Рассказ о легком танке Т-70, находящемся в экспозиции Музея отечественной военной истории
Танки обычно классифицируют по массе, хотя с этим порой бывают свои нюансы. Например, те танки, которые часто именуют средними, по факту применялись как танки прорыва (да-да, это я про Т-28). То есть он средний по массе, но танк прорыва (танк качественного усиления) по назначению. А еще есть такой момент, что танки одного класса могут весьма отличаться по назначению. Например, БТ у нас классифицировался, по боевому применению, как оперативный танк. Что же касается Т-26, который имел массу всего на тонну меньше, классифицировался, по назначению, как общевойсковой танк. А уже дальше пошло развитие, в ходе которых «общевойсковой» БТ превратился, по ходу эволюции, в Т-34. При этом задачи танки выполняли схожие. Что же касается Т-26, то он должен был уступить дорогу новому танку — Т-50. Вот только крупной серии этой машины так и не случилось.
Поиск нового «общевойскового танка» оказался слишком долгим. Т-50 порой записывают в чуть ли не лучшие танки своего класса, но это слегка так смело. Машина была очень сырой, на ее доводку, а главное организацию производства требовалось время. А его-то и не хватило. По факту Т-50 мог пойти в крупную серию только осенью 1941 года, а время ему выделили всего несколько месяцев. Спустя менее чем через месяц после начала войны было принято решение о запуске в серию сухопутной версии танка-разведчика Т-40. Она получила обозначение Т-60, которое позже сменилось на Т-30. Индекс Т-60 получила другая, более простая машина, чьё крупносерийное производство началось с октября 1941 года. Да, 10 тысяч танков данного типа (вместе с Т-30) не получилось, но она оказалась в нужное время и в нужном месте. Что же касается Т-50, то надежда на его массовый выпуск оставалась до самого конца 1941 года. Увы, надежда умерла в начале января 1942 года. А новый «общевойсковой» танк появился путем эволюции танка-разведчика.
6 марта 1942 года на вооружение Красной Армии приняли легкий танк Т-70. Подобно Т-60, эта машина являлась мобилизационным «эрзацем». В другой ситуации такой танк просто не появился бы, поскольку не удовлетворял требованиям на машину подобного класса. Но тут, что называется, было не до жиру. Да, это был не Т-50, зато за 1942 год только в Горьком выпустили 3945 машин семейства Т-70. Ныне этих машин, включая и Т-70Б, сохранилось чуть больше трех десятков. Из них наиболее старым является Т-70, находящийся в коллекции Музея отечественной военной истории. В преддверии юбилея принятия Т-70 на вооружение стоит поговорить об этой машине.
О том, как появился Т-70, я уже рассказывал, стоит лишь кратко упомянуть основные пункты. В сентябре 1941 года ГАЗ им. Молотова и КБ завода №92 получили задание на установку в башню Т-60 более мощного вооружения. Им была 45-мм пушка. Изначально работы шли сообща, но вскоре они разделились. КЭО ГАЗ и КБ завода №92 пошли разными путями. Более удачным оказалось решение конструкторов ГАЗ. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в октябре 1941 года танковые работы на заводе возглавил Н.А. Астров. Главный конструктор танка Т-60 прекрасно понимал, что ресурс у шасси танка ограничен. В результате к концу 1941 года начались работы по танку с использованием агрегатов Т-60. Проект получил обозначение ГАЗ-70. Машина стала крупнее, она получила спаренный вариант мотора ГАЗ-11 модель 202, а броневая защита выросла. Судя по поведению ГАБТУ КА, появление танка вместо новой башни военных не сильно удивило. Разработка ГАЗ-70 явно шла с ведома Наркомата Танковой Промышленности. В январе 1942 года был создан ходовой макет, а в феврале построили опытный образец машины. Проведенные под Москвой испытания показали, что ГАЗ-70, он же Т-70, имеет ряд преимуществ перед Т-60. Это и послужило основанием для принятия Т-70 на вооружение Красной Армии.
Следует сразу остудить некоторые горячие головы по поводу характеристик танка. Лишний раз должен написать: в иных условиях Т-70 никто бы на вооружение принимать не стал. Машина являлась шагом назад, и сравнивать ее надо не с Т-50, не с Light Tank M3 или LT vz.38, а с Renault R 35 и Hotchkiss H 39. Разница в том, что французы пошли по пути двухместных танков в виду ошибочности самой идеи. Они думали, что концепция Renault FT на качественно ином техническом уровне еще работает, что на самом деле не так. У нас же двухместный танк с легким противоснарядным бронированием (и то, только с лобовой проекции) появился вынужденно. От двухместных танков сопровождения у нас отказались еще летом 1929 года, поэтому и появился Т-26. Да и большинство одноклассников имели как минимум троих членов экипажа, из них двое в башне. С Т-70 такой номер не прошел, поскольку его изначально создавали из одноместной башни с 45-кой.
Поначалу на этот факт внимание особо не обращали. Вопреки всяким глупостям по поводу «личного обещания Астрова сделать двухместную башню», именно она на испытаниях не вызвала претензии комиссии. Прежде всего потому, что сравнивали ее с боевым отделением Т-60. Претензии появились позже, уже к тому моменту, когда танк пошел в бой. Запуск работ по двухместной башне состоялся в июле 1942 года, к тому моменту ГАЗ уже вовсю производил Т-70. Если в июне 1942 года этих танков сдали 350 штук, то в июле уже 450, а в августе 500. Это во многом объясняет, почему двухместная башня внедрялась так долго. Фронту требовалось как можно больше танков, а с точки зрения боевой эффективности Т-70 был гораздо лучше Т-60. Это касалось и вооружения, и броневой защиты, и обзорности.
Т-70 начал меняться практически сразу после принятия на. Изначально, еще в ходе создания башни для Т-60 с 45-кой, КЭО ГАЗ ставил на литую конструкцию. Это было логично, поскольку и в случае с Т-34 постепенно шел переход к литым деталям. Но в случае с Т-70 ситуация оказалась иной. Заводы, выпускавшие корпуса и башни для танка, оказались попросту не готовы к таком производству, либо сложилась ситуация, когда они не могли массово выпускать столь крупные литые детали. Поэтому еще в марте 1942 года КЭО ГАЗ разработало сварную башню. Считалось, что соотношение литых и сварных башен будет 50/50, но по факту литых «голов» построили всего несколько десятков. Их ставили на серийные танки, но на снимках они почти не встречаются. Может и к лучшему, поскольку сварная башня была и легче, и просторнее.
Не менее важным отличием Т-70 от Т-60 была связь. Критичная ситуация с производством и комплектующими привела к тому, что Т-60 стал единственным советским танком военного периода, который в принципе не имел радиостанции. Поначалу радиостанции не предполагалось и на Т-70, тем не менее, еще в ходе проектирования сварной башни забашенная ниша делалась с прицелом на будущее. Наступило это будущее в июне 1942 года. Поначалу радийных танков было совсем немного — 21 штука в июне. Но уже в июле их число резко возросло (до 101 штуки), а в августе их стало 234, то есть почти половина от месячного объема. К концу 1942 года наблюдалась просадка в выпуском радийных машин, но в целом старались иметь не менее половины от общего объема. комплектовались танки радиостанциями 9-Р, с выводом антенны на крыше башни. Для любителей крякнуть что-то «а вот в Америке» хочу сказать, что вплоть до появления Light Tank M3A1 число радийных танков было где-то процентов 50. А в Советский Союз поначалу и вовсе приходило процентов 20 радийных машин, американцам их самих не хватало. Не стоит плодить сущности, проблемы роста одинаковы для всех.
Имелась у Т-70 и ахиллесова пята — ходовая часть. Еще в ходе испытаний опытного образца комиссия указывала, что ходовую часть следует модернизировать, поскольку увеличилась нагрузка. На серийных машинах, с самого начала, ставились усиленные торсионы первого и последнего опорного катка, но от проблем с ними это не уберегло. Прежде всего это касалось траков, которые рвались и на Т-60, особенно после того, как усилили броневую защиту. Также гнулись балансиры опорных катков. Поэтому в июле 1942 года начались работы по модернизации ходовой части. Это привело к созданию Т-70Б, ошибочно именуемому как Т-70М. Официально в серию он пошел с 1 октября 1942 года. Впрочем, имелись и другие изменения. Особенно много их было в августе-сентябре 1942 года.
Так исторически сложилось, что подавляющее большинство Т-70 (не путать с более поздними Т-70Б), которые сохранились до наших дней, относятся как раз к тому самому «пограничному» периоду. Речь идет о августе-сентябре 1942 года, когда танк прошел первый этап модернизации. Наиболее заметным изменением стал перенос вывода выхлопных труб из воздуховода на крышу моторного отделения. Едва ли не единственным танком, который относится к раннему выпуску, является Т-70 из коллекции Музея отечественной военной истории. Увы, история этой машины покрыта мраком, но есть информация, что выпустили ее весной 1942 года. В такой конфигурации машину и восстановили. При ее реставрации использовалась документация на машину весеннего выпуска, также смотрели и на снимки машин того периода.
Как раз снимки отчасти повлияли на некоторые элементы обвеса. Например, фара. Вообще на Т-60 и Т-70 ставились фары, первоначально пришедшие с ГАЗ-64. Но весной 1942 года частым явлением было использование на Т-70 танковой фары по типу ГАЗ-АА. Поэтому на танке стоит именно такая фара, причем это оригинальная танковая фара. Надо сказать, что с точки зрения обвеса машина проработана очень серьёзно. Такое отношение вполне в духе Музея отечественной военной истории.
Почему до наших дней почти не дошли танки ранних выпусков, есть несколько причин. И часть из них не относится к потерям. С начала августа 1942 года в конструкцию танка стали вносить различные изменения, которые улучшили надежность машины. Например, с 5 сентября 1942 года ввели двойные воздухоочистители, благодаря которым срок службы силовой установки увеличился с 640 до 1200 километров. Что же касается улучшенных выхлопных труб, то их ввели с 5 августа. Исходя из этого можно говорить о том, что танков с выхлопной системой старого типа сдали менее 800 штук, а только за август-сентябрь 1942 года сдали более 1000 танков с новой выхлопной системой. В итоге машины старого типа ушли быстрее, поскольку оказались менее надежными.
Несмотря на то, что Т-70 был «мобилизационным» танком, имелись у него элементы, которые получились лучше Т-50. Это, в том числе, лобовая плита корпуса. У Т-50 были большие проблемы с обзорностью, что же касается Т-70, то у него ВЛД отчасти напоминала Т-34. Вместо перископического прибора изначально в люке сделали триплекс. Летом 1942 года начались работы над новым, перископическим смотровым прибором. Ввели его с 16 сентября 1942 года, но старый люк использовался и на первых Т-70Б. В целом ВЛД у Т-70 обладал стойкостью не ниже Т-50, другой вопрос, что броня рассчитывалась на снаряды 3,7 cm Pak, а к лету 1942 года немцы использовали слегка иные калибры.
Несмотря на то, что от литой башни отказались, крупных литых деталей к Т-70 хватало. Это люки механика-водителя и башни, а также подвижная бронировка орудийной маски. Стойкость у литой бронировки оказалась не очень высокой. Это вот многом объясняет, почему позже на Т-70Б стали ставить подвижную бронировку сварной конструкции. Также на части Т-70Б стали ставить штампованный люк, который получился крепче литого.
Даже на 1942 года 45-мм танковая пушка была не так плоха, как это может показаться. Одной из основных задач пушки была поддержка пехоты огнем, а 120 грамм взрывчатки — это 120 грамм взрывчатки. Собственно говоря, была и возможность увеличить огневую мощь. Вопрос о длинноствольной 45-мм пушке подняли еще в мае 1942 года, причем орудие построили и успешно испытали. Но затянули до такой степени, что ни о какой пушке ВТ-42 в серийном Т-70 и речи не шло. А вот с башней дела обстояли не так хорошо. Нет, с точки зрения обеспечения максимального удобства работы сделано было много. Вот только это всё равно одноместная башня.
Если сравнивать башню Т-60 и Т-60, ощущается существенный прогресс, с точки зрения проработки места командира/наводчика/заряжающего. Также нельзя не отметить наличие подбашенной корзины, которая позволила разместить прямо под ногами укладку первой очереди. Основная укладка находится позади башни. Тем не менее, почему почти сразу из войск пошли жалобы на тесное боевое отделение, понятно с первого взгляда. На фоне Т-70 боевое отделение МС-1 — это почти автобус.
На машине в Музее отечественной военной истории пока нет телескопического прицела, но над этим уже ведется работа. Тем не менее, общая компоновка боевого отделения вполне видна. Чтобы максимально выиграть в объеме боевого отделения, прицел сместили влево. Стало просторнее, но не факт, что удобнее. Также немного неудобно, по крайней мере с непривычки, работать маховиками механизмов наведения. В общем-то, работать можно, но особого комфорта не наблюдается. Существенная разница с Т-26.
У механика-водителя ситуация с удобством работы слегка иная. В походном положении он видит больше, чем мехвод Т-60, да и места побольше. Хотя зимой, конечно, у Т-60 ситуация получше. Когда появился ветровой щиток, со снегом, залетающим внутрь, чего не имелось у Т-70. Впрочем, на практике разница не столь большая. Особо комфортным место механика-водителя не было, особенно с учетом того, что мотор (точнее моторы) были под боком. С июня 1942 года стали ставить частичное ограждение мотора, но полное ограждение стали делать сильно позже. Следует отметить, что у танка в Музее отечественной военной истории стоят моторы ГАЗ-40. Во-первых, у машины ГАЗ-203 не сохранился, во-вторых, с точки зрения надежности спарка ГАЗ-40 будет явно повыше.
В заключении стоит лишний раз сказать, что Т-70, как и его предшественник, были скорее вынужденной мерой. С другой стороны, как танк поддержки пехоты он был уже вполне полноценной машиной. Самое же главное, что шасси Т-70 стало базой для самоходной артиллерийской установки СУ-76. Благодаря проведенной во второй половине 1942 года модернизации шасси его «грузоподъемность» выросла. При этом нашим танкостроителям хватило благоразумия создать специальное шасси на агрегатах танка. В результате получилась вполне удачная платформа для дивизионной пушки ЗИС-3. Что же касается Т-70, то он ушел в тот момент, когда легкий танк сопровождения на поле боя себя изжил. После прекращения его выпуска глава «танк сопровождения», начатая еще МС-1, в Советском Союзе закончилась. Те легкие танки, которые появились после войны, имели уже совсем другую концепцию.