw.IV Ausf.J, который зрители могли видеть как «задник». Танк этот весьма непростой, он успел побывать в армиях четырех стран, да и сам является компиляцией нескольких боевых машин.
После окончания Второй мировой войны Pz.Kpfw.IV оказались на вооружении таких стран, как Болгария, Финляндия, Франция, Испания, Югославия и Чехословакия. Часть танков было получено еще от немцев, часть собрали из брошенных/подбитых боевых машин. И если большинство стран использовало Pz.Kpfw.IV как есть, промышленность Чехословакии пошла дальше. В 1947 году начался капитальный ремонт данных танков, они получили обозначение střední tank T-40/75, либо T-40/75 N. В общей сложности чехословацкая армия получила 82 танка данного типа.
Основная масса таких танков являлась доработкой Pz.Kpfw.IV Ausf.H, последней версии «четверки», не имеющей упрощения. Имелись и Ausf.J, но такие танки, как правило, дорабатывали больше всех. Связано это с тем, что они, например, не имели моторов поворота башни. Поэтому на такие танки ставили башни от более ранних вариантов танка, например, Ausf.G.
Впрочем, три T-40/75 N были еще более замысловатыми боевыми машинами. Танки с чехословацкими регистрационными номерами 67.627, 67.628 и 67.640 переделали из шасси самоходных артиллерийских установок StuG IV. Вместо рубок шасси получили подбашенные коробки а также башни Pz.Kpfw.IV Ausf.G или Ausf.H. В нашем случае речь идет о машине с регистрационным номером 67.627 (номер родного шасси 100603), 15 июня 1949 года она была передана в 1-й танковый полк, Миловице. Так вот, тут еще более веселая смесь. На танке стоит башня Pz.Kpfw.IV Ausf.J, причем поздняя (с новым колпаком вентилятора и казнозарядной мортиркой на крыше башни), но командирская башенка от Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Скорее всего, башня с мотором поворота, который убрали на Ausf.J.
Также у машины новые крылья, это один из признаков T-40/75 N. Такие крылья получали далеко не все танки данного типа. Еще одним признаком, который позволяет определить чехословацкий танк, являются крепления запасных траков. Они имеются на лобовом листе подбашенной коробки и башни. На правом борту башни появилось крепление под инструмент, оно есть у части T-40/75 N. От бортовых экранов корпуса чехи отказались, а вот башенные оставляли. Они, к слову, есть не у всех T-40/75 N.
В дальнейшем танк продали в Сирии, там он получил установку зенитного пулемета (основание установки сохранилось на башенке). В 1967 году танк захватили силы ЦАХАЛ на Голанах, после чего утащили на территорию Израиля. До 2007 года T-40/75 N стоял в Латруне, далее его выкупил коллекционер Кевин Виткрофт. Машина ожидала своего часа, а далее начались съемки Fury. T-40/75 N покрасили в немецкий камуфляж, дали башенный номер 312 и имя собственное Erica. В фильме танк почти не видно, он бледной тенью стоит в начале, мимо него проезжает немецкий офицер на лошади.
Что сейчас с машиной, вопрос открытый. Возможно, когда-нибудь поедет, но уже в чьей-то частной коллекции. Вообще с моторами Maybach HL 120 напряженка, ибо их в разы меньше, чем танков. Возможно, что и послевоенный могут воткнуть. Если уж немецкий танк от чехословацкого люди обычно не отличают, чего говорить про мотор.
Список источников:
-
-
- valka.cz
-
источник: https://dzen.ru/b/ZlMeB0JB3RV_M28g