Юрий Пашолок. На пути к оптимальной платформе американского среднего танка
Американский опытный средний танк Medium Tank T5, прямой предшественник Medium Tank M2
В 30-е годы, особенно в первую половину десятилетия, ситуацию с танкостроением практически любой страны можно было охарактеризовать как как «всё сложно». Фактически только Советский Союз смог более-менее наладить массовое производство танков. Комичность ситуации заключается в том, что основная часть моделей, которая выпускалась у нас, имела прямое отношение к образцам, которые в стране-разработчике либо не пошли в серию от слова совсем, либо производилась на экспорт. Как раз такая ситуация случилась с «быстроходным» танком БТ, чей прародитель, Christie M1940, имел крайне ограниченный успех у себя дома. Причин для этого была масса. Во-первых, танк получился чересчур дорогой. Во-вторых, создавался он без тактико-технических требований, поэтому получилось нечто двухместное, с боевыми возможностями легкого танка, но именовавшееся средним. В-третьих, броневая защита также не соответствовала среднему танку, как и вооружение. Зато танк Кристи был быстрым, очень быстрым. Это вскружило американским военным голову, поэтому а течение более пяти лет они оказались одержимы колесно-гусеничными танками, включая и средний.
Кристи, в виду своего скверного характера и нежелания слушать заказчиков, к концу 1932 года окончательно оказался не у дел. Это нисколько не помешало развивать тему колесно-гусеничных танков структурам Департамента Вооружений. На свою беду, Кристи, в своё время, продал все патенты сроком на 10 лет, и так получилось, что развивать тему могли и без него. Впрочем, рождались у американских военных машины довольно странные. Даже самая удачная из них, Convertible Medium Tank T4, оказалась крайне специфичным средним танком. При массе, вполне соответствующей среднему танку, она имела чисто пулеметное вооружение, кроме того, силовая установка была явно слабовата. Тем не менее, танк пустили в серию, хотя еще в момент принятия решения о выпуске серии возникли мысли — что-то явно идет не так.
В апреле 1934 года, когда еще принималось решение о разработке Convertible Medium Tank T4, своё видение колесно-гусеничного среднего танка представил капитан Джордж Говард Рери. Один из главных идеологов колесно-гусеничных танков в пехоте и по совместительству один из ключевых людей в Форт-Беннинг, занимавшихся танками, Рери ощущал некоторую ущербность вооружения T4. Поэтому он предложил свой вариант танка, который сочетал в себе и высокую подвижность, и соответствующее классификации вооружение. Согласно концепции Рери, танк имел вооружение в виде 47-мм пушки, установленной в башне кругового вращения, а также 4 пулемета, расположенные по периметру боевого отделения. Концепцию с «огненным ежом», с начала 30-х годов, продвигала группа офицеров Форт-Беннинг. Ее можно было увидеть на Combat Car T4E2, Combat Car T5E1 и Medium Tank T4E1, но в виде рубочного расположения вооружения. Рери же предложил совместить идею размещения вооружения в башне и в корпусе. Нового колесно-гусеничного танка так и не родилось, но 19 мая 1936 года Комитет по Вооружениям принял решение о запуске программы Medium Tank T5. И вот тут идеи Рери были использованы в полной мере.
Существенной разницей стало то, какое шасси было решено использовать для Medium Tank T5. Как показали опыты с колесно-гусеничными машинами, рост массы достаточно быстро «душил» скоростные характеристики, особенно на гусеничном ходу. То, что при росте массы неплохо бы и мощность мотора поднимать, испытатели писали. Тем не менее, как стоял на том же Convertible Medium Tank T4 мотор Continental R-670, так его и продолжали упорно использовать. Вместе с тем, Технический Департамент Танкового Корпуса не стоял на месте. После долгих проб и ошибок там создали два удачных легких танка — Light Tank M2 для пехоты и Combat Car M1 для кавалерии. При том же моторе, что у Convertible Medium Tank T4, подвижность танка была ничуть не ниже, броня и вооружение такое же, как и экипаж. Главной претензией к шасси Гарри Нокса была плохая продольная устойчивость, но тут можно сразу возразить. Удлинение шасси привело бы к резкому увеличению массы, со всеми вытекающими последствиями. Главное, что шасси было надежным и подвижным, да еще и с разумной ценой.
В сложившихся условиях вполне логичным решением стала идея разработки среднего танка с использованием шасси на основе агрегатов Light Tank M2. Спецификация на Medium Tank T5, подготовленная в июне 1936 года, предполагала вполне адекватный, для того периода, танк. Экипаж из 5 человек, боевая масса 15 коротких тонн (13608 кг), вооружение в виде 1 пушки и 6 пулеметов. Толщина брони достигала 25 мм, таким образом, вернулись к броневой защите еще 1919 года. Мотор и трансмиссия брались с Light Tank M2, элементы ходовой части являлись прямым развитием идей с легкого танка. Ожидаемая максимальная скорость составляла 48 км/ч, то есть примерно на уровне Convertible Medium Tank T4.
Приоритетным направлением при создании Medium Tank T5 стала разработка непосредственно шасси. Без него дальнейшие работы были попросту лишены смысла. Результатом стало то, что 16 ноября 1937 года на испытания вышла необычная боевая машина. Официально она именовалась как Medium Tank T5 Phase I, по сути же к моменту первых испытаний получилось тестовое шасси. Вместо верхней части корпуса, башни и вооружения, были установлены деревянные макеты. Впрочем, и по ним прекрасно было видно — машина явно создавалась по концепции колесно-гусеничного танка капитана Рери. Это и неудивительно, поскольку Рери принял самое непосредственное участие в создании Medium Tank T5. Им была разработана весьма хитроумная концепция орудийной башни, расчет которой находился внизу. Правда, вместо 47-мм пушки поставили макет новой 37-мм танковой пушки T1. Создавалась она одновременно с противотанковой пушкой, ее автором являлся Гладеон Банс.
Концепция установки вооружения во многом повлияла на то, каким получился Medium Tank T5 даже по первой итерации. Общая высота танка составила 2642 мм, что, откровенно говоря, многовато. И это при конструкции башни, которая была фактически «необитаемой». Виной всему пулеметные установки, стоявшие по периметру корпуса. Они добавили минимум лишние 30-35 см высоты. Тем не менее, витавшие тогда среди офицеров-танкистов идеи нашли поддержку, посему никто от пулеметных установок в корпусе отказываться не собирался.
Как и предыдущие разработки, Medium Tank T5, впрочем, как и орудие для него, строилось силами арсенала Рок-Айленд. Первый этап испытаний проходил в период с 16 по 29 декабря 1937 года. В его ходе танк преодолел 1131 километр. Данный этап предполагал проверку работы подвески, траков, а также других узлов и агрегатов. В целом испытания прошли успешно, но явно наблюдалась излишняя нагрузка на трансмиссию. В связи с выросшей, почти на 5 тонн, нагрузкой она начала греться. Температура доходила до 171 градуса. В связи с этим танк отправился на переделку, которая продолжалась в период с 30 декабря 1937 по 6 февраля 1938 года. Трансмиссию переделали, при этом привлекли Wisconsin Parts Company. С 7 по 9 февраля танк прошел 643 километра по проселку, только после этого, 16 февраля, Medium Tank T5 Phase I отправили на Абердинский полигон.
К тому моменту танк существенно изменился. Помимо того, что на кожухах бортовых передач появилось оребрение для лучшего охлаждения, верхнюю часть корпуса полностью переделали. Общие компоновочные решения остались на месте, как и размещение экипажа, но и корпус, и установка вооружения, полностью изменились. Место механика-водителя стало заметно выше, появились боковые лючки, обзорность улучшилась. Впереди разместили 2 курсовых пулемета, стрелявшие куда-то вперед. Это скорее был отпугивающий огонь. Пулеметные установки по бортам переделали, они стали намного удобнее. Также в бортах корпуса появились большие люки, изменилась конструкция моторного отделения.
Полностью оказалась переделана башня. От «необитаемой» схемы Рери отказался, сконструировав совершенно новую двухместную башню. Теперь расчет сидел непосредственно в ней, при этом башня стала заметно крупнее. Для обзора были установлены смотровые лючки, также разработанные Рери. Примечательно, что орудийная установка позволяла делать точную наводку по горизонтали. Данная идея впервые использовалась на американских танках еще с 1920 года.
В ходе испытаний на Абрердинском полигоне танк прошел еще 488 километров, после чего испытания продолжились в Форт-Беннинг. Полигонные испытания получились короткими — всего 14 дней. Столь существенная спешка легко объяснима: то, что в Европе запахло жареным, в США уже заметили, посему требовалось форсировать работы по Medium Tank T5. В том, что именно эта машина будет крупносерийной, уже мало кто сомневался. В ходе испытаний танк, уже доработанный с точки зрения вооружения и боевого отделения, развил максимальную скорость 49,6 км/ч. Этого более чем хватало для машины такого класса.
На Абердинском полигоне разработали специальные бронелисты, выступавшие своеобразными отсекателями огня из кормовых пулеметов. Используя их, пулеметчики могли направлять пулеметный огонь в «слепые» зоны в случае, если вражеская пехота подходила вплотную к корме танка. Эти листы поставили на танк. Также были доработаны элементы ходовой части и трансмиссии. В основном переделки носили минимальный характер. Далее на танке, который в феврале 1938 года получил регистрационный номер U.S.A. W-30369, изменилось вооружение. Было решено отработать концепцию спаренной установки 37-мм пушек пушек M2A1. Для этого была разработана установка T10, орудия прикрыли массивной подвижной бронировкой. Интересно, что оба варианта вооружения изначально вообще не предусматривали установки спаренного пулемета. Зато прорабатывался вопрос установки зенитных пулеметов. Забегая вперед, стоит отметить, что спаренный пулемет так и не появился даже на серийных танках.
Идея со спаркой пушек M2A1 довольно быстро была забракована. Далее, в мае 1938 года, предполагалось поставить готовый образец 37-мм танковой пушки T1. Но к данному сроку пушку так и не сделали. Зато в Форт-Беннинг были от танка если не в восторге, то уж точно довольными. К началу июня 1938 года Пехотный Департамент рекомендовал стандартизировать Medium Tank T5 с вооружением в виде 37-мм орудия T1. Комитет по Вооружениям внес эту рекомендацию 2 июня 1938 года. Позже машина получила обозначение Medium Tank M2. Впрочем работы продолжались, причем T5 Phase I уже был не нужен. Посему танк остался в конфигурации весны 1938 года, то есть со спаркой орудий M2A1. Ныне он находится в Национальном Музее Танков и Кавалерии, что в Форт-Беннинг.
Между тем, работы над Medium Tank T5 продолжались. Приняв общую концепцию машины, американское командование ужесточило требования на броневую защиту. Теперь она составляла 28,5 мм, это уже было легкое противоснарядное бронирование. Правда, создатели противотанковой артиллерии нового поколения были несколько иного мнения. Противоснарнядной такая броня была в конце 20-х годов, а теперь минимальной толщиной брони были 40 мм, а лучше 50-60 мм. Но к этой толщине пришли сильно позже — уже в ходе Второй мировой войны. Пока же Комитет по Вооружениям инициировал разработку доработанного танка, получившего обозначение Medium Tank T5 Phase III. Танка второй фазы, кстати говоря, так и не состоялось.
Изначально предполагалось, что боевая масса Medium Tank T5 Phase III составит 18144 кг (20 коротких тонн). На практике же боевая масса танка, который был готов в конце июля 1938 года, вплотную приближался к 19 тоннам, а после доработок даже немного превысил эту планку. Именно на эту машину и поставили 37-мм танковое орудие T1. Дополнительно там прописалась еще пара зенитных пулеметов, установленных на зенитных вертлюгах. В случае необходимости вертлюг можно было поставить на крыше корпуса, чему способствовало наличие открывающихся люков. Один такой вертолюг стоял спереди-слева, второй — сзади-справа. Пулеметов американские военные явно не пожалели. Башня, кстати говоря, была не сварной, как на Phase I, а литой.
Еще одним существенным отличием стало размещение механика-водителя. Его место сдвинули влево, одновременно сместив вправо один из курсовых пулеметов. В танк установили новую коробку передач, а также изменили конструкцию бортовых передач, это и заставило делать подобные изменения. Как показали дальнейшие события, идея оказалась не очень, поэтому далее пулеметы вернули на место. То же самое касалось и места механика-водителя. Изменилась конструкция ведущих колёс, а траки были расширены с 295 до 406 мм. Главное же изменение находилось в корме. Понимая, что дальше на моторе Continental R-670 не уехать, американские военные всё же пересилили себя и дали согласие на установку более мощного мотора. Им стал 9-цилиндровый радиальный мотор воздушного охлаждения Wright Whirlwind 975. При объеме почти 16 литров его эксплуатационная мощность составляла 346 л.с.. Это позволило развить на испытаниях скорость до 52,6 км/ч.
Испытания, которые проходили сначала на территории Детройтского Арсенала, а затем, с ноября по декабрь 1938 года, на Абердинском полигоне, лишний раз подтвердили — машина получилась. Естественно, не без детских болезней, но общая картина выглядела явно благоприятно. После таких результатов про колесно-гусеничные средние танки уже никто не вспоминал. Также на Medium Tank T5 Phase III установили дизельный мотор Guiberson A-1020 с нагнетателем. Благодаря этому мощность выросла до 400 лошадиных сил. Связана эта переделка оказалась с возросшим расходом топлива. Если T5 Phase I проходил на одной заправке 200 километров, то T5 Phase III — всего 168 километров, и это при большем запасе топлива. 20 сентября 1938 года Комитет по Вооружениям утвердил эту переделку как Medium Tank T5E1. Впрочем, по ряду причин, прежде всего связанных с эксплуатацией мотора, в серию дизельный вариант не пошел.
Опыт эксплуатации Medium Tank T5 Phase III показал, что более удачным решением будет частичное возвращение к конфигурации Medium Tank T5 Phase I. Это касалось, разумеется, корпуса и общего размещения агрегатов. Таким образом, отчасти Medium Tank T5 Phase III стал тупиковым ответвлением. Вместе с тем, с этим танком связан опыт создания довольно необычной машины, которая была танком уже весьма условно. История ее началась 27 июля 1938 года, когда состоялось совещание в штабе 7-й кавалерийской бригады (Форт-Нокс, штат Кентукки). На совещании было принято решение о создании машины поддержки, в качестве вооружения для нее предлагалось использовать 75-мм гаубицу Pack Howitzer. 9 марта 1939 года состоялось заседание Технического комитета по вооружению, в ходе которого была утверждена постройка опытного образца самоходной установки. Базой послужил Combat Car M1. Вместе с тем, примерно в то же самое время родилась идея создания такой же машины на базе среднего танка. Причины прозаичны: база Combat Car M1 была, откровенно говоря, маловата.
Уже 20 апреля 1939 года на испытания вышел Medium Tank T5E2. По большому счету, это был уже не танк, а САУ. В лобовой части корпуса поставили 75-мм гаубицу Pack Howitzer M1A1. Установка полностью копировала ту, что создали для более легкой HMC T3. Штатную башню убрали, вместо нее поставили переделанную башню Light Tank M2A3 Главным пунктом изменений стал стереоскопический дальномер. В связи с установкой гаубицы пришлось сильно менять лобовую часть корпуса, а также убирать правую переднюю пулеметную установку.
Испытания Medium Tank T5E2 показали, что данная идея вполне удачная. Самое главное, что база среднего танка была более подходящей для такого орудия. Испытания продолжались до февраля 1940 года, вероятнее всего, далее бы тема ушла в архив. Но… Как показали реалии войны, внезапно тема машины поддержки пригодилась в случае с танком. Срочно потребовалось усилить вооружение, а единственным способом стало размещение орудия в корпусе. Таким образом, опыт Medium Tank T5E2 пригодился при разработке другой машины — Medium Tank M3. Естественно, детальная проработка установки 75-мм орудия M2 оказалась совсем другой, но общая концепция вела родословную с Medium Tank T5E2.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
-