Юрий Пашолок. Не самое надежное издание для немецких военных

15

Юрий Пашолок. Не самое надежное издание для немецких военных

Популярно о двухтомнике «Хейгля», который ряд исследователей использует как первоисточник информации о довоенной бронетехнике

Существует шутка о том, что на одном из кладбищ есть надгробная плита. На ней выбита эпитафия «не все йогурты одинаково полезны». Эта фраза самым лучшим образом подходит с точки зрения источниковедения целого ряда исследователей, которые, имея доступ к первоисточникам, выбирают путь полегче. Проще говоря, вместо архивного поиска предпочитают использовать литературу как есть. Данный подход таит в себе массу подводных камней, но про это многие не думают. Касается это и исследователей, которые занимаются историей бронетанковой техники.

Фриц Хейгль и издание, вышедшее после его смерти. D 612/2 четко намекает, что книга была заказом немецких военных, по сути это лакмусовая бумажка их знаний о мировом танкостроении середины 1930-х

Фриц Хейгль и издание, вышедшее после его смерти. D 612/2 четко намекает, что книга была заказом немецких военных, по сути это лакмусовая бумажка их знаний о мировом танкостроении середины 1930-х

Среди литературы, которая до сих очень активно используется как первоисточник по бронетанковой технике 1916-35 годов является двухтомник «Хейгля». Он, действительно, так и называется — Heigl’s Taschenbuch der Tanks. Правда, вышел он спустя 5 лет после смерти Фрица Хейгля, но это обычно никого не беспокоит. Как и то, что находится внутри. Между тем, книга эта хоть и интересная, но пользоваться ей в чистом виде попросту нельзя. Она скорее интересна как первый «глобальный» справочник по бронетанковой технике. Сегодня стоит рассказать об этой книге, тем более что она является крайне интересным историческим артефактом.

Одна из бронемашин, созданных Хеглем. Он был больше инженером-танкостроителем, чем литератором. Но запомнился он не броневиками

Одна из бронемашин, созданных Хеглем. Он был больше инженером-танкостроителем, чем литератором. Но запомнился он не броневиками

Для начала, стоит упомянуть, кто же такой Фриц Хейгль. С точки зрения танкостроения он менее известен, чем Гюнтер Бурстин, но «выхлоп» от его разработок оказался гораздо большим. Heigl Panzerauto M.25 и M.26, первые австрийские бронемашины межвоенного периода — это как раз Хейгль. Кроме того, с 1928 по 1930 годы он разрабатывал танки для шведской армии. Сотрудничая со шведской фирмой Morgårdshammar AB, он разработал 6 вариантов своего танка. Увы, построить их так и не успели. В декабре 1930 года Фриц Хейгль умер, на тот момент майору было всего 37 лет.

Переведенная в СССР Taschenbuch der Tanks, оригинальное издание 1930 года. Эта книга была больше техническим справочником

Переведенная в СССР Taschenbuch der Tanks, оригинальное издание 1930 года. Эта книга была больше техническим справочником

Знают Фрица Хейгля, впрочем, отнюдь не как танкостроителя. Он обессмертил своё имя благодаря исследовательской работе, связанной с обобщением опыта мирового танкостроения. В 1925 году появилась его первая книга-справочник, посвященная танкам. Получившийся справочник не особо известен, но в 1927 году на свет вышла книга Taschenbuch der Tanks. Крайне интересным моментом было то, что издательство Lehmanns Verlag, которое выпустило книгу, находилось в Мюнхене. Это слегка так намекает, кто был наиболее заинтересованной стороной.

Из этого калейдоскопа Хейглю принадлежит всего 2 книги. Реально их написал штук 5

Из этого калейдоскопа Хейглю принадлежит всего 2 книги. Реально их написал штук 5

Последней выпущенной Хейглем книгой стала новая версия Taschenbuch der Tanks, изданная в 1930 году. Надо сказать, что Фриц Хейгль, как инженер, больше был заинтересованным не в создании энциклопедии, а скорее в изучении отдельных узлов и агрегатов. Что ему не мешало собрать большую коллекцию материалов по бронетехнике. После смерти Хейгля эти материалы частично осели в Швеции. Можно сказать, что отчасти Хейгль, который действовал совместно с немцами, занимался шпионской деятельностью. По крайней мере именно такое впечатление оставили его «коллеги», которые приезжали к Кристи. И нельзя сказать, что Джон Уолтер Кристи был не прав. Тот объем информации, которые выгребали гости, вполне тянул на шпионскую деятельность.

Ага, вот эти ребята. Майор Герхард Питер фон Цецшвиц погиб в июне 1941 года, у остальных авторов была долгая плодотворная карьера

Ага, вот эти ребята. Майор Герхард Питер фон Цецшвиц погиб в июне 1941 года, у остальных авторов была долгая плодотворная карьера

Книги Фрица Хейгля быстро стали очень популярными. Его справочники перевели на ряд языков, в том числе и русский. Именно поэтому было решено, что после смерти Хейгля его дело будет продолжено. Но теперь это был скорее немецкий проект, хотя коллектив получился международным. И вот тут стоит упомянуть тех, кто сделал того самого «Хейгля» 1935 года. Немцев там было двое — Герхард Питер фон Цецшвиц и Отто Меркер. Первый хорошо известен как танковый теоретик, его первые статьи появились еще в конце 20-х. Второй известен как главный конструктор Landsverk с 1931 по 1936 годы. Третьим автором стал Оскар Хакер. Крайне интересная личность, директор Steyr и один из членов Танковой Комиссии (некоторое время он ее возглавлял). Четвертым автором стал Роберт Икс, один из ключевых людей на Абердинском полигоне и совсем не последний человек в американской танковой программе.

Источник индекса Renault FT-17. На самом деле он просто Renault FT

Источник индекса Renault FT-17. На самом деле он просто Renault FT

Упомянутые фигуры являлись ключевыми, но надо иметь в виду, что на этих четверых еще работала разведка. Гребли они в тот самый двухтомник Heigl’s Taschenbuch der Tanks всё, до чего могли дотянуться. Кто был главным заказчиком, можно понять по одной маленькой детали. У книги есть номер D612, это индекс немецких руководств. То есть Heigl’s Taschenbuch der Tanks являлся настольной книгой немецкого Управления Вооружений. Перевели ее на ряд языков, в том числе и на русский. «Двухтомник Хейгля», либо просто «Хейгль», стали именами нарицательными. Часть опубликованных там материалов попало в альбом-многотомник, который был издан в 1937 году. В отличие от «Хейгля», эти альбомы не особо известны, поскольку их подготовили для АБТУ КА. В них, кстати говоря, информации гораздо больше, поскольку наша разведка гребла глубже.

Танк-фэйк. NC-2 - это опытный колесно-гусеничный танк, японцам же поставлялись NC-27

Танк-фэйк. NC-2 — это опытный колесно-гусеничный танк, японцам же поставлялись NC-27

Так вот, что «Хейгль», что упомянутые альбомы, могут использоваться исключительно как ознакомительный источник. Если вы их используете впрямую, без учета материалов-первоисточников, плохо быть вами. Знаете анекдот про Моцарта, который плохой, потому что его Гиви напел? Вот как раз этим и является «Хегль». Советский справочник тоже, кхм, специфичный, но туда умудрились свалить массу интересных материалов, прежде всего касающихся «бумажных» проектов. В некоторых случаях информация из Heigl’s Taschenbuch der Tanks заведомо искажена. Не будет же Меркер «палить контору» и писать, что из 6 колесно-гусеничных танков Landsverk 4 изготовили в Германии, и вообще он назывался Räder-Raupen Kampfwagen m/28.

Räder-Raupen Kampfwagen m/28, который назвали Landsverk L-5, чтобы скрыть правду. В 1929-32 годах 4 таких танка испытывалось под Казанью, результаты оказались отрицательными

Räder-Raupen Kampfwagen m/28, который назвали Landsverk L-5, чтобы скрыть правду. В 1929-32 годах 4 таких танка испытывалось под Казанью, результаты оказались отрицательными

Мало того, что Heigl’s Taschenbuch der Tanks откровенно «дырявый» с точки зрения списка, так еще он грешит массой ошибок. Не повезло французам, например. Индексы Renault FT-17 и Renault NC-31, например, как раз из «Хейгля». Масса ошибок допущено с точки зрения принадлежности тех или иных танков странам (некоторые из них удивились бы, что у них такие танки были). Также попали в справочник не существующие танки, например, 92-тонный французский тяжелый танк тип D. Его придумали сами немцы, более того, для борьбы с ним стали разрабатывать истребители танков. По сути Heigl’s Taschenbuch der Tanks интересен одним. Он хорошо показывает, каким уровнем знаний располагали немецкие военные на середину 30-х годов. Исходя из информации в книге, про наше танкостроение они тогда мало что знали. То есть наша контрразведка работала вполне неплохо. Уже потом нашлись «кроты», которых ликвидировали после прихода на должность начальника АБТУ КА Д.Г. Павлова. Дальше снова образовался информационный вакуум.

Тяжелые танки, которых у французов не было. Немцы их сами придумали, сами проектировали средства борьбы с ними

Тяжелые танки, которых у французов не было. Немцы их сами придумали, сами проектировали средства борьбы с ними

Напоследок стоит сказать, что немцы умудрились нагадить в информационном поле уже после окончания Второй Мировой войны. На книжных развалах можно часто встретить переводную версию книги Taschenbuch der Tanks 1943-57. Часть кривых индексов, которые стали «каноничными», у нас подхватили именно оттуда. Не трогайте эту бяку, она интересна только как еще один пример, каким уровнем знаний располагали немецкие военные в конце 50-х. Тех, кто использует эту книгу как первоисточник, надо гнать и насмехаться над ними.

источник: https://dzen.ru/a/ZZO33sdnvmENwACn

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account