Юрий Пашолок. Немецкая «копейка» как командирский танк

13
Юрий Пашолок. Немецкая "копейка" как командирский танк

Юрий Пашолок. Немецкая «копейка» как командирский танк

История Kleiner Panzerbefehlswagen и других командирских версий легкого танка Pz.Kpfw.I

Вопрос связи между танками встал практически сразу после их появления на поле боя. Первыми некое подобие связи в виде семафора создали англичане, но прижился совсем другой тип — сигнальные флажки. Вместе с тем, флажки могли давать какую-то информацию в ограниченном виде, поэтому возникла вполне логичная идея установить в танк радиостанцию. В этом направлении всех опередили французы, создав специальный радийный танк Renault FT TSF(télégraphie sans fil). В виду наличия радиостанции вооружения у этого танка не имелось, зато установили довольно большую рубку. По концепции генерала Эстьена, в каждом танковом батальоне предполагалось иметь по 6 таких танков. В дальнейшем французы отказались от подобной концепции, хот нет-нет, но штабные версии танков ими создавались. Зато появилась идея оснащать радиостанциями полноценные танки. Первым таким танком стал Renault NC-3, позже известный как Char D1. По сравнению с более ранним Renault NC у этой боевой машины экипаж вырос до 3 человек, причем третьим стал радист, сидевший в корпусе. Французы были явно не в курсе, что их идею уже начали реализовывать немцы.

leichte (Funk) Panzerwagen, первый немецкий серийный командирский танк

leichte (Funk) Panzerwagen, первый немецкий серийный командирский танк

Про то, что немцы снова стали заниматься танками, никто не знал, ведь это им было запрещено по Версальскому договору. Между тем, немецкие средние и легкие танки, которые разрабатывали во второй половине 20-х годов, планировались поголовно оснащать радиостанциями. Подобно французам, радиста немцы разместили в корпусе, при этом они первыми ввели поручневые антенны. Они также размещались на корпусе, что оказалось не совсем удачным решением. Советским и японским танкам, на которых также применялись поручневые антенны, их поставили на башни. Имелась и еще одна особенность, о которой часто забывают те, кто сравнивают советские и немецкие танки. Дело в том, что на немецких танках ставился только приемник, то есть типовой немецкий танк всё слышал, но сказать ничего не мог. Только с 1938 года появился вариант Fu 5, который оснащался еще и передатчиком. Да и дистанция работы этих радиостанция была невысокой. Так что вопрос коммуникации всё равно оставался довольно острым. Одним словом, идея Renault FT TSF и английского командирского танка на базе Medium Tank Mk.II немцами оказалась взята на вооружение.

Вместо башни сделали рубку

Вместо башни сделали рубку

La.S., первый немецкий легкий танк, выпускавшийся крупной серией, изначально предполагался трехместным, причем третьим, как у Char D, планировался радист. По ряду причин трехместный танк сделать не удалось, поэтому функцию радиста возложили на командира. Кроме того, танки оснащались радиостанциями Fu 2, работавшими только на приём. По этой причине L.Tr.Kp №38 переделали в командирский танк, сильно напоминавший по концепции командирскую машину на базе Medium Tank Mk.II. Башню, вместе с подбашенной коробкой, с него сняли, поставив взамен рубку, внутри которой разместили комплект радиостанций. Получился мобильный командный пост, с которого обеспечивалось взаимодействие танкового подразделения. Идею признали удачной, поэтому в марте 1934 года началось обсуждение командирских машин на базе La.S. Более известны они как Kleiner Panzerbefehlswagen. Это был первый массовый немецкий командирский танк.

Всего было построено 15 таких танков

Всего было построено 15 таких танков

Изначальные планы по поводу командирских танков выглядели скромно. В переписке по шасси La.S. в марте 1934 года Krupp требовалось установить более мощный, 600-ваттный генератор, чтобы обеспечить питание передатчика. При этом объем шасси с более мощными генераторами изначально составлял всего 10 штук. Далее, в мае 1934 года, объем заказа на такие шасси вырос до 80 штук, впрочем, реальный объем оказался меньше. Больше того, эти танки не выделялись из общего объема 2.Serie/La.S., а точная дата их изготовления неизвестна. Можно говорить о первой половине 1935 года, за это время построили 15 машин. Изначально они проходили как leichte (Funk) Panzerwagen, то есть легкая радийная бронированная машина.

Войсковые испытания лета-осени 1935 года показали правильность самой идеи, но требовалось ее еще довести до ума

Войсковые испытания лета-осени 1935 года показали правильность самой идеи, но требовалось ее еще довести до ума

Рецепт изготовления leichte (Funk) Panzerwagen оказался простым. Вместо вращающейся башни командир получал небольшую рубку, которая имела восьмигранную форму. Разработали рубку там же, где и башню — на Daimler-Benz. Наверху ставился башенный люк от La.S, а с 3 сторон размещались смотровые лючки. Антенный порт переместили с борта корпуса на правый борт рубки, в связи с чем ложе антенны перенесли вперед. Вот и все изменения снаружи. Состав радийного оборудования не оговаривался, но известно, что устанавливался 30-ваттный передатчик.

Первые 25 серийных Kleiner Panzerbefehlswagen выглядели следующим образом. Да, поначалу в Третьем Рейхе не нашлось пулеметных установок

Первые 25 серийных Kleiner Panzerbefehlswagen выглядели следующим образом. Да, поначалу в Третьем Рейхе не нашлось пулеметных установок

Как показали первые испытания, рецепт изготовления радийного танка получился простым, но не идеальным. Сама по себе рубка получилась тесной, а танк был абсолютно безоружен. Поэтому с осени 1935 года началось обсуждение командирских танков, причем не только на базе La.S., но и перспективного среднего танка Z.W.. Впрочем, до запуска Z.W. в серию было еще далековато, поэтому особых альтернатив La.S. пока не имелось. В результате In.6 сделало заказ на 72 командирских танка, которые получали курсовой пулемет, а также 20-ваттный передатчик, менялась и рубка. Требование было в стиле «как можно скорее», но на практике пришлось задержаться. Дело в том, что на горизонте замаячило более совершенное шасси La.S.May, более подходящее для подобных целей. В результате пришлось сдвигать выпуск командирских танков на более поздний срок.

Поручневая антенна, попытка улучшить ситуацию с дальностью связи

Поручневая антенна, попытка улучшить ситуацию с дальностью связи

В середине января 1936 года был оформлен план по выпуску танка, к лету 1936 года переименованному в Kleiner Panzerbefehlswagen. План делился на 2 серии. Первой шла 4a.Serie/La.S, в объеме 25 штук. Этот заказ с серийными номерами 9406-9430 полностью ушел Grusonwerk, а рубки изготовлялись Daimler-Benz werk 40. Обозначение 4a.Serie/La.S не должно никого сводить с толку, на самом деле танк выпускался на шасси La.S.May. Первые такие танки сдали летом 1936 года. Теперь рубка являлась единым целым с подбашенной коробкой, а ее продлили во всю ширину коробки. С левой стороны рубки появился большой двухстворчатый люк, а в лобовом листе предусмотрели пулеметную установку. Также переделали ложе для антенны и верхний люк, который стал двухстворчатым. Наконец, экипаж вырос до 3 человек — механик-водитель, командир, радист.

1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., подбитый в ходе кампании в Польше

1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., подбитый в ходе кампании в Польше

Можно сказать, что 4a.Serie/La.S стал пробным шаром. Для начала, сложилась ситуация, когда командирские танки банально не получили курсовые пулеметные установки. Их производство началось позже, поэтому поначалу командирские танки щеголяли с заглушками. Кроме того, возникли некоторые вопросы к радиооборудованию. На Kleiner Panzerbefehlswagen (сквозной индекс Sd.Kfz.265) ставилось два набора радиостанций — Fu 2, работавший только на прием, и Fu 6, имевшую также 20-ваттный передатчик. Так вот, уверенная радиосвязь обеспечивалась на дистанции 4-6 километров. Поэтому 1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., как еще именовались эти машины, иногда подвергались экспериментам. Например, ставилась рамочная антенна. Впрочем, массовой такая система не стала.

2.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., таких танков выпустили 47 штук

2.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., таких танков выпустили 47 штук

Выпуск 1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. продолжался до октября 1936 года. Судя по всему, из войск пошли первые отзывы, которые, скажем так, получились неоднозначными. Да, машина получилась явно лучше предшественника, но имелись и претензии. Одной из ключевых стала обзорность. Поэтому 5a.Serie/La.S, производство которой немного задержалось, пришлось немного менять. Главным отличием командирских танков, получивших обозначение 2.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., стало появление командирской башенки. Она имела такой же двухстворчатый люк, как на 1.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., но зато по периметру появились смотровые щели.

Вторая серия Kleiner Panzerbefehlswagen отличалась появлением командирской рубки

Вторая серия Kleiner Panzerbefehlswagen отличалась появлением командирской рубки

На сей раз заказ из 47 командирских танков разделили между тремя производителями. Первым оказался Daimler-Bemz werk 40, сдавший 30 танков с серийными номерами в разбросе 10478-10522. Henschel сдал аж целый один 2.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg., получивший серийный номер 12521. Наконец, Grusonwerk сдал 16 командирских танков, имевших разброс по серийным номерам в пределах 14507-14528. Сдавать их начали в апреле 1937 года, как и в прошлый раз, исполнения заказа растянулось. Между тем, еще в сентябре 1936 года In.6 сделало заказ на выпуск еще 108 командирских танков. Даже с учетом довольно скромных данных по дальности радиосвязи, ничего другого пока не ожидалось.

Наиболее массовой стала третья серия - 112 штук

Наиболее массовой стала третья серия — 112 штук

На сей раз производственная серия, получившая обозначение 7a.Serie/La.S, именовалась как 3.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. Отличия у этих машин заключались, прежде всего, в командирской башенке. Форма смотровых щелей и пулеотбойников изменилась, а прямоугольный лючок на правой створке люка получил округлую форму. Также изменились «уши» для створок люка в походном положении. Этот заказ стал самым большим, и одновременно последним. Daimler-Benz werk 40 выпустила 44 танка с серийными номерами 15001–15044. Основной же кусок достался Henschel: в Касселе сдали 68 танков с номерами 15101–15168. Окончательно сборка 3.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. завершилась к концу 1937 года. Итого 184 Kleiner Panzerbefehlswagen.

В боевом отделении Kleiner Panzerbefehlswagen. На первом плане радиостанция Fu 6

В боевом отделении Kleiner Panzerbefehlswagen. На первом плане радиостанция Fu 6

К концу производства Kleiner Panzerbefehlswagen уже было очевидно, что требуются командирские танки побольше и с более мощными радиостанциями. Другой вопрос, что первые Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen) стали сдавать только летом 1938 года, а закончили вообще мартом 1939 года. К 1 сентября 1939 года в войсках находилось всего 32 командирских танка на базе Pz.Kpfw.III. Это привело к тому, что основным командирским танком немецкой армии, в первый год войны, оставались Kl.Pz.Bef.Wg., при этом их постоянно дорабатывали. Наиболее заметным изменением стало появление приборов дымопуска в кормовой части корпуса. Кроме того, и на Kl.Pz.Bef.Wg. периодически можно видеть поручневые антенны, так пытались улучшить ситуацию с дальностью сигнала.

Справа от механика-водителя разместилась радиостанция Fu 2

Справа от механика-водителя разместилась радиостанция Fu 2

В том же статусе командирские танки на базе Pz.Kpfw.I оставались по состоянию на начало войны. В ходе скоротечной польской кампании было потеряно 34 Kl.Pz.Bef.Wg., но из них лишь часть безвозвратно (за сентябрь 1939 года безвозвратно потеряно всего 5 командирских танков всех типов). Помимо очень тонкой брони, вполне очевидным стал тот факт, что противник вполне себе вычисляет командирские танки и старается вывести их из строя. За счет роста объемов выпуска Pz.Bef.Wg. к маю 1940 года удалось частично заменить ими в частях командирские танки на базе Pz.Kpfw.I. Из танковых частей их не вывели, причем некоторые машины перевели в артиллерийские наблюдатели. От потерь, впрочем, это всё равно не спасло. За май-июнь 1940 года немцы безвозвратно потеряли 69 командирских танков всех типов.

3.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. оказался самым массовым немецким командирским танком на начало войны

3.Serie/Kl.Pz.Bef.Wg. оказался самым массовым немецким командирским танком на начало войны

Еще осенью 1940 года начались работы по переделке некоторых Kl.Pz.Bef.Wg. в тропическую версию. Такие машины можно легко определить по дополнительным воздуховодам на надмоторной плите. Впрочем, большого объема переделок не понадобилось, да и много этих танков не понадобилось. В ходе переброски Африканского Корпуса в Ливию ему придали всего 3 Kl.Pz.Bef.Wg. При этом из Северной Африки шли жалобы на то, что у 2 из 3 командирских танков оказалась повреждена подвеска. В дальнейшем количество легких командирских танков чуть выросло — до 4 штук.

Подбитый и захваченный Kl.Pz.Bef.Wg. из состава Африканского Корпуса

Подбитый и захваченный Kl.Pz.Bef.Wg. из состава Африканского Корпуса

Прослужили Kl.Pz.Bef.Wg. в Африканском Корпусе довольно долго, причем одна из машин, с серийным номером 15118, дожила до наших дней. Ее можно увидеть в экспозиции танкового музея в Бовингтоне. Эта машина интересна тем, что у нее на лбу корпуса и рубки установлена дополнительная броневая защита. Таким образом толщина лобовой брони выросла до 30 мм, это позволило обеспечить защиту от малокалиберных автоматических пушек. Правда, англичане как-то ими не пользовались, предпочитая 2-фунтовые (40 мм) орудия. Вот и у бовигтонского танка дырки явно не 12,7 мм. Следует также отметить, что это не единичный случай такой броневой защиты. Попадаются снимки с такой же усиленной броневой защитой Kl.Pz.Bef.Wg. и среди машин, воевавших на советско-германском фронте.

Kl.Pz.Bef.Wg. с дополнительной броневой защитой. Точно такая же защита есть и у командирского танка, который стоит в Бовингтоне

Kl.Pz.Bef.Wg. с дополнительной броневой защитой. Точно такая же защита есть и у командирского танка, который стоит в Бовингтоне

Безусловно, называть Kleiner Panzerbefehlswagen вершиной технической мысли сложно. Тем не менее, для командирского танка первого межвоенного поколения получилось вполне неплохо. Самое главное, что это была массовая машина, а не единичные экземпляры, как у других. Опыт Kleiner Panzerbefehlswagen показал, что правильнее делать подобные машины на базе средних танков. Вот только, для начала, требуется этот самый средний танк. Одним словом, Kl.Pz.Bef.Wg. являлся лучшим, чего немцы могли получить в тот временной период.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002
      2. US NARA
      3. Фотоархив автора
      4. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckaia-kopeika-kak-komandirskii-tank-60f802ef97e0ae3369c81a01

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account