Юрий Пашолок. Мнимое противоборство зеленых и разноцветных машинок

12

Юрий Пашолок. Мнимое противоборство зеленых и разноцветных машинок

Мысли о ситуации вокруг военных олдтаймеров и их пересечения с гражданскими олдтаймерами

Содержание:

Старые автомобили — это целая вселенная. Старинные машины любят многие, они привлекают внимание людей любых возрастов. У олдтаймеров своя аура, желающих прикоснуться к истории обычно нет отбоя. В России, конечно, данное направление коллекционирования развито не так сильно, как в других странах, но мы уже неплохо так подтянулись. По крайней мере, серьёзных коллекций олдтаймеров уже немало, причем дело не столько в количестве, сколько в качестве. При такой тенденции если не догоним остальной мир, то уж точно будем недалеко. Что приятно, среди старинных машин всё больше отечественных образцов, многие из которых считались утраченными.

Длинные колонны классической военной техники в России постепенно перестают быть огромной редкостью. Что есть хорошо

Длинные колонны классической военной техники в России постепенно перестают быть огромной редкостью. Что есть хорошо

По мере развития такого направления, как олдтаймеры, постепенно начали развиваться самые разные направления. Явление это абсолютно нормальное. Одно дело, когда хорошо восстановленных и редких старинных машин было совсем немного, а другое, когда их набирается несколько сотен. Вот тут и выясняется, что любители олдтаймеров вполне себе делятся на кучу разных категорий. Начиная с почитателей определенной марки или модели, и заканчивая клубами любителей определенных типов машин. У любителей троллейбусов или грузовиков своя песочница, грубо говоря. Отдельной категорией являются военные олдтаймеры. На любителей «зеленых машинок» владельцы гражданских старинных машин порой смотрят свысока, что само по себе выглядит немного смешно. Хотя бы потому, что у военных машин в принципе своя аудитория, часто не пересекающаяся с гражданской техникой. Об этом и есть смысл поговорить в нынешнюю пятницу.

Недооцененный сегмент

В нашей стране непростые взаимоотношения гражданских и военных автомобилей имеют глубокие корни. Как, впрочем, и в большинстве стран мира. Бывало, конечно, по-разному, но типовой военной машиной был, как правило, грузовик гражданского происхождения. От того, что его красили в зеленый цвет, особо смысл не менялся. Гражданский ГАЗ-АА или ЗИС-5 от военного мало чем отличался. Красная Армия, можно сказать, сидела на голодном пайке, хотя даже в первой половине 30-х годов появились первые отечественные легковые машины с явно военным уклоном. Прежде всего стоит упомянуть ГАЗ-ААА и ЗИС-6. Они, конечно, в гражданском исполнении выпускались, но основной их заказчик был с петлицами на воротнике.

Военная продукция советских автомобильных заводов мало отличалась от гражданской. Точнее, почти ничем не отличалась

Военная продукция советских автомобильных заводов мало отличалась от гражданской. Точнее, почти ничем не отличалась

Собственно говоря, если посмотреть даже на минимальный ассортимент колесной продукции для Красной Армии, которая выпускалась перед войной, появляется некоторое понимание глубины глубин. Всевозможных мастерских, заправщиков и даже штабных автобусов там столько, что мало не покажется. Про них мало кто знает, тем не менее, говорить об однообразности советской военной техники может только человек, мало разбирающийся в теме. И даже во время войны, когда приоритетом стал выпуск танков, а не грузовиков, все было крайне непросто. Один только ГАЗ-ММ существовал минимум в четырех вариантах исполнения — 1941 (довоенная конфигурация, ГАЗ-ММ-82-120), 1942 (то самое, что именуется как ГАЗ-ММ-В, хотя на самом деле это ГАЗ-ММ-91-120), 1943 (вариант с упрощенной кабиной и деревянными дверьми, ГАЗ-ММ-86-120), а также машина выпуска с 1944 года, с металлическими дверьми, но крыша и задняя стенка кабины из дермантина. Разных машин наберется десятки вариантов, и это не считая всяких спецмашин, которые выпускались заводами вроде «Аремкуз».

На самом деле однообразие условное. Только во время войны "Полуторка" менялась минимум 3 раза

На самом деле однообразие условное. Только во время войны «Полуторка» менялась минимум 3 раза

Еще до начала войны наметился переход от перекрашенных гражданских машин к чисто военным моделям. По ряду причин переход на них у нас почти не состоялся, но первые шаги всё же сделали. Вторая мировая война стала временем, когда военный автомобиль сформировался окончательно. Именно тогда пути гражданских и военных машин разошлись, появилось понимание, что нужны специальные автомобили. Хотя и гражданскому автопрому многое перепало. Прежде всего это касается автомобилей с полным приводом. Про джипы и говорить не приходится. Мало кто задумывается, что джипы во многом стали могильщиками мотоциклов с коляской. Чисто военный ГАЗ-67Б стал «машиной председателя колхозов», а ГАЗ-63, который должен был пойти в серию еще с 1941-42 годов, очень пригодился в народном хозяйстве. Да и многие послевоенные грузовики военного назначения частенько трудились на ниве мирного использования.

ГАЗ-67Б в народном хозяйстве. Такие машины и стали первыми военными советскими ретро-автомобилями

ГАЗ-67Б в народном хозяйстве. Такие машины и стали первыми военными советскими ретро-автомобилями

Собственно говоря, эти самые военные машины, попавшие в народное хозяйство, и стали первыми отечественными военными олдтаймерами. Тогда их особо не ценили, поэтому большинство раритетов бесследно сгинуло. Либо они превратились в «мутантов», воткнуть мотор от «Волги» в такую машину не являлось каким-то редким случаем. В 90-е объявлений подобного толка было полно. Как и догнивающих машин, стоящих во дворах. Тогда ни для кого они особо ценности не представляли. И если тогда гнили машины довоенного и военного периода, то сейчас свой век доживают те автомобили, которые выпускались в 50-е и 60-е годы. По классификации FIVA (Международная Федерация Старинных Автомобилей) это машины категории E (1945-1960) и F (1961-1970). А по нашим законам культурной ценностью являются машины, которым стукнуло 50 лет. Сколько отечественных военных машин послевоенного выпуска уже попало в перечень полноценных олдтаймеров, посчитать не так сложно. В этом декабре олдтаймерами станут самые первые УАЗ-469. Внезапно, правда?

ГАЗ-63 уже стал большой редкостью, по всем нормам он является полноценным олдтаймером

ГАЗ-63 уже стал большой редкостью, по всем нормам он является полноценным олдтаймером

Во многом ситуация, когда старые военные машины стали доступны очень широким слоям населения, негативно сказалось на понимании их ценности. Еще лет 20 назад тех же ЗИС-151 или ГАЗ-63 ранних выпусков было весьма приличное количество. Сейчас уже это большая проблема. Не то, что невозможно, но придется хорошо поискать. А потом, скорее всего, придется еще и доводить, потому как уровень реставрации не блещет. Это не только у нас, за рубежом уровень реставрации военной техники часто весьма специфичный. Второй негативный момент заключается в том, что военная техника частенько показывается в таком состоянии, что «обнять и плакать». Почему-то считается, что для военной техники это норма. Ну да, ржавую и ушатанную «Волгу» вряд ли пустят на приличное мероприятие, а бывалую военную машину, да еще и «тюнингом» — да запросто. Такой вольный подход крайне негативно влияет на восприятие военной техники как машин, не уступающим в исторической ценности гражданским олдтаймерам.

Типичный отечественный военный ретро-автомобиль старой эпохи, Автоэкзотика-2003

Типичный отечественный военный ретро-автомобиль старой эпохи, Автоэкзотика-2003

Самое интересное заключается в том, что за последние 20 лет ситуация с военными олдтаймерами в России сильно улучшилась. Безусловно, «колхоз» никуда не делся, но есть и крайне положительные тенденции. Лет 20 назад типичный набор военных олдтаймеров состоял из полуубитых «Захаров» и «Полуторок», частенько послевоенного выпуска, и ГАЗ-67Б выпуска после 1949 года. Причем владельцы таких «машин председателя колхоза» вращали глазами и кричали «1943 года выпуска!». Выглядело это грустно и смешно. Сейчас значительная часть подобных деятелей повывелась естественным путем, и даже в среде владельцев ГАЗ-67Б появилось понимание, как выглядела эта машина во время войны. Понятное дело, что при выпуске всего 2000 штук за время войны основная часть этих машин «забутафорена», но тем не менее. Главное, что в России уже набралось с десяток музеев и коллекций с первоклассными военными олдтаймерами. Благодаря работе реставраторов многие машины, которые были утрачены безвозвратно, вернулись из небытия. Даже по гусеничным тягачам уже не так всё тоскливо.

За последние 20 лет ситуация с классической военной техникой существенно улучшилась

За последние 20 лет ситуация с классической военной техникой существенно улучшилась

Как показывает практика, обычно за такими мощными коллекциями идут те, кто поменьше. Вообще костяк олдтаймер-мероприятий за рубежом — это владельцы 1-2 машин, такие обычно берут количеством. В России же пока с такими владельцами проблема. У нас-то и с рынком гражданских олдтаймеров беда (не путать с клубами «Волг», «Побед» и прочего послевоенного), а с военными тем более. Усугубляется ситуация тем, что есть некоторое непонимание, что есть военный олдтаймер, и какова его ниша в мире старинных машин.

Битва кита со слоном

В 80-е и 90-е годы то, что военные и гражданские военные машины кучковались в одном месте, было абсолютно нормальным явлением. Да и в 2000-е тоже. В тот момент было слегка не до жиру, что гражданские, что военные олдтаймеры были ну очень большой редкостью, особенно если речь идет о по-настоящему ценных машинах. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить «Автоэкзотику». Там всё было нормально до того момента, пока организаторы фестиваля не стали перегибать палку. Заявления «мы за спорт» смотрелись слегка забавно. Про контингент тех, кто постепенно становился самыми массовыми участниками «Автоэкзотики», и говорить не приходится. Фактически фестиваль переварил себя еще до того, как его попросили с Тушинского поля.

Военная техника на "Автоэкзотике-2011"

Военная техника на «Автоэкзотике-2011»

Самое печальное в другом. В ряде случаев следует констатировать, что организаторы мероприятий, посвященных олдтаймерам, вообще слабо понимают, что такое военная машина, и зачем она им нужна. И это при том, что время не стоит на месте. Количество интересных военных машин, даже довоенного и военного периода, перевалило за несколько сотен. А у нас, в ряде случаев, вообще непонятно, зачем организаторы захотели военные машины. Далеко ходить не надо. Ретро-парад в Питере этого года начинался с колонны военной техники. Там были и интересные машины, и такие, которые непонятно, что там вообще делали. Главный вопрос — а что военные машины там вообще делали? Вот честно, выглядели военные машины на мероприятии, посвященном, прежде всего, автобусам и гражданским машинам, инородным телом. Это не в упрек владельцам военных машин, а скорее к организаторам.

The War and Peace Show

The War and Peace Show

Наверное, я для некоторых открою страшную тайну, но у военных и гражданских автомобилей разные аудитории. У нас это не столь очевидно, ибо крупный слёт военных олдтаймеров в России всего один, но за рубежом ситуация видна куда лучше. Там мероприятий с классической военной техникой куда больше. Тот же The War and Peace Show чего стоит. Правда, некоторые люди в России приняли этот фестиваль за площадку реконструкторов. На самом деле всё проще. Сюда съезжается несколько сотен единиц военной техники, причем основная часть — это ровесники наших ГАЗ-63, ГАЗ-69 и ЗИС-151. Они и есть костяк. Иногда владельцы техники собираются в стихийные колонны, кто на джипах, кто на бронетранспортерах, кто на танках. Ну да, по сути та же «Автоэкзотика», но с военной техникой. С какими-то шоу для зрителей, но машины всё равно там главные участники. И таких мероприятий, как The War and Peace Show, в одной только Англии штук пять проводится.

Питерский ретро-парад. Да, такие чудеса еще попадаются

Питерский ретро-парад. Да, такие чудеса еще попадаются

Нет, военная техника появляется и на выставках породистых олдтаймеров, например, Retromobile. Но есть нюанс. Туда привозят по-настоящему редкие и интересные машины, которые становятся почетными гостями мероприятия. Туда даже танки привозят. И, внимание, совсем не для галочки. Организаторы подобных мероприятий прекрасно понимают, что делают, такие машины привлекают дополнительных посетителей. Тем самым соблюдается баланс между гражданской техникой, которая не выглядит обделенной вниманием, и военными олдтаймерами, коих тут редко, но метко.

То, что тут есть машина Жукова, не знал даже организатор салона. Про посетителей и говорить не приходится

То, что тут есть машина Жукова, не знал даже организатор салона. Про посетителей и говорить не приходится

Но это за рубежом. А у нас, по ряду причин, у организаторов подобных мероприятий правильных мыслей, похоже, не водится. Был один пример, специально называть год и название мероприятия не буду, но кто в теме, тот поймет. На носу была круглая дата, под нее позвали кучу военной техники. Приехало немало интересных машин, даже состоялось несколько громких премьер. Но! Организаторы не нашли ничего умнее, как запихнуть эти самые военные машины по углам. А главной военным олдтаймером была «машина, как у известного разведчика»! Алё, куку! У вас в том же зале стояла машина Жукова, настоящая! Которую вы пихнули так, что ни один не разбирающийся в теме не нашел бы! Зато на видном месте стояли полуубитые образцы послевоенной техники Советской Армии.

Гражданская машина на "военном" мероприятии? Да легко, но при условии, что она будет почетным гостем, привлекающем дополнительное внимание

Гражданская машина на «военном» мероприятии? Да легко, но при условии, что она будет почетным гостем, привлекающем дополнительное внимание

Что это вообще было, до сих пор понять не могу. Хотя нет, есть понимание. Это своеобразная форма ревности. Будете смеяться, есть и такое, причем не столь и редкое явление. Хотя речь идет скорее об отсутствии понимания, что есть старинная военная техника. Она не лучше, не хуже, она просто другая. Ровно так же своя аудитория у грузовиков, автобусов, троллейбусов и трамваев. Но тех хотя бы объединяет тот факт, что они гражданская техника. А у военных машин своя атмосфера. Поэтому если и появилось острое желание получить на выставку военную машину, хотя бы надо понимать, зачем она тут. Иначе возникнет ряд вопросов.

Не Москвой единой! Крупные коллекции военной техники есть и в других городах, включая Самару

Не Москвой единой! Крупные коллекции военной техники есть и в других городах, включая Самару

Дополнительную комичность всему происходящему придает тот факт, что за последние 20 лет расклад сил изменился. В России хватает крупных частных коллекций, а также музеев. Это далеко не только Москва, в том же Питере и Самаре (да и не только там) есть, на что посмотреть. Они вполне самодостаточны, то есть какой-то острой необходимости ездить на и так редкие выставки олдтаймеров у них нет. Эти коллекции своими экспонатами дорожат, чтобы их заполучить, надо приложить немалые усилия. Понимания сего простого факта явно нет. Аргумент «это машина такой-то эпохи» тут вообще не работает.

Смотр раритетов на Militracks

Смотр раритетов на Militracks

При всём этом спрос на военные олдтаймеры есть, и не только 9 мая. Многих потенциальных коллекционеров сдерживает тот факт, что далее непонятно, куда им с этой машиной деваться. Вариант выехать раз в год — ну и зачем это надо? Кроме «Моторов Войны», поехать особо некуда, при этом спрос есть и выездные мероприятия, и на выставки в помещениях. Но пока что организаторов подобных мероприятий не видать, судя по всему, не созрели. Ну что же, время лечит. А пока подброшу потенциальным организаторам бесплатную идею. Вы ведь в курсе, что празднуют 29 мая? Если нет, то День Военного Автомобилиста. Ну вы поняли, да?

Выездная экспозиция "Моторов Войны" в День Военного Автомобилиста, Главный Храм Вооруженных Сил РФ

Выездная экспозиция «Моторов Войны» в День Военного Автомобилиста, Главный Храм Вооруженных Сил РФ

Автор данного материала всё же надеется, что разум этот мир не покинул. И что до нужных людей дойдет, наконец, простая мысль — не все йогурты одинаково полезны. В консерватории уже давно надо что-то менять. Например, подход к старым военным машинам. Возможно, таки дойдет, что смешивать всё в одну кучу не есть правильная идея. Речь о том, что они чем-то лучше гражданских олдаймеров, вообще не идет. Они просто другие. Может, и мероприятия для них нужны отдельные, никто так не думает? Дойдет ли эта простая мысль, время покажет. Хочется всё же быть оптимистом.

источник: https://dzen.ru/a/Yu2eP5UOuWSJybmJ

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account