Так сложилось, что большинство образцов отечественной техники времен Великой Отечественной войны безвозвратно утеряна. Как и в других странах, у нас не особо заботились о сохранении этой части истории. Особенно не повезло колесным машинам. В результате тяжелое бремя восстановления ушедшей истории легла на плечи частных коллекционеров. Надо сказать, что и за рубежом аналогичными активностями занимаются именно частники. У них, прежде всего, нет тех ограничений, которые имеются у государственных структур.
Среди образцов, которых почти не осталось, есть и системы залпового огня. Даже М-13 на шасси Studebaker US6, самых массовых в годы Великой Отечественной войны, осталось менее десятка. Про более редкие машины и говорить не приходится. В нашей стране все ездящие «Катюши» — это работа частников. И они продолжают заниматься более редкими образцами систем залпового огня.
Среди новинок международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны» в августе 2023 года была и система залпового огня М-8-24 на базе грузовика ГАЗ-ММ-91-120. Восстановил ее Александр Трушин из Иваново. Как он сам шутит, теперь может точно сказать, что делал зимой 2022-2023 года. Обычно такие конструкции делаются довольно условно, но тут иной случай. Помимо того, что макеты реактивных снарядов сделаны довольно неплохо, так еще и пусковая плюс-минус рабочая. То есть можно полностью сымитировать процесс заряжания. Его превратили в маленькое утреннее шоу на «Моторах Войны».
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/65fe7ce3fda68537e5189fbe
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14709573.html
- видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/65fe7ce3fda68537e5189fbe
- гифка на ТГ — https://t.me/yuri_pasholok/14500