14
Юрий Пашолок. Не тот Карл

Юрий Пашолок. Не тот Карл

Из истории немецкой самоходной мортиры Gerät 040, или Karl-Gerät, ныне хранящейся в Кубинке, и почему она Ziu, а не Adam

Музей, вне зависимости от того, чему он посвящен, является хранилищем предметов, каждый из которых обычно имеет свою историю. В полной мере это касается и танковых музеев, хотя для многих данный факт совсем не очевиден. Как именно часто себя ведут посетители таких музеев, отдельный разговор, но общее ощущение, что пришли они явно в другое место. В парк аттракционов, например. Искренне при этом удивляясь, а что не так. Впрочем, зачастую немного странное отношение к экспонатам обоюдное. То есть отношение к музейным экспонатам как к складу с техникой, а порой почти расходным материалам. Особенно этим страдает генералитет, причем не только у нас. Между тем, танк порой ничуть не менее ценен, чем картина в Третьяковской Глерее. У некоторых из них порой бурная история, которую, впрочем, зачастую не знают сами музейные работники. Особенно смешно бывает, когда материал по этим самым экспонатам под рукой, но даже желание дотянуться отсутствует. Такая вот сэ ляви, причем общемировая. Например, Vickers Mk.E, который стоит в Бовингтоне и раскрашен под китайский танк, на самом деле служил в английской армии. Известен даже его регистрационный номер, но пока он «китаец». Есть чудесная история про M4A3E2 с именем собственным Cobra King, самый известный танк данного типа, ставший знаменитым после боев в Арденнах. В Cobra King красят многие M4A3E2, до которых можно дотянуться, а что настоящий Cobra King жив, стало известно случайно. Примеров таких много, по всему миру.

Таким Gerät 040 выглядит сейчас. Имя Adam продолжает гордо красоваться на верхушке орудийной части

Таким Gerät 040 выглядит сейчас. Имя Adam продолжает гордо красоваться на верхушке орудийной части

Танков с бурным военным прошлым хватает и на территории бывшего танкового музея в Кубинке, который ныне является частью парка «Патриот». От исходного музея, который организовали в 1938 году, до наших дней сохранился только танка Mark V, тоже с историей (трофей Гражданской войны). Почти всё, что было в музее, далее отправилось воевать, либо в эвакуацию, нынешняя коллекция фактически стала формироваться с 1943 года. Есть тут и опытные машины, и трофеи, и техника, попавшая в Кубинку уже сильно после войны, включая и образцы, найденные на местах сражений. Постепенно история некоторых экспонатов становится известной, если повезет, машины обретают свой исходный облик, но так бывает далеко не всегда. Впрочем, есть один образец, спорная окраска которого не является виной музея. О нем и пойдет речь.

В 2005 году и мы приняли участие в том, что машина именуется Adam. Повторили предыдущую надпись, ставшую уже тогда "каноничной"

В 2005 году и мы приняли участие в том, что машина именуется Adam. Повторили предыдущую надпись, ставшую уже тогда «каноничной»

Одним из «ударных» экспонатов бывшего танкового музея в Кубинке является самоходная мортира Gerät 040, также известная как Karl-Gerät. Последнее прозвище машина получила в честь генерала Карла Беккера, который с 1938 по 1940 годы возглавлял Управление Вооружений Сухопутных Сил (ушел он с этой должности вперед ногами, покончив с собой). Как и остальные экспонаты павильона №6, изначально машина была покрашена в советский армейский защитный цвет, а нынешний облик обрела в начале 2000-х годов. При расчистке слоев краски обнаружилось имя Adam, с тех пор машина покрашена в серый цвет и носит это имя. Как-то игнорируется тот факт, что Adam к 1944 году перестал быть таковым, поскольку его переименовали в Rex. Не говоря о том, что Adam имел другое шасси. Ныне серый Adam стал почти каноничным. И всё стоит рассказать о том, что же за машина стоит в Кубинке, благо у нее довольно бурная судьба.

А это настоящий Adam. Gerät 040 Nr.I, один из двух с исходной ходовой частью

А это настоящий Adam. Gerät 040 Nr.I, один из двух с исходной ходовой частью

Для начала, стоит упомянуть о том, что такое Gerät 040 и откуда они появились. В годы Первой мировой войны немцы активно использовали осадную артиллерию, но она имела ряд недостатков. Прежде всего, крайне низкую мобильность. Первыми решить данную проблему решили французы, которые создали целое семейство самоходным орудий. Включая и Mortier 280 mm TR de Schneider sur affût-chenilles Saint-Chamond. Немного странная на вид машина, состоявшая из двух частей, причем силовая установка размещалась во второй секции, куда запихнули и боекомплект. Орудийная же часть получала энергию по проводам. Главное, что всё это работало, да еще и выпустили серией из 25 машин. В 1935 году немцы начали работу над чем-то подобным, но более монструозным. Цель у них была вполне определенная: требовалась мега-система, способная уверенно поражать объекты на Линии Мажино. Работы по данной машине поручили Rheinmetall-Borsig, к 1936 году мега-мортира стала обретать очертания. Окончательно остановились на калибре 600 мм и массе снаряда 2000 кг. Изначально речь шла о буксируемой системе, но позже возникла идея самоходной мортиры. Причины прозаичны: несмотря на всю монструозность шасси, оно получалось более разумным решением, нежели буксируемая система. Последняя состояла из 9 частей, и как-то наивно думать, что противник будет ждать, пока в 3 километрах от него (такова была исходная дистанция стрельбы) будут собирать мега-мортиру.

На дальние дистанции САУ перевозили на специальных транспортерах

На дальние дистанции САУ перевозили на специальных транспортерах

В феврале 1937 года Управление Вооружений Сухопутных Сил инициировало работы по самоходной мортире, причем дальность стрельбы выросла до 4 километров. Исходно машина именовалась Projekt 4, боевая масса оценивалась в 97 тонн, из них 32,5 приходилось на шасси. Упомянутый генерал Беккер на тот момент возглавлял 4-й отдел Департамента Вооружений, отвечавший за артиллерию. Он являлся активным сторонником данной разработки, поэтому позже ее и стали называть Karl-Gerät (изделие Карла). В августе 1938 года построили самоходную модель в масштабе 1:10, на которой обкатали идею шасси. В июне 1939 года прошли первые тесты орудия, на которых нагрузка от выстрела составила 450 тонн. Одновременно шли работы по компонентам машины, таким, как подвозчик боеприпасов и система перевозки Karl-Gerät по железной дороге. Наконец, в мае 1940 состоялись испытания первого шасси. Как раз к тому моменту начались бои во Франции, Линию Мажино взяли безо всяких мега-мортир и прочих истребителей ДОТ-ов. Тем не менее, процесс разработки Gerät 040 зашел уже слишком далеко, посему серия самой тяжелой САУ в истории всё же состоялась. К тому моменту боевая масса машины составила 124 тонны.

По дорогам Gerät 040 перевозились на специальных прицепах, всего их требовалось 4 штуки. Как можно заметить, верхнюю секцию орудийной части перевозили отдельно, это к вопросу, как верхушка от Adam оказалась на Ziu

По дорогам Gerät 040 перевозились на специальных прицепах, всего их требовалось 4 штуки. Как можно заметить, верхнюю секцию орудийной части перевозили отдельно, это к вопросу, как верхушка от Adam оказалась на Ziu

Всего было построено 7 машин, из которых боевыми являлись 6. Тот самый Adam, он же Gerät Nr.I, был построен первым, его испытания в собранном виде состоялись в июле 1940 года, а окончательно сдали в начале 1941 года. Именно в такой конфигурации изготовили 2 машины — Nr.I Adam и Nr.II Eva. Спутать их с другими Gerät 040 невозможно, поскольку они имели раннюю конфигурацию шасси. Ходовая часть машин Nr.I и Nr.II имела по 8 сдвоенных опорных катков на борт, причем катки получали резиновые бандажи. Также характерным внешним отличием исходной ходовой части было наличие продольной балки-усилителя. В боевом положении шасси ложилось на брюхо, чтобы от нагрузки при стрельбе не сломало подвеску. Оснащались эти два шасси бензиновыми моторами MB 503 A, скорость передвижения достигала 10 км/ч. При этом на Nr.I стояла 4-скоростная КПП Ardelt, а на Nr.II поставили 3-скоростную КПП Voith Turbo.

Начиная с шасси Nr.III ходовая часть была другая. На фото или Nr.III Odin, или Nr.IV Thor. Именно эти САУ вели огонь сначала по Брестской крепости, а затем

Начиная с шасси Nr.III ходовая часть была другая. На фото или Nr.III Odin, или Nr.IV Thor. Именно эти САУ вели огонь сначала по Брестской крепости, а затем

По результатам первых испытаний было принято решение шасси дальнейших машин переделать. Количество опорных катков выросло до 11 на борт, сами они стали цельнометаллическими, исчезла балка-усилитель. Именно такую конфигурацию и имеет шасси, которое стоит в Кубинке. Таким образом, Adam оно быть не может при всём желании. Всего таких шасси построили 5 штук, из них боевыми являлось 4. Первое 11-катковое шасси, Nr.III, оно же Odin, сдали 15 марта 1941 года, за ним, 10 апреля, последовала машина Nr.IV, она же Thor. Обе оснащались дизельным мотором MB 507 C, изначально построенным для торпедных катеров. Для установки в Gerät 040 мотор дефорсировали, скорость передвижения снизилась до 6 км/ч. Мало, но машина и так никуда не торопилась. Ее задачей было разрушение фортификационных сооружений. К тому же на дальние дистанции машина перевозилась либо по железным дорогам, либо на колесных прицепах. На один прицеп грузилась шасси, еще на три грузились элементы орудия. Для их монтажа использовался 35-тонный кран-балка, который также перевозился на прицепе. Машины №III и №IV оснащались 4-скоростными коробками передач Ardelt. Кроме того, именно эти самые машины, плюс Adam и Eve, использовались в июне 1941 года. Adam и Eve действовали в ходе осады Рава-Русского укрепрайона (6 УР), а по Брестской крепости вели огонь Odin и Thor. При этом эффективность огня оказалась, скажем так, довольно скромной. Особенно это касалось Eve, которая вообще сломалась, и Adam, сделавший аж 4 выстрела. В дальнейшем Odin и Thor применялись в ходе осады Севастополя, тоже с весьма скромными результатами.

Nr.V Loki, изначально строилась как Gerät 040, но в 1944 году перевооруженная на 540-мм Gerät 041. Всего так переделали 3 Gerät 040, но позже Nr.I Rex, бывший Adam, вернули обратно в конфигурацию Gerät 040

Nr.V Loki, изначально строилась как Gerät 040, но в 1944 году перевооруженная на 540-мм Gerät 041. Всего так переделали 3 Gerät 040, но позже Nr.I Rex, бывший Adam, вернули обратно в конфигурацию Gerät 040

Еще два образца Gerät 040 построили, но поначалу они оставались на скамейке запасных. Речь идет о шасси Nr.V, оно же Loki, которое сдали 15 мая 1941 года, и Nr.VI, оно же Ziu, которое сдали в 1 июля 1941 года. Они отделены не просто так. Во-первых, на Loki стояла 3-скоростная КПП Voith Turbo, а во-вторых, Ziu получила бензиновый мотор MB 503 A. Последним, спустя год, должны были сдать Nr.VII с именем собственным Fenrir. Впрочем, боевой данная машина никогда не была. Изначально она являлась тестовым шасси по программе Gerät 041, подразумевающей создание 540-мм мортиры, более дальнобойной (дистанция стрельбы до 10 километров). Идея более дальнобойной мортиры, кстати говоря, принадлежала Гитлеру. Видимо, он был такой дурак, что первым не понял гениальную мысль строить мортиру, действующую на дистанции плевка от противника. По итогам, правда, 540-мм стволы были готовы в 1943 году, а на «боевые» машины поставлены и вовсе в августе 1944 года, когда было слегка поздновато. Тогда же шасси Nr.I переименовали в Rex (упоминается и имя Baldur), а Nr.II переименовали в Wotan. В дальнейшем шасси Nr.VII, построенное с мотором MB 503 A и 4-скоростной КПП Ardelt, использовали как источник запчастей. А вот Loki и Ziu повоевали весьма прилично.

Nr.VI Ziu в Варшаве, август 1944 года

Nr.VI Ziu в Варшаве, август 1944 года

Иногда проскакивает информация, что поздние машины строились сразу как Gerät 041, но это не соответствует действительности. Как уже говорилось выше, последнюю из воевавших машин сдали 1 июля 1941 года, а первый «боевой» ствол Gerät 041 был готов в середине июня 1944 года. При этом часть машин то получала новый ствол, то снова переделывалось в Gerät 040. Такая история случилась, например, с тем самым бывшим Adam. Сначала он получил 540-мм мортиру, а потом его снова переделали в Gerät 040. При этом планы направить машины под Ленинград, то в 1942, то в 1943 годах, каждый раз заканчивались ничем. Слишком специфичной оказалась данная машина. Поэтому героиня нашего повествования, машина Nr.VI, она же Ziu, дебютировала только в середине августа 1944 года. Задачей стало ведение огня по восставшей Варшаве. Как написали в докладе 24 августа 1944 года, орудие оказалось очень эффективным. Ну да, бить по беззащитному городу из самоходной мортиры, предназначенной для разрушения Линии Мажино — это серьёзная заявка на успех. Данный эпизод применения Gerät 040 оказался наиболее освещенным с точки зрения фото и киносъемки.

Момент выстрела

Момент выстрела

Сомнительность использования данных машин видна даже не столько в их скорострельности (1 выстрел в 10 минут), сколько в необходимости ремонта после серии выстрелов. С учетом нагрузки на шасси при выстреле немудрено, да и ресурс створа был невысокий. По тому, какой при этом имелся запас по боеприпасам (264 калибра 600 мм на 29 сентября 1944 года и план на 60 снарядов калибра 540 мм к началу 1945 года), хорошо видно отношение наверху к данному чуду инженерной мысли. Вместе с тем, пороху машинам всё же пришлось еще понюхать. 3 машины, включая Ziu, отправились на запад, при этом машина Nr.VI повоевала больше всех. В марте 1945 года она вернулась в Ютеборг, при этом требовался ремонт мотора.

Римская цифра VI дублировалась на казеннике орудия, а также на шасси

Римская цифра VI дублировалась на казеннике орудия, а также на шасси

К окончанию войны ситуация с самоходными мортирами была следующей. Nr.I, в состоянии Gerät 040, находился под Ютеборгом, он использовался как донор запчастей. Их пустили на ремонт Nr.2, тоже Gerät 040, в ходе перевозки по железной дороге ее накрыли огнем, после чего мортиру захватили американцы. Та же судьба ждала и Nr.V, которая находилась в конфигурации Gerät 041. В дальнейшем Loki отправилась на Абердинский полигон, а в начале 50-х годов машину сдали в металлолом, включая все принадлежности. Американские военные вообще по этому поводу не парятся, если уж они совсем недавно порезали на металл несколько прототипов, включая один из MBT-70, чего-то другого ждать не приходится. Шасси Nr.IV также находилось в районе Ютеборга. В ходе боев в Арденнах машина получила повреждения и ремонтировалась, она всё еще была в конфигурации Gerät 041. Шасси Nr.III существовала номинально, но любимая немцами степень повреждения 50% говорит обо всём. Про Nr.VII тоже все забыли, ибо всё, что можно было снять, пустили на ремонт других шасси. Ну и, наконец, Ziu, которая имела проблемы с мотором, но была вполне комплектной.

Захваченный под Ютеборгом Nr.IV Thor. Как не странно, машина в конфигурации Gerät 040

Захваченный под Ютеборгом Nr.IV Thor. Как не странно, машина в конфигурации Gerät 040

Итого, к концу апреля 1945 года, когда Ютеборг был захвачен частями Красной Армии, там находились бывший Adam (Nr.I), Thor (Nr.IV) и Ziu (Nr.VI). Забавно, что в переписке машины указываются то все с 600-мм мортирами, то всё же выделяют мортиру калибра 540 мм. При этом процесс ремонта был весьма специфичный, видимо, в какой-то момент часть орудийной системы Adam перекочевал на Ziu, благо что орудие состояло из 4 основных секций (ствол, основание и часть качающейся части, верхушка качающейся части и система досылания). Больше того, недавно проскочила фотография шасси Nr.I, у которого отсутствует… правильно, та самая верхушка качающейся части. Бывший Adam и Thor оказались брошены в лесу, при этом они находились в состоянии, исключающем возможность их восстановления. Наиболее целый образец, Ziu, бросили в разбитом эллинге, и вот его было решено направить на НИБТ Полигон. Вопрос подготовки к отправке возложили, в том числе, на личный состав 4-й артиллерийской бригады, которая тогда занимала территорию Ютеборга.

Подтверждение того, что в Кубинку уехала именно Nr.VI Ziu

Подтверждение того, что в Кубинку уехала именно Nr.VI Ziu

Надо сказать, что какая-то активность в данном вопросе началась только осенью 1945 года. Прибыла машина на НИБТ Полигон в Кубинку в 1946 году, после чего подверглась тщательному изучению. В дальнейшем, для нужд НИИ-100, машину полностью разукомплектовали, так что сейчас в музее стоит пустое шасси с комплектной орудийной частью. Ну и с некоторыми хитростями с точки зрения компонентов орудийной части. В итоге, когда в начале 2000-х начали обдирать верх казенной части, нашли там, правильно, Adam. Хотя даже в 1944 году это уже был не Adam. Не говоря о том, что от Adam здесь только кусок орудийной части.

Ziu на НИБТ Полигоне, 1946 год

Ziu на НИБТ Полигоне, 1946 год

О том, что это не Adam, уже известно довольно давно, причем оно подтверждается и фотографиями. Вместе с тем, в связи с обнаружением надписи версия о том, что это Adam, остается «каноничной». Остается пожелать парку «Патриот» желания таки дотянуться до краткого описания машины, где есть и камуфляжная схема по прибытии на полигон. О том, что это Ziu, есть и документальное подтверждение. Да и, в конце концов, серая машина в павильоне даже сейчас, после реконструкции, несколько теряется.

Список источников:

      1. Bertha’s Big Brother — Karl-Geraet Thomas L. Jentz, Panzer Tracts, 2001
      2. US NARA
      3. ЦАМО РФ
      4. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-tot-karl-60c9d5479831dd461a521d6e

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account