Юрий Пашолок. На подхвате у Фердинанда Порше и под колпаком СС

13
Юрий Пашолок. На подхвате у Фердинанда Порше и под колпаком СС

Юрий Пашолок. На подхвате у Фердинанда Порше и под колпаком СС

История проектных чехословацких танков Škoda T-24 и T-25, а также САУ на их базе

Так исторически сложилось, что первые полтора десятилетия после окончания Первой мировой войны прошли не самым лучшим образом для мирового танкостроения. С одной стороны, локальные успехи были, а с другой, на фоне планов выглядели они уж слишком скромно. Особенно это касалось средних танков. Да, были английские Medium Tank Mk.I и Mk.II. но если мы вспомним, чем они предполагались изначально, ситуация начинает играть совсем иными красками. Если кто еще не в курсе, то изначально это легкий танк. Как, кстати говоря, и японский Тип 89. Если учитывать этот момент, то ситуация становится печальной. Но даже если глубоко вздохнуть и посчитать это за успех, всё равно получается как-то не особо позитивно. Реальные успехи были у Советского Союза (Т-28, да и то, этот танк был средним только по массе), Англии (уже упомянутая парочка), Японии (упомянутый Тип 89) и Франции (Char D2). У остальных дела не особо клеились. Поэтому и средние танки у многих стали массовым явлением только к началу Второй мировой войны. А порой и даже до серии дело не доходило.

Работы Škoda по немецкой программе. Особенно примечательны последние два трака. "Тигр" Порше и Pz.Kpfw.Maus

Работы Škoda по немецкой программе. Особенно примечательны последние два трака. «Тигр» Порше и Pz.Kpfw.Maus

Одной из стран, которой откровенно не повезло со средними танками, стала Чехословакия. MNO (чехословацкое министерство обороны) имело вполне разумный взгляд на средний танк. Предполагалась машина боевой массой около 15-16 тонн, с броней толщиной 32 мм (защита от тогдашних 47-мм танковых пушек), в меру подвижная, с экипажем из 4 человек и 47-мм пушкой. Проблема в том, что Škoda и Tatra, изначально создававшие танки категории III, разработали что-то невразумительное. Поэтому MNO запустило второй конкурс, в котором схлестнулись уже Škoda и ČKD. Далее дело пошло по совместному проекту, который оказался ширмой для нового этапа конкурентной борьбы. В результате к марту 1939 года имелся средний танк V-8-H (ST vz.39) от ČKD и T-21 от Škoda. Оба не серийные, причем танк ČKD по факту приняли весьма сырым.

Единственное графическое упоминание Pz.Kpfw. Škoda T-24, башня поменьше явно от него

Единственное графическое упоминание Pz.Kpfw. Škoda T-24, башня поменьше явно от него

После того, как Чехословакия была оккупирована немцами, из двух конкурентов программы создания среднего танка по факту остался один. BMM, бывшая ČKD, ограничилась лишь вторым образцом V-8-H. Что же касается Škodawerke, то она проявила деловую хватку. Для начала, собственный образец танка, T-21 удалось пристроить венграм, которые приняли его на вооружение как 40M Turán. Также шли работы по развитию T-21. Так появились опытные средние танки Pz.Kpfw. Škoda T-22 и T-23. Но и этим дело не ограничилось. В 1941 году директором Škodawerke стал Вильгельм Фосс, почётный штандартенфюрер СС. К тому моменту завод уже оказался включен в программу создания танков разработки Porsche KG. Можно сказать, что эта работа стала взаимовыгодной. С одной стороны, благодаря Škodawerke коллектив из Штутгарта подкачал свои знания по танкостроению. С другой стороны, получившая подряд по ходовой части компания из Пльзени смогла улучшить ситуацию с весьма проблематичным элементом своих боевых машин. В результате на свет появились проекты Škoda T-24 и T-25 (Pz.Kpfw. T-24 и T-25), самые тяжелые и совершенные танки, разработанные в протекторате Богемия и Моравия.

А таким этот танк увидел историк Иво Пейчох. Но это не точно

А таким этот танк увидел историк Иво Пейчох. Но это не точно

К концу 1941 года стало понятно, что дальнейшее развитие шасси T-21 лишено смысла. В текущем виде даже Pz.Kpfw. Škoda T-23 явно не имел перспектив. Кроме того, в ноябре 1941 года случилось важное событие. После визита Танковой комиссии, возглавляемой Фердинандом Порше, в Мценск, тактико-технические требования на средние танки ужесточили. Теперь толщина лба корпуса составляла 60 мм, а главное, ставилась она под рациональными углами наклона. В результате Škodawerke, явно под нажимом Фосса, начала работу над совершенно новым танком, не имеющим ничего общего с Pz.Kpfw. Škoda T-23. Этот танк получил обозначение Pz.Kpfw. Škoda T-24. К сожалению, точной информации, как он выглядел, нет. Вместе с тем, существует чертеж Am 2029-S, датированный 29 мая 1942 года. На нем изображен первый вариант танка T-25, но башня явно от более ранней машины. И вот она однозначно вписывается в документацию по T-24.

Pz.Kpfw. Škoda T-25, самый совершенный из чехословацких танков

Pz.Kpfw. Škoda T-25, самый совершенный из чехословацких танков

При создании T-24 на Škodawerke явно вдохновлялись Т-34. Последний точно попал на завод, главный вопрос, когда это случилось. Так или иначе, но чешская машина получила рациональные углы наклона листов. Верхний лобовой лист сделали толщиной 60 мм, борта 30. Приводил 18,5-тонну машину в движение совершенно новый мотор воздушного охлаждения. При объеме 16,8 литров он развивал мощность 380 л.с., тем самым удельная мощность составляла 20,5 л.с. на тонну. Экипаж 4 человека, пониженная командирская башенка, а также 75-мм пушка с длиной ствола 36,4 калибра как вооружение. При начальной скорости 790 м/с это орудие было вполне сравнимо с 7,5 cm KwK 40 L/43, которую в то время запускали в серию. Также танк получил совершенно новую ходовую часть. Она стала сплавом решений по T-15 и разработкам Porsche KG. От поддерживающих катков отказались, а диаметр опорных катков вырос до 640 мм. Блокированная подвеска стала прямым развитием T-15, но при этом идеология ходовой части явно росла из поршевского Typ 101. С ним у детища Škodawerke не было никакой конкуренции, так что на появление машины отреагировали спокойно.

КПП с гидравлическим приводом, она упоминалась в переписке по Pz.Kpfw. Škoda T-25

КПП с гидравлическим приводом, она упоминалась в переписке по Pz.Kpfw. Škoda T-25

История Pz.Kpfw. Škoda T-24 оказалась совсем недолгой. Причин тому две — двухместная башня, а также рост требований к вооружению. От двухместной башни на Škodawerke не отказались, но проект T-24 стали весьма существенно дорабатывать. В результате уже к лету 1942 года появилось его прямое развитие — Pz.Kpfw. Škoda T-25. Боевая масса выросла до 23 тонн, при этом мотор стал больше и мощнее. При объеме 19,8 литров его мощность выросла до 450 лошадиных сил. Не 20 л.с. на тонну, но близко к тому. Максимальная скорость оценивалась в 60 км/ч, с такой удельной мощностью вполне реалистичные данные. Предполагалось использование коробки передач с гидравлическим приводом. Диаметр опорных катков вырос до 700 мм (прямо как у танков Порше).

Также на танке собирались ставить 75-мм пушку с магазинным питанием

Также на танке собирались ставить 75-мм пушку с магазинным питанием

Наиболее существенным отличием T-25 от предшественника стала башня. Она выросла в размерах, поскольку потребовалось ставить более мощное орудие. Им стала 75-мм пушка Škoda A 18. Особенностью орудия стало то, что на нем реализовали магазинное питание. То есть, в случае необходимости, танк мог сделать серию выстрелов, вообще не прибегая к услугам заряжающего. Тем самым компенсировалось наличие в башне всего двух номеров расчета. Согласно расчетам, бронебойный снаряд мог поразить броню толщиной 98 мм на дистанции в 1000 метров. Для орудия с длиной ствола 55 калибров и начальной скоростью 900 м/с вполне реалистичный показатель.

10.5 cm leFH 43 für T-25, попытка влезть программу Grille

10.5 cm leFH 43 für T-25, попытка влезть программу Grille

Параллельно с разработкой непосредственно танка, предприимчивый Фосс запустил работу и по самоходным артиллерийским установкам. Их появление стало реакцией Škodawerke на запуск программы Grille. Запущенная весной 1942 года программа предполагало создание того, что позже станут называть Waffenträger. Согласно имеющимся данным, изначально планировались Grille 10 (105-мм гаубица L/35), Grille 12 (128-мм орудие L/50) и Grille 15 (149-мм гаубица-пушка L/35). В качестве базы рассматривалось, прежде всего, шасси перспективного среднего танка VK 30.02 (M). На лето 1942 года еще окончательный выбор среднего танка не был сделан, поэтому Фосс решил рискнуть. Тем более за ним стояла СС, в марте 1942 года окончательно подмявшая под себя Škodawerke.

Второй проект по той же теме - 5 cm sFH 43 für T-25. Оба датированы августом 1942 года

Второй проект по той же теме — 5 cm sFH 43 für T-25. Оба датированы августом 1942 года

В начале августа 1942 года появился эскизный проект «самоходного лафета», получившего обозначение 10.5 cm leFH 43 für T-25. Рецепт создания был прост. Шасси Pz.Kpfw. Škoda T-25 облегчили за счет снижения толщины брони до 30 мм. Мощность мотора, к тому моменту, подняли до 450 лошадиных сил. Вместо башни установили рубку кругового вращения, внутри которой размещалась немецкая 105-мм гаубица leFH 18. Закатывалась она вместе с колесами, в любой момент можно было ее вытащить обратно. Идея так себе, поскольку это увеличило габариты машины и снизило боезапас. Тем не менее, круговое вращение орудия, 22 тонны боевой массы и 60 км/ч максимальной скорости.

Принцип загрузки орудия в рубку

Принцип загрузки орудия в рубку

В это же самое время появился аналогичный проект — 15 cm sFH 43 für T-25. То же самое шасси, тот же принцип установки орудия, но теперь внутри прописалась 149-мм гаубица 15 cm sFH 43. Как и в случае с 10.5 cm leFH 43 für T-25, боезапас составлял всего 12 выстрелов, но тут чего заказали, то и получилось. При этом с гаубицы колеса всё же снимали, они крепились в кормовой части машины, а сбоку станины лафета. Также за машиной перевозилась часть колесного хода орудия. Скорость снизилась до 40 км/ч, поскольку боевая масса машины выросла до 34 тонн. Но, опять же, круговой сектор обстрела.

Деревянный макет 10.5 cm leFH 43 für T-25. Далее работы встали

Деревянный макет 10.5 cm leFH 43 für T-25. Далее работы встали

Финал разработки семейства T-25 оказался вполне предсказуемым. Дело в том, что осенью 1942 года VK 30.02 (M) окончательно выбрали как победителя, и даже патронаж СС тут не помог. Дальше деревянных моделей дело не продвинулось, может и к счастью. По факту T-25 и Pz.Kpfw.Panther оказались совсем не одноклассниками. Даже со всеми переделками Pz.Kpfw. Škoda T-25 имел бы массу 25-26 тонн. При этом в 1943 году потребность в подобной машине возникла. Зная немного то, как работала Škodawerke, ни про какой тихий саботаж, как на BMM, там и не пахло. Машина вполне могла стать серийной, а это по сути сменщик Pz.Kpfw.IV. Вот и хорошо, что он остался на бумаге. Ну а Фосс… После войны он спокойно просидел в чехословацкой тюрьме год и спокойно уехал, еще не один десяток лет возглавляя различные проекты. Сначала в Египте, потом в Германии. То, что чехи его толком не тронули, слегка намекает на некоторые заслуги. Да и в том, что после войны Škoda активно использовала наработки времен сидения под колпаком СС, можно даже не сомневаться. Как говорится, ничего личного.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту, Чехия, за помощь в подготовке материала.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Архив Юрия Тинтеры
      3. ftr.wot-news.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/na-podhvate-u-ferdinanda-porshe-i-pod-kolpakom-ss-61b44787bf15e12aebf6023c?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account