История опытной 203-мм мортиры М-4 на базе гаубицы-пушки МЛ-20
Содержание:
К началу Великой Отечественной войны советская артиллерия прошла длинный путь. Если до революции основная масса орудий Русской Императорской Армии была либо зарубежного выпуска, либо зарубежного происхождения, то в Красной Армии ситуация оказалась совсем иной. Орудия зарубежного происхождения составляли гораздо меньший процент (да и те выпускались в Советском Союзе, причем в сильно измененном виде). В 30-е годы была создана целая масса оригинальных и удачных артиллерийских систем. Вместе с тем, шли поиски новых типов орудийных систем. Одними из них стали 203-мм корпусные гаубицы, более легкие и мобильные, чем 203-мм гаубица Б-4.
В связи с началом Великой Отечественной войны ряд перспективных разработок в области артиллерии пришлось отложить до лучших времен. Среди них оказались 203-мм корпусные гаубицы У-3, М-40 и БЛ-39. Эти орудия разрабатывались с 1938 года. Предполагалось, что они будут использовать боеприпасы гаубицы Б-4. За счет снижения длины ствола начальная скорость снаряда снижалась до 450 м/с, но зато масса орудия получалась не 17,7 тонн, а всего 8. По крайней мере, столько прописывалось в требованиях. В 1942 году работы по 203-мм корпусным гаубицам возобновили. Также появились и инициативные проекты. Одним из них стала 203-мм мортира М-4, созданная на заводе №172.
Быстрое решение на базе серийного орудия
Из трех 203-мм корпусных гаубиц, которые проходили испытания до войны, М-40 была наименее удачной. Помимо превышения массы более чем на тонну, имелись и другие недостатки. Самое же главное, что на заводе №172 первыми пришли к выводу об отсутствии перспектив у текущей модели гаубицы. Некоторое время М-40 еще занимались, но еще в начале 1942 года появилась идея насчет другого орудия. Оно должно было иметь еще меньшую начальную скорость снаряда, чем М-40, но боевая масса оказывалась ниже. С учетом того, что Красная Армия испытывала острый дефицит тягачей для тяжелой артиллерии, такой подход выглядел вполне разумным.
Работы по мортире (такую классификацию на заводе №172 посчитали более уместной), получившей обозначение М-4 (также проходила как М4), начали к весне 1942 года. Проект носил инициативный характер, сверху задание на него не спускалось. С этим связана и высокая скорость проведения работ. Эскизный проект орудия, который вел ведущий конструктор А.М. Ширяев (он же и ведущий инженер М-40), был предоставлен в Артиллерийский Комитет ГАУ КА 25 марта 1942 года. Тогда же завод №172 проинформировал Артком ГАУ КА о том, что в апреле будет готов опытный образец системы.
Подход «более простое, легкое и массовое изделие, с массой деталей от серийных образцов» мало отличался от того, что практиковал В.Г. Грабин. Не без недостатков, но такой подход вполне работал. Достаточно вспомнить ЗИС-3, более простую и легкую альтернативу 76-мм дивизионной пушке Ф-22 УСВ. Базировалась она на конструкции 57-мм противотанкового орудия ЗИС-2, что позволило создать в кратчайшие сроки более легкую и простую дивизионную пушку. Как выяснилось далее, она еще и лучше подходила для стрельбы по движущимся целям, что являлось для дивизионки одной из приоритетных задач. Похожий принцип стали практиковать и на других заводах. Не всегда это приводило к успеху, тем не менее, тенденция налицо.
Вот и М-4 создавалась по очень похожим принципам. В пояснительной записке четко говорилось о главной причине запуска работ по мортире. Заключалась она в том, что при освоении производства победителя конкурса по созданию 203-мм корпусной гаубицы возникал ряд проблем. Орудия создавались почти с нуля (в случае с М-40, правда, часть деталей бралась от МЛ-20), в условиях необходимости массового выпуска изделий решение сомнительное. Обратите внимание, сколько времени организовывался выпуск 100-мм полевой пушки БС-3. От решения на разработку до принятия на вооружение прошел год, и еше полгода до отправок орудий на фронт. А между запуском работ по 152-мм гаубице Д-1 (базировалась на лафете гаубицы М-30) и запуском ее в крупную серию прошло меньше года. Так что предложение КБ завода №172 максимально использовать существующий лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 выглядело разумно.
Присланный эскизный проект выглядел как готовое предложение. Помимо пояснительной записки на 5 листах, также в Артком ГАУ КА пришло 16 листов чертежной документации и расчетов. Идея подкупала тем, что из новых деталей требовался только ствол с лейнером и дульным тормозом, кокор для заряжания, а также часть ЗИП, включая головку банника. Остальные детали брались от МЛ-20, а также гаубицы Б-4. От последней использовался снаряд, а также затвор (с небольшими переделками). В боевом положении орудие имело массу 7500 кг, а в походном — 8200 кг. Это было менее чем на 300 кг больше, чем у гаубицы МЛ-20.
Бесплатного сыра в мышеловке не бывает. Платой за такую унификацию становилось существенное снижение начальной скорости снаряда — до 352 м/с. Завод это прекрасно осознавал, считая, что дистанции огня 8-10 километров хватит. Также орудие получало массивный дульный тормоз, который при стрельбе демаскировал позицию М-4. Впрочем, это в полной мере касалось и МЛ-20. Орудие получало внушительный сектор вертикальной наводки — от -2 до +65 градусов. Выглядело орудие интересно, хотя поначалу Артиллерийский комитет ГАУ КА отнесся к М-4 со скепсисом. Там посчитали, что оптимальным режимом огня следует считать дистанцию от 3 до 9,8 километров, с углами возвышения от 45 до 65 градусов. И что орудие, в полной мере, такой режим работы обеспечить не сможет.
Эталонное орудие для перевозки за тягачами
Заключение Арткома ГАУ КА совсем не означало, что проект М-4 отправляется в корзину. Скорее артиллеристы хотели получить более четкие данные по орудию. Хотя невооруженным взглядом было заметно, что ГАУ КА продолжало упорно держаться за соломинку под названием «203-мм корпусная гаубица». Связано это и с тем, что Артиллерийский Комитет продолжал мечтать об орудии для разрушения вражеских ДОТ-ов. Цирк ситуации в том, что У-3, как и другие 203-мм корпусные гаубицы, под такие задачи годились не лучше, чем М-4. Два метра железобетона они проломить не могли.
Пока артиллеристы продолжали пребывать в своих мриях, на заводе №172 продолжали работать над новым орудием. В апреле 1942 года, как предполагалось изначально, изготовить орудие не удалось. Тем не менее, 18 мая прошли первые испытания. Был изготовлен «баллистический» ствол, базой для него послужил ствол 203-мм гаубицы М-40. Затвор, для ускорения работ, был взят от 152-мм пушки Б-30, имевшейся на заводе. Лафет тоже брали не новый — от МЛ-20, проходившей ранее испытания. В таком виде провели испытания стрельбой (в объеме 37 выстрелов) и возкой на 460 километров.
После первого этапа испытаний на заводе №172 изготовили ствол-моноблок. Его испытания проводились с 25 августа 1942 года. Всего, до 18 сентября, произвели 71 выстрел. В середине стрельб наблюдались проблемы с открытием затвора, но под конец испытаний всё пришло в норму. Проверяли и влияние пороховых газов из дульного тормоза. Выяснилось, что разницы между М-4 и МЛ-20, по данному показателю, нет. На испытаниях выяснилось, что опытный модернизированный лафет имеет ряд недостатков, поэтому завод №172 далее решил использовать лафет МЛ-20 валового производства.
По итогам заводских испытаний мортиру признали их выдержавшей. Надо сказать, что в ходе испытаний возкой был случай повреждения кокора. Случилось это по той причине, что тягач сдал назад. Также комиссия рекомендовала провести дополнительные испытания на Гороховецком АНИОП. 29 октября 1942 года была подписана программа испытаний, в ходе которых предполагалось произвести 289 выстрелов.
18 ноября 1942 года орудие прибыло на полигон, но вплоть до 21 января 1943 года движения по теме М-4 не наблюдалось. Гороховецкий АНИОП был перегружен другими задачами, прежде всего касавшимися самоходной артиллерии. Далее искали подходящий тягач. Сначала предполагалось, что возить мортиру будет опытный гусеничиный трактор С-10, но он был чересчур тихоходным. Поэтому было решено использовать тягач «Ворошиловец». Надо сказать, что с тягачами М-4 не везло. 27 февраля произошла авария, в результате которой М-4 перевернулась. Орудие получило повреждение, поэтому пришлось его чинить. Ремонт продолжался до 3 марта.
Продолжались испытания до 16 марта 1943 года. В общей сложности было произведено 456 выстрелов, а также пройдено 558 километров пути. Существенно больший объем огневых испытаний связан с тем, что Артком ГАУ КА требовал провести дополнительные испытания. По итогам выяснилось, что на наименьшем заряде кучность у орудия низкая. Но при нормально заряде она соответствовала кучности Б-4. Ничего удивительного: при наименьшем заряде начальная скорость снаряда была уже чересчур низкой. Имелись определенные проблемы с прочностью. Вместе с тем, испытания орудие выдержало.
Полигон рекомендовал принять на вооружение 203-мм мортиру М-4, предварительно устранив выявленные недостатки. В апреле 1943 года состоялось заседание Артиллерийского Комитета ГАУ КА. К тому моменту работы по 203-мм корпусным гаубицам прекратились. Деваться было уже некуда, посему ГАУ КА рекомендовало изготовить опытную партию из 12 мортир, выпускались они за счет снижения производства МЛ-20 на 12 штук. 12 июня 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3564сс «О подготовке производства 203-мм мортир М-4». Число мортир, изготовляемых к 1 сентября 1943 года, сократилось до 4. Эти орудия предназначались для войсковых испытаний.
На этом история М-4 прервалась. Судя по всему, даже опытной партии из 4 орудий так и не изготовили. Причин на то имелось несколько. Во-первых, завод №172 был перегружен по линии МЛ-20, которые теперь требовались и для самоходных артиллерийских установок СУ-152. Во-вторых, в ГАУ КА продолжали смотреть на М-4 скептически. Там всё еще предполагали использовать 203-мм орудия для вскрытия вражеских ДОТ-ов. В-третьих, потребовались орудия и для «вскрытия» новых образцов немецкой бронетанковой техники. Посему М-4 и «утопили».
Что же касается опытного образца мортиры, то его судьба оказалась довольно интересной. Орудие оставили на Гороховецком АНИОП, где оно стало одним из «мерных» образцов. Мортиру впрягали в разные артиллерийские тягачи во время полигонных испытаний. Поэтому кадров с М-4, едущей в походном положении, вполне хватает.
В заключение стоит добавить, что мечты Арткома ГАУ КА о гаубице калибра 203 мм, способной прошибать финские ДОТ-ы-«миллионники», закончились закономерно. Выпуск Б-4 прекратился в 1942 году, а различные прожекты таковыми и остались, в лучшем случае строили опытные образцы. Что же касается борьбы с укреплениями, то это было одной из наименее распространенных задач, которой занималась артиллерия данного калибра. Одним словом, налицо никому не нужный перфекционизм закончился тем, что замены Б-4 не случилось. Плохо быть арткомом.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
-
источник: https://dzen.ru/a/ZHxpg1e6uk_O-pHz