Юрий Пашолок. Моторы войны в лесах под Самарой

15
Юрий Пашолок. Моторы войны в лесах под Самарой

Юрий Пашолок. Моторы войны в лесах под Самарой

Военно-патриотический слёт «Моторы Войны», прошедший 28-29 мая 2021 года в Самаре

Военно-историческая жизнь на территории России, почти замершая в прошлом году по причине коронавирусной инфекции, постепенно приходит в себя. Несмотря на то, что последствия ковидлы всё еще напоминают о себе, сезон 2021 года не только открыт, но и весьма бодро стартовал. На сей раз Парады Победы и другие военно-патриотические мероприятия этой весны прошли в более-менее массовом режиме. Отдельно стоит отметить парад в Уфе, где участвовал Музей Техники Вадима Задорожного. По уровню участников Уфа в этот раз смогла обойти едва ли не всех. Не каждый день увидишь столько техники военного периода, причем не вполне банальные Т-34-85 и СУ-100, а раритеты вроде Т-26. Ударно прошли военно-патриотические мероприятия, приуроченные ко Дню Победы, в целом ряде музеев. Одним словом, военно-историческая жизнь продолжается, пока не в таком объеме, как раньше, но тем не менее. Худшее, надеюсь, осталось позади, а впереди лето, время традиционного проведения целого ряда мероприятий.

Один "Бантам" - это уже событие, а здесь их сразу три. Четвертый условно не показан

Один «Бантам» — это уже событие, а здесь их сразу три. Четвертый условно не показан

Иногда может показаться, что крупные военно-патриотические слёты, где участвует раритетная техника времен Великой Отечественной войны, проходит только в Москве и Московской области. Это, мягко говоря, не так. Безусловно, здесь сконцентрировано наибольшее число государственных и частных музеев, где есть такая техника. Но при этом крупных коллекций и клубов любителей раритетной военной техники более чем хватает. Таковые есть в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Самаре, Казани, Свердловской области, Владивостоке и много где еще. Они не так известны, но порой объемы местных коллекций оставляют Москву далеко позади. Эти коллекции и музеи не так известны, но от этого менее интересными они не становятся. Они могут приятно удивить даже искушенных любителей военной техники.

Всего в первых выездных "Моторах Войны" приняло участие более двух десятков машин

Всего в первых выездных «Моторах Войны» приняло участие более двух десятков машин

Одним из центров военно-исторического движения, имеющего прямое отношение к раритетной автомобильной технике, является Самара. Здесь находится несколько реставрационных мастерских, а также имеются несколько мощнейших коллекций. Например, Музей Внедорожных Машин располагает едва ли не самой мощной в мире коллекций внедорожников военного периода. В Самаре 9 мая и 7 ноября регулярно проводятся парады с участием раритетных машин военного периода. Проводятся тут и различные мероприятия, связанные с военными автомобилями и мотоциклами. Ну а на минувшей неделе здесь состоялся военно-патриотический слёт «Моторы Войны». В этом году слёту исполнится 10 лет, к этой дате он подошел, перейдя к формату выездного мероприятия. В прошлом году он впервые прошел 2 раза: сначала на площадке Государственного Военно-Технического Музея (село Ивановское, городской округ Черноголовка), а затем в парке «Патриот». Этот же год стал новым этапом в жизни слёта. Прошел он в два этапа: 28 мая, в День Пограничника, состоялась автомобильная часть, а 29 числа, в День Военного Автомобилиста. Программа оказалась настолько насыщенной, что материал будет разбит на две части. Первая посвящена автомобилям, вторая будет про мотоциклы.

Разные подходы к одной теме: два джипа-разведчика и две разведывательные амфибии

Разные подходы к одной теме: два джипа-разведчика и две разведывательные амфибии

Немного о «Моторах Войны» для тех, кто впервые услышал про него. Идея слёта родилась в июле 2011 года, причем случилось это при довольно забавных обстоятельствах. В виду малочисленности военной техники в частных коллекциях она, как правило, является лишь частью каких-то автомобильных мероприятий. Одним из них традиционно была «Автоэкзотика» на Тушинском аэродроме. Для своего времени это было знаковое мероприятие, оно стало первым, где любители старых машин собирались у нас в таких количествах. Но постепенно «Автоэкзотика» дрейфовала в сторону «спорта», как это декларировали организаторы. Вот только что это за спорт, уже другой вопрос. В лучшем случае литрбол, а на самом деле и чего похлеще. Военные машины и мотоциклы обычно на «Автоэкзотике» собирались в небольшом количестве. Ядром этого сегмента традиционно являлась коллекция реставратора Вячеслава Лен, который изначально занимался только породистыми олдтаймерами, но постепенно перешел на военную технику. Наверное, для кого-то это будет новость, но породистых военных машин более чем достаточно. Благодаря Вячеславу появилось понимание, что военные машины отнюдь не ограничиваются типовыми ГАЗ-67Б и «Виллисами» с «Доджами». Horch 901, Stoewer R180, Steyr 1500A, французские тягачи Laffly и многие другие породистые военные машины стали частыми гостями «Автоэкзотики».

Гости из Москвы, Humber FWD вы могли видеть в моем недавнем репортаже из парка "Патриот"

Гости из Москвы, Humber FWD вы могли видеть в моем недавнем репортаже из парка «Патриот»

Постепенно стали появляться коллекции военных олдтаймеров, да и облик ГАЗ-67Б, большинство из которых к автомобилям военного периода имеет мало отношения, изменился. Всё чаще эти автомобили стали приводить к внешнему виду техники, которая воевала (и в небольших количествах — всего 2,5 тысячи ГАЗ-67Б выпустили за годы войны). Появились те, кто также стал заниматься реставрацией военной техники, некоторые из них появились на Тушинском поле. Между тем, создается впечатление, что организаторы «Автоэкзотики» этого не заметили. Особенно это касается внимания с точки зрения выделения отдельной категории машин фестиваля. С какой-то момент это привело бы к конфликту, что и случилось. В июле 2011 года так получилось, что на «Автоэкзотике» собралось более десятка военных машин и мотоциклов. Родилась идея собрать колонну, в результате на «Автоэкзотике» случилось то, чего там никогда не было. Но это явно не оценили. Попытка ненадолго выехать за территорию фестиваля закончилась конфликтом, и в этот момент родилась идея своего слёта, безо всякого «спорта» и облдолбанных личностей, которые по ночам лезли к машинам.

Открыли слёт холостым выстрелом из орудия ЗИС-3

Открыли слёт холостым выстрелом из орудия ЗИС-3

4 августа 2011 года, спустя меньше месяца после того самого инцидента на «Автоэкзотике», в районе деревни Андрейково Рузского городского округа Московской области, состоялся первый военно-патриотический слёт «Моторы Войны». Более трех десятков автомобилей, мотоциклов, тягачей, бронетранспортеров и конных прицепов, такого еще в России не проводил никто. Также впервые прошло ралли на технике военного периода. За 10 лет существования «Моторы Войны» несколько раз меняли формат, придя, в итоге, к исходной концепции. То есть мероприятия, прежде всего, для участников, без военно-исторических реконструкций и подобных уходов в сторону. Будем честными, состояние отечественного рынка и сообщества любителей классической военной техники очень далеко от того, что проходит в Европе. У нас это движение только зарождается. Уже то, что в России мощных коллекций военной техники приближается к десятку, очень хорошо. Поэтому до уровня The War and Peace Show, где собирается несколько сотен единиц военной техники, пока далеко.

Традиционное групповое фото. "Моторы Войны" - это всегда душевная атмосфера

Традиционное групповое фото. «Моторы Войны» — это всегда душевная атмосфера

Возможно, что это и хорошо, что «Моторы Войны» — это не The War and Peace Show. Количество далеко не всегда означает качество, а в Белтринге немало откровенных реплик, особенно это касается бронетанковой техники. В случае с «Моторами Войны» тема ограничивается 1945 годом, участвуют оригинальные машины. Послевоенная техника если и появляется, то участвует вне зачета. Несмотря на такое ограничение, на «Моторах Войны» стабильно набирается несколько десятков машин. Слёт, с 2013 года проводящийся в районе Государственного Военно-Технического Музея, всегда радовал новинками. В прошлом году мастерская Евгения Шаманского показала артиллерийский тягач «Коминтерн», первый удачный отечественный образец машины подобного класса. Машина по-настоящему уникальная. Также «Моторы Войны» с самого начала являлся слетом, на котором присутствуют участники из разных стран и городов. Техника из Самары всегда была одной из сильных составляющих слета. Достаточно сказать, что самарские машины постоянно занимают первые места в ралли. Одним словом, выездной слёт в Самаре был лишь вопросом времени.

"Русский" Bantam BRC 40, один из автомобилей, поставленных Советскому Союзу в начале 1942 года

«Русский» Bantam BRC 40, один из автомобилей, поставленных Советскому Союзу в начале 1942 года

Наиболее крупной самарской коллекцией военной техники является Музей Внедорожных Машин. Сам музей мало известен, но его экспонаты на слуху. Например, именно здесь восстановили сразу несколько автомобилей семейства ГАЗ-61, включая автомобиль, в 1942 году переданный маршалу Жукову. Всю жизнь машина провела в Самаре, позже ее случайно обнаружили. Каждый год музей умудряется удивлять новинками, которые, кстати говоря, хорошо ездят. В этом можно было убедиться на «Моторах Войны».

Участники выходят на старт ралли

Участники выходят на старт ралли

Одним из направлений музея является восстановление полноприводных машин-разведчиков Bantam BRC 40. Один такой автомобиль уже большая редкость, а в коллекции их аж 5 штук. Это не считая BRC 60, первой пилотной серии. Такого больше нет нигде. В этом году как раз один из «Бантиков» стал главной новинкой нынешних «Моторов Войны». Это не простая машина, а одна из тех, что была поставлена в Советский Союз. На сегодняшний день это единственный такой восстановленный образец. Американские любители Bantam BRC, правда, считают все эти машины репликами, но что с них взять. Эти болезные даже документам не верят.

Трасса существенно отличалась от Черноголовки. Под колесами часто был песок

Трасса существенно отличалась от Черноголовки. Под колесами часто был песок

Всего на первый «выездной» слёт прибыло более двух десятков машин. Основная масса машин-участников прибыла из Самары, но имелась техника и из других городов, включая Москву и Казань. Основная часть техники приняла участие в традиционном ралли, которое стало визитной карточкой «Моторов Войны» с самого начала. Увидеть многие из образцов колесной военной техники можно и в музеях, а вот на трассе крайне редко. Естественно, режим ралли достаточно щадящий, ведь самому молодому автомобилю исполнилось 75 лет.

Достаточно крутые подъемы и спуски тут были совсем не редкостью

Достаточно крутые подъемы и спуски тут были совсем не редкостью

Для меня лично изначально ралли на «Моторах Войны» началось как пассажир мотоцикла BMW R 75. Спустя короткое время уже ездил как штурман, причем в 2014 году наш экипаж смог победить. Веселое было ралли: умудрился потерять телефон, в котором был секундомер, прошли уже дальше все спецучастки по наитию. О том, что победили, узнали в лесу, когда поехали выручать один из экипажей. В результате еще и телефон нашли. В лесу. Боевым конем для меня стал Willys MB, и так сложилось, что и в этом году тоже ехал на такой же машине. Боевой экипаж пограничников, да еще и в день пограничника. И снова не совсем чтобы балластом — отчасти работал вторым штурманом.

Взаимовыручка на "Моторах Войны" всегда в порядке вещей

Взаимовыручка на «Моторах Войны» всегда в порядке вещей

Ралли по окрестностям Самары оказалось крайне интересным. Во-первых, для участников новая трасса стала абсолютно новой, что, естественно, внесло дополнительный элемент интриги. Во-вторых, самарская трасса кардинально отличается от Черноголовки. Она холмистая и песчаная, часто приходится переходить на пониженную передачу. Она не лучше и не хуже, а именно другая. Лесные дороги вполне проходимы для всей техники, что участвовала в ралли, но при этом надо быть крайне внимательным, иначе можно элементарно заблудиться.

В ралли участвовали экипажи из разных городов, включая и Казань

В ралли участвовали экипажи из разных городов, включая и Казань

Сама же концепция ралли была вполне традиционной для «Моторов Войны». Главное здесь не просто быстро проехать, а вписаться во время. Средняя скорость прохождения трассы довольно небольшая — где-то 15 км/ч. Другой вопрос, что речь идет некоем аналоге спортивного ориентирования, посему надо быть внимательным. Причем речь касается не только самой карты, дабы не заблудиться, но и времени. Следить приходится сразу за несколькими параметрами, поскольку в конце трассы ведется подсчет времени, который и выявляет победителя. Скоростной режим, кстати говоря, надо держать постоянно, поскольку судьи за этим следят.

В лесах под Самарой

В лесах под Самарой

Надо сказать, что в этот раз участники слёта были лучше подготовлены к соревнованиям. Фактически сошел всего один автомобиль, причем шел он вне зачета. Еще две машины, одна из которых шла вне зачета, заблудились, но при этом пришли своим ходом и не поздно вечером. Результат вполне достойный, особенно с учетом того, что это хоть и в щадящем режиме, но всё же ралли. Естественно, нештатные ситуации бывали, но они решались при помощи идущих рядом экипажей. Кстати говоря, за рубежом часто такого не увидишь. Иногда анекдотичные случаи бывают, когда машина заглохла посередине дороги, просто подтолкнуть, а никто не помогает. В результате образуется пробка, которую можно было избежать, просто ведя себя по-людски.

Dodge WC-57 из Музея Внедорожных Машин, победитель ралли

Dodge WC-57 из Музея Внедорожных Машин, победитель ралли

На таких трассах обычно королями являются небольшие машины вроде Willys MB или ГАЗ-67Б. Они юркие, им проще двигаться по столь извилистым дорогам. Но на самом деле не всё так просто. Еще одними фаворитами являются машины семейства Dodge T214. Тот самый, что известен как «Додж 3/4». Машина хотя и довольно тяжелая, но с приличной удельной мощностью и хорошей проходимостью. К тому же не надо забывать, что главное в таких ралли — не скорость, а целый ряд факторов, включая и время. Так вот, «Доджи» часто занимают первые места, и самарское ралли не стало исключением. Выиграл Dodge WC-57 из Музея Внедорожных Машин. Он прошел наиболее чисто и собрал меньше всех штрафных баллов.

Финиш нашего экипажа. Стартовали пятыми, пришли пятыми

Финиш нашего экипажа. Стартовали пятыми, пришли пятыми

Наш Willys MB со стартовым номером 05 двигался более-менее в темпе, несколько раз немного заблудились, но пришли с запасом по времени. Как раз это скорее плохо, не раз с подобным сталкивался на предыдущих ралли. Как уже говорилось выше, надо ехать в одном темпе постоянно, и вот тут сыграли контрольные точки, на которых отмечают участников. В итоге нахватали штрафного времени, пришли пятыми. Раньше — не всегда лучше.

Прохождение второго этапа, с заносом

Прохождение второго этапа, с заносом

После небольшого перерыва началась вторая часть ралли, гораздо более короткая, но куда более динамичная. Как уже говорилось, местность в Самаре и ее окрестностях довольно холмистая, что подтолкнуло организаторов ралли к интересной идее. А именно вариации на тему подъема на холм. Задача участников заключалась в том, чтобы на время забраться на вершину, обойти контрольную точку, а дальше спуститься вниз. Побеждал тот, кто прошел дистанцию за наименьшее время.

На холм поднимется артиллерийский тягач ГАЗ-61-416 из Музея Внедорожных Машин

На холм поднимется артиллерийский тягач ГАЗ-61-416 из Музея Внедорожных Машин

На дистанцию второго этапа вышло меньше участников, тем не менее, борьба оказалась весьма упорной, и при этом красивой, во всех смыслах этого слова. Естественно, фаворитами стали небольшие машины, поскольку они легче. Основная борьба развернулась между «Виллисами» и «Бантамами». «Доджи» и другие машины средней весовой категории чувствовали себя на этом этапе менее уверенно в виду небольшой массы.

Полноуправляемый Bantam BRC 40. Позже эта машина забралась туда, куда больше добраться не смог никто

Полноуправляемый Bantam BRC 40. Позже эта машина забралась туда, куда больше добраться не смог никто

В этой борьбе была, можно сказать, темная лошадка, а именно полноуправляемый Bantam BRC 40. Уже после прохождения этапа выяснилось, что машина ехала, можно сказать, не в полную силу. Автомобиль буквально взлетел на еще более крутой склон, после чего несколько экипажей попыталось повторить маневр. Но никто не смог забраться к «Бантику». К вопросу о том, кто же лучше справлялся с обязанностями автомобиля-разведчика.

Steyr 1500A/01 под управлением известного российского гонщика Алексея Васильева

Steyr 1500A/01 под управлением известного российского гонщика Алексея Васильева

Как обычно, прошли «Моторы Войны» в теплой обстановке. На сей раз без танков или бронемашин, но зато с артиллерией. Старт мероприятия отметили холостым выстрелом из 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3, главного орудия Красной Армии в Великой Отечественной войне. Следующие «Моторы Войны» пройдут в районе августа. Это будет юбилейное мероприятие, и без сюрпризов явно не обойдется. Первый же выездной слёт показал, что тема явно востребована. Однозначно ждем продолжения и новых участников.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/motory-voiny-v-lesah-pod-samaroi-60b4facebc4ca1165818760d

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account