Юрий Пашолок. Многоцелевой «Голиаф» из Кемеровской области

15

Юрий Пашолок. Многоцелевой "Голиаф" из Кемеровской области

Проект МТИ (микро-танка истребителя) инженера Л.И. Рябченко

Дистанционно управляемые боевые машины появились намного раньше, чем многие представляют. Сложилась «каноничная» теория, по которой едва ли не первыми подобные машины создали немцы. Правда, это не каноничная, а комичная теория, ибо где-то громко засмеялись французы. Они подобные устройства, предназначенные для преодоления линий заграждений, создали еще в годы Первой мировой войны. С концептуальной точки зрения от немецкого «Голиафа» они ничем не отличались. Даже скорее наоборот, немцы пришли к «Голиафу» уже после того, как познакомились к французскими самоходными минами, часть из которых весной 1940 года даже успели запустить в серию. Более того, немцы даже не вторые — аналогичные инженерные машины строили и даже применяли в Советском Союзе.

СТ-ВЭТА, одна из отечественных моделей дистанционно управляемых самоходных мин

СТ-ВЭТА, одна из отечественных моделей дистанционно управляемых самоходных мин

Первая советская дистанционно управляемая машина-подрывник испытывалась еще в начале 1940 года. Речь идет об СТ-ВЭТА (Сухопутная Торпеда Военной Электротехнической Академии). Летом 1941 года было решено запустить СТ-ВЭТА в серию, она применялась на Ленинградском фронте и даже захватывалась немцами. Между тем, хватало и других разработок подобного рода, как реализованных в металле, так и проектных. Последние попадаются и в отделе изобретений ГАБТУ КА, причем среди них хватает интересных, а также вполне реализуемых предложений. Одно из них, МТИ (микро-танк истребитель), было разработано в ноябре 1941 года инженером Л.И. Рябченко.

Микро-танк истребитель, общие виды

Микро-танк истребитель, общие виды

Многие из подобных проектов объединяет две вещи. Во-первых, основная масса изобретений принадлежит инженерам вполне мирных профессий. Во-вторых, практически всегда речь шла о массовом применении подобных боевых машин. В случае с МТИ был как раз классический сценарий. Лев Иванович Рябченко работал на должности инженера электрофицированного участка Томской железной дороги, станция Усяты (район Прокопьевска). После начала Великой Отечественной войны он решил чем-то помочь, результатом стала идея «маленьких танков, управляемых на расстоянии». По мнению Рябченко, изготовлять их можно было в больших количествах в мастерских при любых предприятиях. Вряд ли автор знал про тот же СТ-ВЭТА, но есть мнение, что у многих людей мысли примерно одинаковые.

Устройство МТИ и принцип работы

Устройство МТИ и принцип работы

Чем именно занимался Рябченко, неизвестно, но конструкторским талантом он явно не был обеделен. К описанию проекта прилагались схемы, вполне наглядно выполненные. При этом, правда, совсем маленьким МТИ назвать не получится. Длина машина составляла 2 метра, ширина 800 мм, а высота — 550 мм. Исходя из подсчета массы, без боевого заряда, который располагался в носовой части корпуса, МТИ весил 400 кг. Из них 155 кг приходилось на аккумуляторы. В движение машину приводил электромотор, кратковременно развивавший мощность, эквивалентную 4-5 лошадиным силам. По мнению автора, этого должно было хватить для разгона до 25-30 км/ч. Управление осуществлялось по проводам, причем дистанция действия была небольшой — 1-1,5 километра. Рябченко был реалистом в данном вопросе.

Электросхема МТО

Электросхема МТО

Главной задачей МТИ его автор предполагал борьбу с танками противника. Хотя это была не единственная его задача. Рябченко видел свою машину многоцелевой. С ее помощью можно было прокладывать связь, для чего крепились катушки с кабелем. МТИ предполагалось использовать как средство доставки боеприпасов на опасных участках, а также для вывоза раненых (в данном случае крепились носилки). Наконец, автор предполагал крепить на МТИ пулемет и вести дистанционный огонь. Очень похоже на нынешние беспилотники.

Так автор видел область применения своего детища

Так автор видел область применения своего детища

Конструкция предполагалась максимально простой, основой служили стальные листы толщиной 1-1,5 мм. Простыми и не дефицитными также предполагались другие элементы машины. Впрочем, на фоне СТ-ВЭТА машина всё же выглядела более сложной. Ленинградская разработка оказалась более примитивной с точки зрения материалов. Самое же главное, что за СТ-ВЭТА стояла Военная электротехническая академия связи им. С.М. Буденного. За простым инженером не стоял никто, поэтому предложение оказалось быстро убранным в стол.

Мнение ГБТУ КА о "голиафах"

Мнение ГБТУ КА о «голиафах»

Рябченко неоднократно пытался привлечь к МТИ внимание, но без особых результатов. Связано это не с конкретными недостатками данного изобретения, а общей позицией ГБТУ КА. Там еще в 1941-42 годах пришли к выводу о низкой эффективности самоходных мин. Изучение немецких трофейных «Голиафов» только усилило это мнение. Как средство борьбы с танками «Голиафы» показали себя плохо.

Список источников:

      • Бундесархив
      • ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/ZWSLPMknRV4Dpy1i

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account