Юрий Пашолок. Мобилизационный бронетаракан инженера Куфарева
Инициативный проект танкетки ТИС-1, разработка которой дошла до изготовления опытного образца
В ходе Первой мировой войны одним из массово применявшихся образцов вооружения стали стрелковые щитки. Их применяли и ранее, но в Первую мировую войну их разработка достигла апогея. При этом ряд авторов, независимо друг от друга, стали создавать гипертрофированные щитки. Они оснащались колесами, поскольку масса и габариты не позволяли таскать их вручную. Наиболее известными стали французские разработки, которые вполне были серийными. Некоторые из них почти полностью закрывали стрелка. Следующим логичным шагом стала разработка «щитков», которые имели либо колесный, либо гусеничный ход. Часть из них осталась проектами, но именно из этих разработок родились танкетки.
После окончания Первой мировой войны работы по стрелковым щиткам и прочим атрибутам окопных баталий постепенно сошли на нет. Война стала маневренной, а танкетки из одноместного мега-щитка стала эволюционировать в некое подобие легкого танка. При этом постоянно вносились улучшения, ибо требования к танку несколько иные. Одним словом, щиток превратился в танк. Такое происходило повсеместно, рост массы и размеров неизбежен. Причем про изначальную задачу подвижного щитка, либо пулеметного гнезда, уже давно забыли. В результате к началу Второй мировой войны в некоторых странах потомки стрелковых щитков составляли основу бронетанковых сил. А сразу после начала войны началось… да, всё началось по новой. Изобретатели стрелковых щитков и одноместных танкеток вылезли по полной программе.
Сразу после начала Великой Отечественной войны во все инстанции стали приходить рацпредложения, относящиеся к новым типам военной техники. Разумеется, тут же всплыли и «самоходные стрелковые щитки» самых разных типов. Это лишний раз показывало, что тема отнюдь себя не исчерпала. Началась вторая волна таких предложений еще в ходе советско-финской войны 1939-40 гг, где стрелковые щитки обрели второе дыхание. Тогда же многие изобретатели вспомнили и про танкетки, а также их аналоги. Да и не только они, достаточно вспомнить танкетку Т-217 (ППГ) или аналогичную машину НАТИ, которые ни разу не инициатива. Великая Отечественная война лишь стала катализатором для очередной, куда более мощной волны подобных изобретений. Большинство предложений оказалось лишь проектами, но были и построенные в металле экземпляры. Одним из них оказалась танкетка ТИС-1 (Танк имени Сталина), разработанная инженером Ф.П. Куфаревым и построенной заводом Кузбассшахтпроекта в Анжеро-Судженске.
История танкетки ТИС-1 началась в конце ноября 1941 года, когда Куфарев вышел с предложением о создании сверхлегкой танкетки. Личность Федора Парфеньевича интересна сама по себе. Это был не просто очередной изобретатель от сохи, а вполне грамотный инженер-конструктор, который работал на Кузбассшахтпроект и разрабатывал горные машины. Причем это был не рядовой инженер, а начальник конструкторского отдела. В 1941 году его, вместе с предприятием, направили в Анжеро-Судженск, где разворачивались заводы, эвакуированные из западных областей СССР. Вообще в семье Куфаревых талантливых людей хватало с избытком. Один из братьев, Павел Парфеньевич, известен как профессор кафедры математического анализа и теории функций Томского государственного университета. Старший брат, Леонид Парфеньевич, был инженером-химиком. Но вот про то, что Федор Парфеньевич создавал в 1941-42 годах, вряд ли догадываются.
В случае с танкеткой Куфарева подкупала сама по себе концепция машины. Обычно подобные конструкции создавались в качестве индивидуальной огневой точки, действующей скорее самостоятельно. Здесь же идея выглядела совсем иначе. Предлагалось максимально дешевое средство поддержки пехотного подразделения, способного действовать и по снегу, и по пресеченной местности, и по болоту, и даже по воде. При сухой массе 300 кг ТИС-1 могла быть дополнительно нагружена еще на 500 кг. Причем речь идет далеко не об одном вооружении и боеприпасах, а также топливе. Внутри ТИС-1 могли перевозиться боеприпасы для пехотного соединения. Грубо говоря, автор предлагал создать своеобразный аналог немецкой пехотной тележки If.8, только самоходный, с толщиной брони 6 мм и способный двигаться по пересеченной местности. Кстати говоря, по высоте (750 мм) ТИС-1 была примерно как та самая If.8.
Идея Куфарева руководство Кузбассшахтпроекта заинтересовала. В помощь был выделен инженер-конструктор Семендяев, вместе с которым началась разработка рабочих чертежей ТИС-1. Далее, с разрешения руководства Анжерского Механического Завода, началось изготовление деталей для танкетки. Шел этот процесс в сложных условиях, поскольку местные предприятия оказались загружены спецзаказами. Привлекались сторонние рабочие, тем не менее, работы по ТИС-1 довели до логического конца. 4 декабря 1941 года началось изготовление танкетки, а закончили ее 2 января 1942 года, после чего провели ходовые испытания.
В походном положении оператор танкетки двигался в сидячем положении. Приводил ее в движение подержанный мотор от мотоцикла Norton мощностью 9 л.с. Для тестового образца этого было достаточно. В дальнейшем предполагалось поставить более мощный двигатель (порядка 18 л.с.), тот же мотор от ТИЗ АМ-600 вполне подошел бы. Разместили мотор в кормовой части корпуса. В боевом положении мотор размещался между ног оператора. Решение немного спорное, но мы же не будем спрашивать, где размещается мотор на мотоцикле? При отсутствии груза предполагалось возить в танкетке еще пару человек. То есть она превращалась в транспортер. При использовании проектного мотора максимальная скорость оценивалась в 30 км/ч, для поддержки пехоты или лыжников этого вполне хватало. Согласно расчетам, у танкетки было крайне низкое удельное давление на грунт. Она как бы ползла на брюхе, а вместо привычных гусениц использовались грунтозацепы, соединенные в две гусеничные ленты. Что же касается вооружения, то Куфарев предполагал использование любых типов пулеметов, либо противотанковых ружей. По крайней мере, габариты машины вполне позволяли поставить тот же ДТ.
Проведенные 2 января 1942 года испытания показали состоятельность идеи. В виду маломощности мотора максимальная скорость составила всего 6,8 км/ч, но тут главным было немного другое. А именно задача убедиться в принципиальной жизнеспособности идеи. Немного заглубившись в снег, ТИС-1 вполне уверенно двигалась по заснеженной целине. Поворачивалась она путем выключения одной из лент. Вполне успешно ТИС-1 двигалась и по накатанной дороге, дважды переезжала через пни. По большому счету, единственной претензией комиссии стала недостаточная скорость, но другого мотора у Куфарева не имелось. По итогам испытаний командование АБТВ Сибирского Военного Округа рекомендовало доработать танкетку (поставить более мощный мотор) и направить в одну из лыжных частей. Также материалы по танкетке направили в ГАБТУ КА.
До ТИС-1 снизошли только в сентябре 1942 года, расписав то, зачем эти машины строить не надо. Письмо из ГАБТУ КА выглядело немного смешно, поскольку в 1940-41 годах проводились испытания пулеметовоза НАТИ, которые закончились вполне успешно. И там концепция была не особо отличавшейся. Критика забрасывания приборов наблюдения выглядела немного странно, особенно если учитывать, что в походном положении ТИС-1 управлялся сидя (как и пулеметовоз НАТИ). При этом в ГАБТУ КА даже не поняли, что это не просто танкетка, а машина снабжения пехотного подразделения. Одним словом, от далеко не бесполезной машины отмахнулись, даже особо не разбираясь. Увы, своего Тимошенко (а именно он в начале 1940 года давал задание на мобильное пулеметное гнездо) в СибВО не имелось. Так или иначе, но представитель династии Куфаревых создал вполне удачную боевую машину, у которой была своя ниша. Вот только в ГАБТУ КА эту нишу так и не увидели.
Список источников:
- ЦАМО РФ