Юрий Пашолок. Немецкие легкие полугусы как истребители

11

Юрий Пашолок. Немецкие легкие полугусы как истребители

Немецкие полугусеничные тягачи Sd.Kfz.10 в качестве носителей противотанковых орудий

Впервые немцы задумались об истребителях танков еще во второй половине 20-х годов. С учетом того, что именно им пришлось первыми воевать против танков, неудивительно. В вопросе противотанковых средств немцы были впереди планеты всей. Так что и по поводу повышения подвижности противотанковой артиллерии им тоже первыми прилетели в головы здравые мысли. Правда, идея установить противотанковую пушку 3,7 cm Tak на шасси гусеничного трактора Hanomag WD Z 25 изначально была провальной. У шасси скорость была в 2 раза ниже требуемой по техническому заданию, естественно, ничего путного из этой затеи не вышла. Тем не менее, первая попытка не стала последней. Только за 30-е годы немцы прорабатывали несколько вариантов истребителей танков, включая и оригинальные шасси. В итоге оптимальным вариантом стало использование шасси легких танков, такие конверсии появились уже в годы Второй мировой войны. Правда, оптимальный вариант — не значит, что единственный.

Sd.Kfz.10, самый легкий и шустрый немецкий полугусеничный тягач. По скоростным характеристикам он был близок к легким армейским грузовикам

Sd.Kfz.10, самый легкий и шустрый немецкий полугусеничный тягач. По скоростным характеристикам он был близок к легким армейским грузовикам

Среди шасси, которые в 30-е годы прорабатывались для истребителей танков, присутствовали и полугусеничные тягачи. Впервые о них задумались еще в самом конце 20-х годов, но полноценные работы начались с конца 1934 года. Немецкие полугусеничные истребители танков были крайне необычными. Двигатели переносились в кормовую часть, шасси получали специально разработанные бронекорпуса и башенные установки с круговым вращением. Судьба у немецких полугусеничных истребителей оказалась незавидной. По ряду причин они так и остались опытными, а в истребители записали шасси, изначально создававшиеся для борьбы с вражескими укреплениями. Тем не менее, немецкие полугусеничные истребители танков были более-менее массовыми и весьма активно воевали. Нюанс в том, что это не заводские САУ, а импровизированные боевые машины, которые базировались на шасси Sd.Kfz.10.

Самая простая конверсия, пушку просто закатывали как есть

Самая простая конверсия, пушку просто закатывали как есть

То, что определенные группы граждан возводят сумрачный немецкий гений чуть ли не в абсолют, известно давно. На самом деле бардака хватало и в немецком орднунге, да и с танкостроением порой немцы чудили. В общем-то, как у всех, иногда просто этого бардака было меньше. Плюсом были, в том числе, инициативность на уровне среднего комсостава, а также хорошо экипированные полевые мастерские. Особенно это ощущалось в первые годы войны. Кстати говоря, очень похожее можно было видеть у американцев в 1944-45 годах. Промахи своего танкостроения там решали на уровне командиров дивизий, полков и батальонов. И если американцы решали больше проблемы с защитой своей бронетехники, то немцы решали проблему отсутствия самоходной артиллерии, прежде всего противотанковой.

Импровизированная САУ получалась довольно низкой

Импровизированная САУ получалась довольно низкой

То, что немцы первыми запустили в крупную серию гусеничные истребители танков, не секрет. По факту в сражении во Франции участвовал всего один дивизион (521-й) истребителей танков, вооруженный Panzerjäger I. При этом он использовался как средство усиления танковых частей. Между тем, подвижная противотанковая артиллерия была нужна и другим частям, а они сидели на голодном пайке. Касалось это и танковых дивизий, которым истребители танков не выдали. Выход из сложившейся ситуации выглядел логично — «помоги себе сам».

Наиболее распространенный вариант. Станины остались на месте, а колеса сняли. Они, кстати, сохранялись - колеса перевозили в кормовой части машины

Наиболее распространенный вариант. Станины остались на месте, а колеса сняли. Они, кстати, сохранялись — колеса перевозили в кормовой части машины

Первые попытки создать конверсии гусеничной и полугусеничной военной техники датируются маем-июнем 1940 года. Впрочем, по-настоящему данное явление стало набирать обороты ближе к осени 1940 года. При этом если внимательно посмотреть на то, каким образом происходил процесс создания импровизированных истребителей танков, можно легко обнаружить рациональное зерно во всём этом процессе. За основу брались, прежде всего, артиллерийские тягачи, штатные для подобных систем. Конечно, имелись исключения вроде использования трофейных французских тягачей Reanult UE (о них рассказывается отдельно), но обычно за основу брались те машины, которые использовались в качестве штатных тягачей 3,7 cm Pak. Это легкий трехосный тягач Krupp L 2 H 143, а также полугусеничный тягач Sd.Kfz.10. О последнем и пойдет речь.

Наличие станин почти не мешало работе расчета

Наличие станин почти не мешало работе расчета

Генрих Книпкамп не просто так занял руководящее место в 6-м отделе Департамента Вооружений. Полугусы, которые были созданы под его руководством, стали едва ли не апогеем в творческой карьере талантливого инженера. В отличие от похожих разработок, схема Книпкампа была скорее гусеничной машиной с передними колесами, необходимыми для увеличения длины опорной поверхности, а также для маневрирования. Гусеничная составляющая машины имела бортовые фрикционы, так что, в теории, тягач мог поворачивать даже без колес. Под руководством Книпкампа было создано целое семейства полугусеничных тягачей. Начиналось оно с модели Sd.Kfz.10 грузоподъемностью 1 тонна, которая получилась очень шустрой машиной. Максимальная скорость по шоссе составляла 65 км/ч, а средняя — 45 км/ч. Это сравнимо с Krupp L 2 H 143, а на бездорожье полугусеничная машина стремительно вырывалась вперед. В июне 1937 года последовал заказ на 8235 машин. Первые поставки машин нулевой серии (Demag D 6) начались с 1938 года, а далее пошел выпуск Demag D 7.

Установка 3,7 cm Pak без станин

Установка 3,7 cm Pak без станин

В системе вооружения Sd.Kfz.10 занимал примерно то же место, что и советский полубронированный артиллерийский тягач «Комсомолец». Основной задачей машины была перевозка противотанковой пушки 3,7 cm Pak и автоматической зенитной пушки 2 cm Flak 30/38. В дальнейшем на ее базе строили дополнительные спецмашины, включая ЗСУ Sd.Kfz.10/4 и Sd.Kfz.10/5. О том, насколько важной была эта машина, говорит простой факт. Всего их выпустили около 14 тысяч штук, это в 2 раза больше, чем Krupp L 2 H 143. Кроме того, шасси Sd.Kfz.10 изначально больше подходило на роль «самоходного лафета». Конструкция машины была такова, что смонтировать в кузове 3,7 cm Pak не являлось большой проблемой. Сзади оставалось место для расчета и боезапаса, а при стрельбе можно было откинуть лобовое стекло.

Защита радиатора появилась еще весной 1941 года, правда, была она скорее редкостью

Защита радиатора появилась еще весной 1941 года, правда, была она скорее редкостью

Самые первые конверсии Sd.Kfz.10 выглядели максимально примитивно. Пушку банально закатывали на машину, раскладывали станины в боевое положение — готово! Это самый простой, но далеко не самый лучший вариант. Поэтому чаще встречалась несколько доработанная версия. Между кабиной и отсеком для расчета имелась своеобразная перегородка, которая часто использовалась для личных вещей. Так вот, на нее ложился станок орудия, колеса снимались, при этом станицы оставались на месте. Колеса возили на кронштейне в кормовой части корпуса. Высота линии огня получилась чуть ниже, пушка меньше прыгала, но, всё равно, решение не идеальное.

Попытка сделать закрытое отделение управления

Попытка сделать закрытое отделение управления

Обе версии установки 3,7 cm Pak, предусматривавшие сохранение станин, имели различные вариации исполнения. Более-менее типовые решения обычно можно было видеть в пределах одного подразделения. Как правило, речь шла о противотанковых дивизионах при танковых дивизиях. Именно эти подразделения наиболее остро нуждались в подвижной противотанковой артиллерии. Впрочем, недостатки подобной системы установки выглядели очевидными. Ближе к концу 1940-началу 1941 года некоторые подразделения стали делать более совершенные конверсии. Они предусматривали установку станка 3,7 cm Pak без станин. Аналогичное решение можно видеть на САУ 3,7 cm Pak (Sf.) auf Infanterieschlepper UE (f), скорее всего, оттуда и подсмотрели.

Затейники из 16-й танковой дивизии и их творение

Затейники из 16-й танковой дивизии и их творение

Первое массовое применение конверсии, которую можно условно назвать 3,7 cm Pak auf Sd.Kfz.10, случилось весной 1941 года во время боев в Греции и Югославии. К лету 1941 года такие конверсии стали массовым явлением, причем занимались ими и в пехотных дивизиях. Еще до начала операции «Барбаросса» в некоторых подразделениях озаботились вопросом локальной защиты машин. Где-то просто поставили щит перед фальшрадиаторной решеткой, где-то озаботились бронированной кабиной. Чаще речь всё же шла о довольно простой защите, всё же она имела массу, а это лишняя нагрузка на шасси.

Самая продвинутая конверсия была создана в 29-й пехотной дивизии

Самая продвинутая конверсия была создана в 29-й пехотной дивизии

Пик боевого применения 3,7 cm Pak auf Sd.Kfz.10 пришелся на вторую половину 1941 года. Именно в это время вопрос о локальном бронировании был поднят в полную меру. Кроме того, 3,7 cm Pak постепенно теряла свою актуальность. Эффективно бороться она могла только с танками, имевшими противопульную броню. Вместе с тем, сама концепция подвижной противотанковой пушки оказалась удачной. Сколько именно сделали подобных машин, никто не знает, но есть мнение, что речь идет о сотнях штук. Самое же главное, что работы имели продолжение.

С 1942 года начался процесс монтажа более мощных орудий 5 cm Pak 38

С 1942 года начался процесс монтажа более мощных орудий 5 cm Pak 38

Летом 1941 года состоялся боевой дебют 5 cm Pak 38, новой противотанковой пушки. Она существенно превосходила 3,7 cm Pak в бронепробитии, правда, и боевая масса была более чем в 2 раза выше. По этой причине довольно быстро возникла идея установки орудия на самоходное шасси. Первой такой САУ должна была стать 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper, которую создали на базе транспортера VK 3.02. Дальше опытной машины дело не продвинулось. Помимо того, что вскоре появилась более мощная противотанковая пушка 7,5 cm Pak 40, дело было в неудачной конструкции 5 cm Pak 38 auf gep.Mun.Schlepper. Шасси оказалось явно маловато. Тем не менее, САУ с использованием 5 cm Pak 38 оказались вполне массовым явлением. Но не благодаря заданию сверху, а в виду наличия инициативы снизу.

Установка орудия отличалась разнообразием. В данном случае использовались швеллеры

Установка орудия отличалась разнообразием. В данном случае использовались швеллеры

Когда именно 5 cm Pak 38 впервые взгромоздили на шасси Sd.Kfz.10, данных нет. Вероятнее всего, случилось это в 1942 году, причем значительный процент конверсий замечен в тех же дивизионах, которые ранее использовали 3,7 cm Pak auf Sd.Kfz.10. Больше того, и некоторые из технических решений здорово напоминали ранее использованные. До закатывания орудия прямо на колесах дело не доходило, а вот варианты со станинами попадаются довольно часто. Иногда вместо станин использовались стальные швеллеры.

Более простая схема с сохранением станин. Скорее всего, сзади перевозились колеса

Более простая схема с сохранением станин. Скорее всего, сзади перевозились колеса

Установка 5 cm Pak 38, как и переделка самой машины, отличались ничуть не меньшим разнообразием, чем в случае с 3,7 cm Pak. Одних только вариаций установки орудия наберется 3-4 вида, а с «обвесом» и вовсе полная свобода творчества. То же самое касалось и дополнительной броневой защиты. Чаще всего дело ограничивалось щитом, защищавшим радиатор, но иногда переделки носили более существенный характер.

Щитовое прикрытие было самым разным

Щитовое прикрытие было самым разным

Пик применения машины, условно именующейся как 5 cm Pak 38 auf Sd.Kfz.10, пришелся на 1942 год. Они еще локально попадались и в 1943 году, но к тому времени немецкая промышленность уже раскачалась. Еще весной 1942 года появились первые истребители танков семейства, более известного как Marder. Эти машины были выше и менее подвижными, но явно больше подходили на роль истребителей танков. Больше того, Marder шли на замену как раз тех самых конверсий с использованием Sd.Kfz.10. В иных случаях замены пришлось ждать больше полутора лет.

Если посмотреть на современные конверсии, можно увидеть много общего. Полевая кустарщина мало изменилась

Если посмотреть на современные конверсии, можно увидеть много общего. Полевая кустарщина мало изменилась

В заключение стоит сказать, что инициатива снизу оказалась очень правильной. Да, установка 37-мм и 50-мм пушек на шасси Sd.Kfz.10 являлась эрзацем. Тем не менее, эрзацы эти появились в нужное время, а также стали довольно массовым явлением. Их часто забывают те, кто сравнивает матчасть вермахта и Красной Армии, а это большая ошибка. Также стоит отметить, что противотанковые пушки на полугусеничные шасси немцы ставили и позже. Прежде всего речь идет о Sd.Kfz.251/22 Ausf.D, эрзац-истребителе танков, которых построили больше 250 штук. Тоже эрзац, но в заводском исполнении.

Список источников:

      1. Panzer Tracts 22-1 leichter Zugkraftwagen 1 t (Sd.Kfz.10) — Ausf. A und B and Variants development and production from 1935 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilarty L. Doyle, 2009
      2. Nuts & Bolts, Vol. 45: Sd.Kfz. 10 — leichter Zugkraftwagen 1 ton and variants, Dr. Nicolaus Hettler, 2021
      3. eBay
      4. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckie-legkie-polugusy-kak-istrebiteli-62e8f9ae80b1f05eba51fef3?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account