Юрий Пашолок. Не полетевший, как ласточка
Попытка «ускорить» советский тяжелый танк КВ-1, предпринятая в феврале-марте 1942 года
То, что по мере производства танки постепенно становятся тяжелее, является вполне нормальным явлением. Причиной тому становятся сразу несколько факторов. Первым из них является повышение требований к броневой защите, как правило, именно это является главным фактором роста массы. Также рост массы частенько становится результатом роста требований к вооружению. Сильно масса от этого, как правило, не растет, но порой на тонну-две может и потянуть. Также на рост массы нередко влияет упрощение конструкции, особенно это было актуально в военный период. Типичный пример тому — история Т-34. В 1941 году боевая масса этого танка составляла порядка 27 тонн. Начало войны, а затем и эвакуация производства на Урал, заставила внести массу упрощений. В результате на Т-34 стала использоваться масса литых деталей, которые были тяжелее тех, что были ранее из катаной брони. По итогам масса подросла до 30 тонн, а в 1943 года перешагнула данную отметку. И при этом Т-34 не получил более мощной броневой защиты, да и вооружение осталось тем же самым.
Похожая история была и с тяжелым танком КВ-1. Согласно изначальному проекту, боевая масса танка должна была составить 40 тонн. Впрочем, даже У-0, первый опытный образец танка, имел боевую массу 42 тонны. Почему-то в АБТУ КА (с 1940 года ГАБТУ КА) отложилась данная цифра, и абсолютно зря. Весной 1940 года на испытания вышел танк У-7 из числа машин установочной партии. Видимо, в ГАБТУ КА плохо читали, ибо там довольно четко была написана боевая масса — 44 тонны. Далее в серию пошла более простая по форме, но и немного более тяжелая сварная башня, добавилась установка курсового пулемета, а в декабре стали ставить орудие Ф-32, имевшее более толстую и тяжелую подвижную бронировку орудийной маски. И вот так, постепенно, к началу 1941 года боевая масса дошла до 46 тонн. В ГАБТУ КА по этому поводу подняли скандал, заявляя о том, что такого не может быть. По их мнению, танк весил 42,5 тонны. Но, вопреки известному анекдоту, согласно приказу число Пи не становится равным семи, как и 46 тонн не превращается в 42,5. А дальше танк становился только тяжелее. Весной 1941 года начались работы по экранировке КВ-1. Принятый в работу вариант экранировки имел полную массу 2940 кг. Утвердили экранировку 19 июня 1941 года. Боевая масса достигла почти 49 тонн, впрочем, еще до этого начали появляться первые признаки некоторого перегруза машины. В августе 1941 года констатировали, что у всех КВ-1 подгорают бортовые фрикционы, частыми случаями был выход моторов из строя в виду перегрева, также ломались поворотные механизмы. Экранировка, впрочем, шла недолго, а танки с утолщенными башнями и оставленными только в лобовой части экранами имели массу около 47,5 тонн. Тем не менее, проблема с перегрузом никуда не делась.
Новый этап роста массы КВ-1 начался осенью 1941 года. Для начала, танки стали получать новую систему — ЗИС-5. Вместе с новой системой стала ставится и новая подвижная бронировка орудия, литой конструкции и толщиной 90 мм. Увеличение толщины было связано с тем, что 90 мм литой брони было равнозначно 75 мм катаной. Так что уже на этом этапе КВ-1 производства ЧТЗ (уже в октябре переименовали в ЧКЗ) стал весить где-то ближе к 48 тоннам. И это только начало. Осенью 1941 года начался выпуск литых башен, их предполагалось производить еще до войны, но до определенного момента как-то не складывалось. Так вот, и у этой башни, подобно подвижной бронировке, толщина выросла с 75 до 90 мм. И это только по техническим условиям. На практике резкий рост выпуска привел к тому, что литые башни могли иметь толщину, превышающую не то, что 100, а все 110 мм, а то и больше. Естественно, это влияло на массу, которая достигла, на танках с литыми башнями, 50 тонн. Официально, впрочем, КВ-1 имел массу 47,5 тонн, но одно дело листочки с краткими характеристиками, а совсем другое — акты заводского взвешивания. Где совершенно внезапно получались те самые 50 тонн,а то и больше. Это не считая те элементы, которые, подобно Т-34, пришлось упрощать. К концу 1941 года, например, пришлось перейти на цельнометаллические опорные катки. И всё это наложилось на резко возросшие объемы выпуска, что, разумеется, привело к снижению качества танков.
Всё это привело не только в резкому снижению надежности танков, но и снижению подвижности. Особенно это касалось преодоления заснеженной местности. Такой ситуации, как с Т-60, не наблюдалось, КВ-1 являлся одним из наиболее «снегоходных» советских танков. Другой вопрос, что он должен был превосходить Т-34, а на практике нередко в сводках указывалось, что 34-ка ведет себя более уверенно. Знаменитое выражение Сталина «как ласточка ходит» по отношению к Т-34 имеет документальное подтверждение. Кроме того, Сталину точно докладывали насчет ситуации с КВ-1. По этому поводу у него состоялся разговор с В.А. Малышевым, наркомом танковой промышленности. Такой же разговор, вечером 24 января 1942 года, был и с И.М. Зальцманом, заместителем Малышева, а заодно и директором ЧКЗ. Предложение Сталина сводилось к повышению мощности мотора до 700 лошадиных сил. Также Сталин поднял вопрос о снижении массы КВ-1.
27 января 1942 года Зальцман и Ж.Я.Котин представили предложения по поводу решения проблемы с подвижностью танка. Новыми они не были, фактически коллектив СКБ-2 вытащил из нафталина проект тяжелого танка КВ-3. Только не тот, о котором все подумали: помимо машины с чертежным индексом 223, был еще один танк, который носил обозначение КВ-3. Речь идет о Т-222, развитии тяжелого танка Т-150. Если бы не чехарда с мега-танками, именно эта машина должна была встать на конвейер вместо КВ-1. Для Т-222 была разработана 8-скоростная коробка передач (автором ее являлся Н.Ф. Шашмурин), да и мотор там оказался как раз мощностью 700 лошадиных сил. Как более простой и быстрый вариант предлагалось форсировать В-2К до 650 лошадиных сил, изменить количество зубьев ведущего колеса и изменить передаточное число бортовых передач. ГАБТУ посчитало «малую модернизацию» приоритетной, аккуратно задвинув попытку перенести на КВ-1 решения от Т-222 с формулировкой «только после испытаний опытного образца». Фактически это означало, что быстрым это решение не становилось. Впрочем, 8-скоростную КПП на ЧКЗ не забросили, как выяснилось потом, решение было абсолютно правильным. Что же касается «малой модернизации» КВ-1, то ее Сталин утвердил 30 января 1942 года, подписав постановление ГКО №1220сс. «О повышении динамики танков КВ» и постановление ГКО №1221сс «Об улучшении проходимости танков КВ».
К 18 февраля 1942 года было подготовлено два танка КВ-1. Обе машины имели сварные башни, впрочем, на крыше машины №6728 закрепили балласт, так что реальная масса была равнозначна танкам с литой башней. На танке №6728 установили ведущие колеса, где число зубьев венца снизили с 16 до 14, также изменили передаточные числа бортовых передач. Впрочем, полным набором изменений снабдили другой танк, с серийным номером 10033. Он получил мотор В-2КФ с пневматическим регулятором Настенко, мощность выросла до 650 лошадиных сил. Впрочем, именно с этим танком и начались первые проблемы. 18 января 1942 года машина вышла на пробег, где выяснилось, что температура масла достигла 125 градусов. Можно представить, что было бы летом. Мотор В-2КФ №4484 проработал всего 20 моточасов. Попытка исправить ситуацию путем замены радиаторов и других правок системы охлаждения результатов не принесли. На повторном пробеге перегрев повторился, поэтому 20 февраля мотор с танка сняли.
На замену данному мотору поставили еще один В-2КФ, №4433. После 5 часов работы испытания прекратились, поскольку перегрев никуда не делся. 23 февраля мотор с танка сняли, а вместо него поставили уже третий по счету В-2КФ, №6433. Этот мотор проработал еще меньше — 3,5 часа, причины ровно те же самые. 28 февраля мотор сняли, после чего на него установили центробежный регулятор. После этого силовая установка проработала уже 36,5 часов. С центробежным регулятором тепловой режим немного улучшился, но в том-то и дело, что «немного». По факту температура масла оставалась настолько высокой, что про движение танка на максимальной скорости можно было и не мечтать. Всё это напоминало ситуацию годичной давности, когда Т-150, имевший ту же массу, а также форсированный мотор, грелся как кипятильник.
По итогам всех неприятностей, которые свалились на танк №10033, он прошел 529 километров, из которых зачли 332. Средняя скорость по шоссе составила 18,7 км/ч, по проселку 17,1 км/ч, а по целине 12,3 км/ч. У танка с серийным номером 6728 ситуация была получше. За февраль-март 1942 года он преодолел 652,7 км, из которых зачли 464 км. Средняя скорость по шоссе составила 20 км/ч, на проселке 15,9 км/ч, а на местности — 14,8 км/ч. При этом у танка, в ходе испытаний, заклинило коробку передач и вышла из строя правая бортовая передача. Также у обоих танков (10033 и 6728) наблюдались поломки опорных катков, а у машины 10033 сломался торсионный вал.
Больше всех прошел (710 километров, зачтено 534,5) серийный КВ-1 с номером 25810. Средняя скорость по шоссе составила 27 км/ч, по проселку 13,9 км/ч, а по целине — те же 13,9 км/ч. Испытатели отмечали, что за счет измененного передаточного числа бортовых переда и венцов с меньшим числом зубьев КВ-1 №6728 имел преимущество над серийным танком на сложной местности. В 10-14 раз уменьшалось число переключений коробки передач, что улучшало ситуацию с работой трансмиссии. Еще одним моментом стало то, что под конец испытаний мотор В-2К танка 25810 начал «сыпаться». В итоге мотор пришлось менять на новый. Также пришлось менять левую тормозную ленту, 4 опорных катка и 1 торсион. В виду того, что поломка опорных катков происходила на местности, где не было экстремальных нагрузок, комиссия сделала вывод, что проблема именно в катках.
Для полноты эксперимента одновременно испытывался Т-34 с серийным номером 05345. И вот тут было сразу понятно, что такое «как ласточка ходит». Средняя скорость по шоссе составила 42 км/ч, по проселку 30,7 км/ч, а по целине — 24,3 км/ч. Причем машина шла по такой же заснеженной местности, штурмовала те же косогоры и сносила те же противотанковые ежи. Можно сказать, что Т-34 послужил лакмусовой бумажкой, хотя и так всё было понятно с идеей форсировать мотор В-2К.
По итогам испытаний комиссия указала на то, что тему В-2КФ можно смело закрывать. Форсирование двигателя проблему не решало. Даже усиление системы охлаждения не давала результатов. Рекомендовалось ввести измененные бортовые передачи и ведущие колеса, но этого так и не сделали. А в это время с фронтов пошли массовые жалобы на «вылетающие» коробки передач. Это было связано и с конструкцией КПП, и с рядом упрощений, что сделало шестерни менее надежными. Таким образом, в марте 1942 года стало окончательно ясно — требуется глубокая модернизация КВ-1. Позже это признал и Сталин, сказав на совещании с Малышевым
«Мы перетяжелили танк КВ. Я тоже в этом виноват, а вы виноваты в том, что не одернули меня».
Испытания февраля-марта 1942 года стали главной причиной появления проекта КВ-13, тяжелого танка с массой и подвижностью среднего. Тогда же начались работы и по КВ-1с, точнее, первой, менее радикальной его версии.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-poletevshii-kak-lastochka-60114787a3e47e7ee8bf5db4