14
Юрий Пашолок. На пути к GMC M10

Юрий Пашолок. На пути к GMC M10

История создания GMC T35, прямого предшественника истребителя танков GMC M10

Начало Второй мировой войны активизировало работы по самым разным направлениям в области вооружения и военной техники. Как показали первые же месяцы войны, многое из того, что обсуждалось на уровне гипотез, оказалось крайне необходимым. С другой же стороны, целый ряд направлений, считавшихся приоритетными, не «выстрелили». Имелись заблуждения и по самоходной артиллерии. Еще в самом начале 30-х годов немцы создали первые образцы истребителей танков. Они пришли к выводу, что необходима скоростная боевая машина, крайне желательно с круговым сектором обстрела. При этом их «сухопутные шнелльботы», как иногда именовали опытные полугусеничные истребители танков, откровенно не получились. Немцы оказались не одиноки: во второй половине 30-х годов тема скоростных истребителей танков с круговым сектором обстрела стала продвигаться в США. И если немцы, после начала войны, идею забросили, решив делать что-то попроще и с вооружением в неподвижной рубке, то американцы про круговой сектор обстрела не забыли.

К вопросу об источниках. Внизу начало истории GMC T35 в изложении Абердинского полигона, а вверху эскиз от 12 ноября 1941 года. Ну вы поняли...

К вопросу об источниках. Внизу начало истории GMC T35 в изложении Абердинского полигона, а вверху эскиз от 12 ноября 1941 года. Ну вы поняли…

Активность по американской программе истребителей танков началась во второй половине 1940 года. Правда, на год про танковые шасси пришлось забыть. Причина самая что ни на есть простая — отсутствие подходящего танкового шасси. Впрочем, и во второй половине 1941 года ситуация выглядела не сильно лучше. Что Light Tank M3, что Medium Tank M3 мало походили на оптимальные шасси для истребителей танков. Поэтому временно пришлось перейти на колесные и полугусеничные шасси, а также пушки калибра 37 и 75 мм. Но не стоит строить иллюзии насчет того, что хотело Истребительное командование. Там продолжали мечтать о подвижной и низкой боевой машине с 3-дюймовой (76 мм) зенитной пушкой M3 в качестве вооружения. И с круговым сектором обстрела. Всевозможные эрзацы на шасси Light Tank M3, что Medium Tank M3, основная часть которых даже не вышла за стадию экспериментов, являлись не более чем ступенями к заветной цели.

Изначально орудие для GMC T35 было идентично пушке Heavy Tank T1

Изначально орудие для GMC T35 было идентично пушке Heavy Tank T1

Ситуация вокруг американского истребителя танков с круговым сектором обстрела и 76-мм орудием стала проясняться осенью 1941 года. Связана она оказалась с принятием на вооружение американской армии Medium Tank T6. Новый средний танк, стандартизированный как Medium Tank M4, смотрелся как оптимальная платформа для столь желаемого истребителя танков с 3-дюймовой зениткой. Помимо того, что танк имел башню с 75-мм орудием, у него имелось одна особенность, которая потом не раз пригодилась. Если в 1940 году американская промышленность не могла сделать башенный погон больше чем 1380 мм, то в случае с Medium Tank T6 погон сразу закладывался с запасом. Его диаметр в свету составил рекордные 1750 мм. С таким погоном поставить желаемое орудие не представляло больших проблем. 12 ноября был подготовлен эскизный проект истребителя танков Gun Motor Carriage T35. Позже этот проект лег в основу GMC M10, самого массового американского истребителя танков.

А вот это "классический" прообраз GMC T35. Именно его и показали 25 ноября 1941 года

А вот это «классический» прообраз GMC T35. Именно его и показали 25 ноября 1941 года

Изначальная концепция GMC T35, создававшегося в недрах Департамента Вооружений, мало чем отличалась от общей идеи «делаем по-быстрому на базе имеющихся решений». Шасси Medium Tank M4 (позже этот вариант с литой верхней частью корпуса переименовали в Medium Tank M4A1) оставалось в неизменном виде (с той разницей, что толщина бортовой брони снижалась до 25 мм). Этот момент, к слову, упускается в исторических формулярах по теме GMC M10, там тема сразу перескакивает на иное шасси (а вот Ханникатт это не упустил).

Полноразмерный макет GMC T35

Полноразмерный макет GMC T35

Так вот, если вы хотите видеть исходное шасси GMC T35, просто взгляните на самые первые серийные Medium Tank M4A1. Все переделки касались боевого отделения. Бралась штатная башня, у нее несколько срезалась толщина брони, а также вырезался приличный кусок крыши с кормовой частью. Делалось это осознанно, так, по мнению американских военных, решался вопрос вентиляции. Вместо орудийной установки M34 ставилась переделанная орудийная установка для 76-мм танковой пушки T12 для Heavy Tank T1. Из установки изымался спаренный пулемет, ибо, по мнению военных всего мира, он был самоходке ни к чему. Самоходчики, правда, были иного мнения, но их чего-то спросить стеснялись.

Установку вооружения, почти без переделок, брали с Heavy Tank T1

Установку вооружения, почти без переделок, брали с Heavy Tank T1

Следующим этапом стала передача проекта GMC T35 на Абердинский полигон, где он и обрел тот вид, который проходит о формулярам. В ноябре 1941 года началось активное обсуждение двух пунктов — перехода на сварные корпуса для Medium Tank M4 и установка на них спарки дизелей GM 6-71 (мотор GM 6046). Официально такую комбинацию утвердили как Medium Tank M4A2 в декабре 1941 года. Между тем, еще в ноябре Абердинский полигон, проводивший испытания опытного Medium Tank M3A5, встретил дизель крайне оптимистично. Помимо экономичности, плюсами оказывались большая мощность и крутящий момент. Танк получался на 10 км/ч быстрее. Поэтому еще в конце ноября 1941 года GMC T35 получила сварной корпус и дизельный мотор. Эта конфигурация и стала «каноничной». Эскизный проект доработанной версии GMC T35 подготовили к 25 ноября 1941 года. Далее его одобрил майор Эмерсон Каммингс, который курировал программу создания истребителя танков по линии Департамента Вооружений. Следующим этапом стала более детальная проработка документации. Уже на этом этапе удалось снизить массу машины, по сравнению с базовым танком, на 363 кг (и это при том, что стояло более крупное и тяжелое орудие). При этом на машине предполагались и стабилизатор вертикальной наводки, и гидравлический привод поворота башни.

Первым был готов GMC T35, случилось это 8 апреля 1942 года

Первым был готов GMC T35, случилось это 8 апреля 1942 года

Со стороны Департамента Вооружений работы курировал старший лейтенант Квентин Берг. Поначалу его активность была почти незаметной, но впоследствии он по сути стал старшим по GMC T35. Согласно спецификации, ожидалось получить скорость до 56 км/ч, ради этого моторы собирались форсировать. К 31 декабря 1941 года запустили в работу полноразмерный макет GMC T35. Фактически он полностью повторял эскизный проект 25 ноября 1941 года. Еще раньше, в начале 20-х чисел декабря, выбрали будущего подрядчика по выпуску серийных машин. Им стал Fisher Body (во время войны Fisher Tank Arsenal), вместо кузовов автомобилей подразделение General Motors осваивало выпуск танков. В это же время опытный образец Medium Tank M3A3 переделали под необходимые параметры, получив максимальную скорость 59,2 км/ч. Естественно, GMC T35 получался чуть тяжелее, но в целом данные показывали, что подвижность ожидается на заданном ТТТ уровне. Больше того, снижение массы продолжилось. В декабре толщину лба снизили до 38 мм, а бортов до 19 мм, что теоретически давало боевую массу 27442 кг.

Корпус машины был очень похож на M4A2, но на самом деле листы брони оказались тоньше

Корпус машины был очень похож на M4A2, но на самом деле листы брони оказались тоньше

Вместе с тем, даже этот вариант машины не был реализован в металле. В начале января 1942 года начался разговор о пониженном корпусе. Вероятнее всего, это стало результатом требований со стороны Истребительного командования, а конкретно генерала Эндрю Брюса. Для понимания, у Истребительного командования не было понятия легкого или среднего истребителя танков. САУ с орудиями калибра 37 и 75 мм являлись не более чем промежуточными решениями. На финале там всё равно видели скоростной истребитель танков с 3-дюймовым орудием и круговым сектором обстрела. В общем-то, и GMC T35 там скорее терпели, ибо иных альтернатив пока не имелось. Тем не менее, к 17 января Абердинский полигон подготовил эскиз с пониженным корпусом. За счёт снижения высоты башни общая высота GMC T35 снизилась до 2438 мм/ Данную версию 25 января обозначили как T35E1.

Боевое отделение GMC T35

Боевое отделение GMC T35

Тогда же, 25 января 1942 года, на заводе Fisher Body состоялось совещание, посвященное GMC T35. На нем осмотрели полноразмерный макет, а также два варианта доработанных проектов. Одновременно оказалась поднята тема боевого опыта на Филиппинах, где американцы впервые применили истребители танков. Это привело к существенным изменениям конструкции корпуса и башни. Верхние части бортов T35E1 решили установить под наклоном. Еще больше менялась башня. В виду того, что истребители танков оказались уязвимы от флангового огня, было решено убрать вырез а корме башни, а по факту ее полностью отправляли на переделку. Борта и корма становились V-образной формы. Что сказали технологи по поводу этой гениальной идеи, неизвестно, видимо нецензурную брань в протокол не внесли. Дальше больше. 28 января поступила команда выкинуть лишнее, а именно стабилизатор с мотором поворота башни. В это же время, явно с подачи Истребительного командования, выкинули и курсовой пулемет. Наконец, появилась идея об установки съемных бортовых экранов.

В самом конце апреля 1942 года на испытания вышла GMC T35E1

В самом конце апреля 1942 года на испытания вышла GMC T35E1

Вся эта радость благополучно свалилась на конструкторов Fisher Body и Квентина Берга. Роль последнего в проекте выросла еще больше, февраль 1942 года для Берга и компании оказался очень горячим. По сути машину переделали если не с нуля, то очень сильно. При этом и орудие также стало другим, как и его установка. Про адаптацию пушки с Heavy Tank T1 уже не шло и речи, орудие T12 даже внешне стало другим. Орудийная установка теперь имела V-образную форму подвижной бронировки, а сама она стала шире, плюс появился телескопический прицел. К этой орудийной установке Берг имел самое непосредственное отношение, позже она так понравилась Департаменту Вооружений, что ее всерьёз обсуждали как альтернативу для средних танков. Окончательно проект GMC T35/T35E1 утвердили 12 марта 1942 года, причем корпусные детали T35 уже начали варить. Заслуги Квентина Берга явно оценили: к марту 1942 года он уже был в звании капитана.

У машины возникли проблемы с мотором, но именно ее считали приоритетной

У машины возникли проблемы с мотором, но именно ее считали приоритетной

Первым в работу, естественно, запустили T35, активные работы по машине с более близким к M4A2 корпусом начались с 13 марта 1942 года. Закончили сборку 8 апреля, после чего машина отправилась на Абердинский полигон. С T35E1 случилась небольшая заминка, связанная с производственными причинами. Масса T35 без боекомплекта составила 25855 кг. На испытаниях 24 апреля, кода машина двигалась по взлетной полосе, средняя скорость составила 44,5 км/ч, а максимальная скорость достигала 48 км/ч. Средняя скорость оказалась маловата, но близка к GMC T1 (M5), интерес к которой постепенно начал пропадать. 29 апреля была готова вторая пилотная машина, T35E1, но поначалу дела с машиной не заладились. Как было указано в отчете, проблемы с мотором не позволили развить скорость выше 38,4 км/ч. Впрочем, было понятно, что это не более чем «детские болезни». По факту машина явно имела большие перспективы.

Реализованный в металле вариант орудийной установки существенно отличался от Haevy Tank T1. Причем в лучшую сторону

Реализованный в металле вариант орудийной установки существенно отличался от Heavy Tank T1. Причем в лучшую сторону

2 мая 1942 года состоялись «крысиные бега», как назвали на Абердинском полигоне совместные испытания GMC T35, T35E1 и Medium Tank M4. Попросту игра в догонялки. Происходила она на глазах представителей Истребительного командования. T35E1, в виду проблем с мотором, полноценно участвовать не смогла, а вот T35 без проблем обогнала M4. Впрочем, T35E1 была более интересна с технической точки зрения. Машины были идентичными по механической части, так что подвижность заказчик и так оценил. В тот же день впервые был поднят вопрос о стандартизации GMC T35E1 как Gun Motor Carriage M10. Впрочем, генерал Брюс оценил машину весьма холодно. Ему хотелось чего полегче и пониже.

Очень похожую конструкцию башни позже реализовали на GMC T67, Но в серию она не пошла: уже в июне 1942 года башню GMC T35E1 стали переделывать

Очень похожую конструкцию башни позже реализовали на GMC T67, Но в серию она не пошла: уже в июне 1942 года башню GMC T35E1 стали переделывать

В дальнейшем проблемы с силовой установкой на GMC T35E1 удалось преодолеть. Удалось достичь скорости 57,5 км/ч, вместе с тем, в ходе тестов 10-12 мая появилось предложение поставить новый мотор — Ford GAA. Позже эта идея привела к появлению GMC M10A1, но пока было не до того. Несмотря на холодный прием от главы Истребительного командования по разработке САУ, в Департаменте Вооружений смотрели на машину крайне оптимистично. Как показали дальнейшие события, правы были они, а не генерал Брюс. Тем более что любимые генералом «автострадные агрессоры» имели броню, защищающую только от пуль винтовочного калибра (да и то, как выяснилось, не всегда). Что же касается GMC T35E1, то даже со 100 ярдов борта корпуса и башни более-менее держали пули крупнокалиберного пулемета Browning M2HB. При этом для него, как показали испытания 22-23 мая 1942 года, прямые борта GMC T35 не являлись проблемой для этого пулемета и с 400 ярдов.

К вопросу, зачем листы ставили под наклоном. 37-мм снаряды башня не выдержала, а вот крупнокалиберный пулемет - вполне

К вопросу, зачем листы ставили под наклоном. 37-мм снаряды башня не выдержала, а вот крупнокалиберный пулемет — вполне

Испытания обстрелом стали точкой в выборе конфигурации GMC T35. Военные однозначно выбрали GMC T35E1, как имеющую более низкий корпус, да еще и более защищенный. Уже в начале июня 1942 года 76-мм орудие T12 стало проходить как M7, то есть его уже официально стандартизировали. Проблемы с мотором GM 6046 продолжались, причем он таким проблемным пошел в серию. Тем не менее, выбор военные уже сделали. 11 июня 1942 года в переписке GMC T35E1 прошла как 3-inch Gun Motor Carriage M10. Это уже четко говорило обо всём. Серийная машина, конечно, выглядела иначе, но это уже мелочи. Не с первой попытки, но удалось создать то самое, что хотели военные. То есть истребитель танков с 76-мм орудием и круговым сектором обстрела. Таким образом, американские инженеры смогли решить то, что не удалось их коллегам в других странах.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/na-puti-gmc-m10-61fbe589442ace6ca6b02fc7?&

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account