Юрий Пашолок. Немецкий штурмовик из английских комплектующих
Рассказ о реплике самоходной артиллерийской установки StuG 40 Ausf.G, построенной на базе БТР FV432 в Англии
Тот факт, что образцов немецкой бронетехники времен Второй мировой войны до наших дней дожило немного, не является каким-то секретом. Подавляющее большинство такой техники отправилось в металлолом, вместе с той техникой, которая против них воевала. В результате даже для музеев сейчас подобную технику чаще собирают из обломков. Да и то, при условии, что они есть. На самом деле очень многим людям вполне хватает, что такая техника немного похожа на себя, особенно когда речь идет о различных шоу. Причем такое отношение можно наблюдать по всему миру.
Создание макетов техники времен Второй мировой войны началось далеко не вчера. В России, надо сказать, за последние лет 10-15 работы в данном направлении серьёзно продвинулись. Люди, как правило, стараются, порой даже и не поймешь, что перед тобой макет, собранный из новых деталей, а не настоящий танк или САУ. За рубежом в этом плане напрягаются не так сильно. Вполне рядовая ситуация — это вот такой аппарат, который символизирует StuG 40 Ausf.G. Существует он не в единственном числе, да и сама база вполне популярная.
Золотая мечта любого реставратора немецкой техники — это, понятное дело, «Тигр» или «Пантера». Но вообще самым массовым образцом немецкой бронетанковой техники в 1943-45 годах была самоходная артиллерийская установка StuG 40 Ausf.G. Всего их изготовили более 8,5 тысяч штук, использовали StuG 40 Ausf.G очень широко, не говоря о том, что это была очень опасная боевая машина. Наибольшее число потерь что советской, что союзной бронетанковой техники от огня вражеских боевых машин пришлась именно на StuG.
Конечно, StuG не такая известная машина, как немецкий «зверинец», но в целом она вполне востребованная. Сохранилось их, кстати, немало, особенно в Финляндии и Болгарии, где они служили довольно долго. Правда, болгарские машины сейчас не особо-то доступны для частных коллекций, к тому же они, как правило, без моторов, поскольку использовались как неподвижные огневые точки. В случае же с финскими машинами ситуация похожая, то есть шасси гораздо больше, чем вакантных моторов. Так что за моторы идет нешуточная борьба.
Еще один важный момент связан с тем, что сама по себе техника времен Второй мировой войны является штукой совсем не дешевой. В случае же с немцами ценник и вовсе оказывается сильно задранным вверх. Посему даже не самым бедным людям такая машина либо не по карману, либо является штукой весьма накладной. Между тем, именно чтобы был совсем настоящий танк или САУ, совсем не обязательно. Особенно если речь идет о фильмах или военно-исторических реконструкциях. Там зачастую совсем аутентичная машина, наоборот, является ограничивающим фактором.
Может быть, кому-то сейчас будет разрушен его богатый внутренний мир, но вообще что в реконструкциях, что в фильмах, военная техника является реквизитом. И отношение к этому самому реквизиту соответствующее. На настоящем танке, который музейный раритет, разводить по полной программе пиротехнику будет только безумец (или человек, не понимающий ценность машины). В случае же с макетом, а также с бронетехникой, которая собрана из кусков, таких проблем гораздо меньше. Для них, можно сказать, всё страшное уже случилось, либо просто не жалко.
Естественно, у реквизита планка качества растет, что очень хорошо. Но всё это является скорее приятным бонусом, а не потаканием кучки любителей заклепок. А так по всему миру строят макеты, которые как бы символизируют бронетехнику времен Второй мировой войны. Делают такие аппараты и в Англии, причем у местных машин есть свой колорит. Связано это с тем, что обычно совсем с нуля ходовые макеты не строят, за основу берутся образцы послевоенного танкопрома, которые не жалко (пока).
На территории бывшего СССР немецкая техника неоднократно воссоздавалась с использованием шасси боевой машины пехоты БМП-1. За рубежом можно наблюдать очень похожие процессы, причем в еще более масштабном виде. В Англии за основу подобных макетов обычно берут бронетранспортеры FV 432 и схожие с ним боевые машины на той же платформе. Они примерно того же возраста, что и БМП-1, довольно массовые, а главное, не имеют никаких проблем по запчастям.
Есть, впрочем, еще один момент, который выгодно отличает FV 432 от БМП-1. У советской боевой машины пехоты одинарные опорные катки, которые очень хорошо заметны и сильно «портят» внешний вид макетов, изображающих Pz.Kpfw.III и StuG/StuG 40. А вот у FV 432 катки двойные, они, конечно, отличаются, но на «трешечную» базу похожи гораздо больше. Поэтому их маскируют за экранами гораздо реже, да и сами макеты получаются более похожими на прототипы. Катков меньше (5 вместо 6), но в целом силуэт вполне узнаваемый.
В данном случае за основу был взят довольно редкий образец StuG 40 Ausf.G, выпущенный на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.M. Машины эти на фото попадаются, хотя и было их совсем немного. В принципе, для реконструкций, которые проводятся на War & Peace, вполне уместная машина. Надо сказать, что у нас по поводу Белтринга частенько завышенные ожидания. На самом деле там основная масса бронетехники похожего уровня. Да и реконструкторы наши как-то выглядят более убедительно. Но тут уже на вкус и цвет, так сказать. В любом случае, если вам надо немецкие раритеты — это явно на Militracks. Но там без реконструкторов.
источник: https://dzen.ru/a/Z8PmZdL4ySc-i1tl