Юрий Пашолок. Между Pz.Kpfw.III и «Пантерой»
Немецкие средние танки семейства VK 20.01, так и не ставшие заменой Pz.Kpfw.III, а также Pz.Kpfw.IV
В межвоенный период мировое танкостроение, как может показаться, развивалось довольно неспешно. На самом деле это обманчивое впечатление. Даже в самые тяжелые годы, когда на новые танки банально не находилось средств, развитие продолжалось. Если внимательно посмотреть, то раз в 3-4 года происходил пересмотр тактико-технических требований, что приводило к запуску разработки новых образцов. Германия в этом смысле мало отличалась от остального мира. Поначалу такая временная амплитуда была не столь очевидна, но это потому, что Германия оказалась связана ограничениями Версальского договора. Уже в первой половине 30-х годов шло откроенное игнорирование запрета на выпуск новых образцов танков, случилось это еще до прихода нацистов к власти. Тогда же сформировался основной набор танков, с которыми Германия вступила во Вторую мировую войну.
В истории мирового танкостроения вполне рядовым явлением были случаи, когда удавалось «поймать» первую волну развития, но не попасть в следующую. Такое отлично видно с немцами. Если СССР, в начале 30-х годов, смог создать широкую линейку танков, то в середине 30-х годов такие работы оказались неудачными. Немецкая школа, наоборот, провалила разработки начала 30-х годов, но реабилитировалась на следующей волне развития. А вот дальше случилась волна неудач. Если СССР в конце 30-х годов получил Т-40, Т-34 и КВ, то у немцев успехи принципиально новых разработок конца 30-х оказались совсем иные. Одним из примеров тому стала история танков, которые должны были заменить Pz.Kpfw.III, а заодно и Pz.Kpfw.IV. Речь идет о VK 20.01 и аналогичных им боевым машинам.
Причины появления этих танков лежали на поверхности. Z.W. (Zugführerwagen — машина командира взвода), он же Pz.Kpfw.III, поначалу оказался очень проблемной машиной. Вплоть до конца 1938 года их выпуск проходил в рамках опытных серий по 10-15 машин. Естественно, это вызывало у немецкого командования отнюдь не эйфорию. То, что средние танки являются главными машинами поля боя, немцы для себя уже решили, но пока главный средний танк выглядел «сырым». Имелся, правда, танк поддержки B.W. (Begleitwagen — танк поддержки), он же Pz.Kpfw.IV, но его почти всю дорогу считали чуть ли не временным решением. Тот факт, что B.W.(Kp) с самого начала получился более удачной машиной, 6-й отдел Департамента Вооружения старался не замечать. Зато что-то начали подозревать на Daimler-Benz, разработчике Z.W.. Создавали танк по требованиям 6-го отдела Департамента Вооружений, но к 1938 году на Daimler-Benz начали терять терпение. Случилось это на фоне того, что навязанная ходовая часть с торсионной подвеской оказалась не способна долго держать требуемую скорость. Кроме того, 10-скоростная полуавтоматическая коробка передач Maybach Variorex 328 145 имела массу недостатков.
Несмотря на это, Z.W.38, он же Pz.Kpfw.III Ausf.E, никто не собирался отменять. Уже началась подготовка к производству танка на Daimler-Benz и MAN. Вместе с тем, выявившиеся проблемы с ходовой частью привели к тому, что 6-й отдел Департамента Вооружений (а точнее, Генрих Книпкамп, подмявший под себя разработку бронетанковой техники) инициировал разработку принципиально нового танка. Он получил обозначение VK 20.01 (III). Разработчиком шасси стал Daimler-Benz, башня осталась за Krupp, причем изначально «голова» была той же, что и у Z.W.38. Гораздо интереснее выглядела ситуация с шасси. Книпкамп явно переносил те же решения, что отрабатывались на D.W., неудачном тяжелом танке, который эволюционировал в VK 30.01 (H). Технические подробности исходного VK 20.01 (III) почти неизвестны, но точно можно сказать, что он получал новую ходовую часть, с шахматным расположением опорных катков довольно большого диаметра и торсионную подвеску. От поддерживающих катков отказывались. Также эскизный проект VK 20.01 (III), датированный 15 декабря 1938 года, предполагал использование 16-литрового мотора Maybach HL 116, который развивал мощность 300 лошадиных сил при 3000 об/мин. Тот же мотор ставился и на VK 30.01 (H). Трансмиссия, если исходить из похожих проектов, тоже бы бралась с VK 30.01 (H).
Возможно, план Книпкампа бы сработал, но Z.W.38 стал последней каплей для Daimler-Benz. Проблемы с коробкой передач Maybach Variorex 328 145 привели к откровенному провалу с запуском в серию Z.W.38., а начало войны сопровождалось громкими криками из войск. Терпение немецкого промышленного гиганта лопнуло. В октябре 1939 года Daimler-Benz получил разрешение сверху на самостоятельную разработку танков, да и появление Танковой комиссии с Фердинандом Порше во главе случилось не на пустом месте. Книпкамп на своём месте удержался, но Daimler-Benz werk 40 теперь действовал самостоятельно. 15 ноября 1939 года был представлен проект GBK (Kampfwagen des Generalbevollmächtigten). Вместо полуавтоматической коробки передач использовалась планетарная КПП по типу Praga-Wilson, которую подрезали на LT vz.38. Альтернативой служила 6-скоростная механическая КПП ZF SSG 77, которую выбрали для «исправленного» Pz.Kpfw.III. Не менее интересно выглядела силовая установка. Вместо бензинового мотора Maybach HL 116 использовался дизельный мотор водяного охлаждения MB 809, развивавший мощность 315 лошадиных сил. Наконец, вместо торсионной подвески использовалась блокированная, очень непростой схемы и с листовыми рессорами.
Судя по всему, ругань началась еще раньше, поскольку еще 15 сентября 1939 года 6-й отдел Департамента Вооружений и Krupp обсудили шасси, которое потенциально шло на замену Pz.Kpfw.IV. Крайне забавная дискуссия, особенно на фоне того, что за пару лет до того Книпкамп почти зарубил B.W.. Мотор и, вероятнее всего, и трансмиссия бралась от VK 20.01 (III), а вот ходовая часть изначально использовалась типовая для Krupp. То есть блокированная подвеска с листовыми рессорами, очень похожая на Pz.Sfl.IVb, но с увеличенным до 630 мм диаметром опорных катков. Скорость ограничивалась 42 км/ч. Первоначально танк имел индекс VK 20.01 (IV), но в ноябре 1939 года он сменился на VK 20.01 (BW), а в декабре — на более известный B.W.40. Тогда же толщина лба корпуса оказалась увеличена с 30 до 50 мм. Что же касается танка на замену Z.W.38, то Книпкамп нашел альтернативу строптивому Daimler-Benz. Им оказался MAN, который, без больших скандалов, умудрился подсидеть Krupp на ниве легких танков.
В начале 1940 года конструкторское бюро MAN во главе с Паулем Вибике начало работу над своим танком. Он получил обозначение VK 20.01 (M). Машина создавалась явно с учетом предыдущих работ MAN с 6-м отделом Департамента Вооружений. Также Книпкамп продолжал тащить сомнительные наработки с VK 30.01(H). Например, на танк разработки MAN предполагалось ставить 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач ZF SMG 91 (на VK 30.0(H) планировалась SMG 90) и трехрадиусный механизм поворота. Про «шахматы» и торсионную подвеску даже можно не говорить, хотя тут случился забавный казус. Дело в том, что для торсионов не хватило места спереди и сзади, поэтому первый и последний опорный каток получали свечную подвеску. Первые наработки по танку появились к 10 октября 1940 года. К тому моменту случилась одна занимательная история. 16 мая 1940 года 6-й отдел Департамента Вооружений проинформировал Krupp, что B.W.40 отменен. Причина — «сложная ситуация на фронте». На самом деле это такой специфичный способ устранения конструкции, идущей в разрез с идеями Книпкампа. На это намекает то, что в том же мае 1940 года появляется VK 20.01(K), который получил торсионную подвеску.
К началу 1941 года имелось аж три претендента на замену Z.W.38 — два «придворных», от MAN и Krupp, и «бунтарь» от Daimler-Benz. Казалось бы, что в такой ситуации больше шансов у танков, которые создавались MAN и Krupp. Но не всё так просто. Daimler-Benz имел своё производство моторов, очень сильное, а также большой опыт танкостроения. Конечно, выбранная схема подвески была откровенно проигрышной, поскольку занимала много места, а ее обслуживание больше напоминало бы танковую порнографию. Тем не менее, уже в феврале 1941 года состоялся первый запуск мотора MB 809, а месяц спустя его установили на тестовое шасси VK 20.01(D) с серийным номером 30009. Странный номер шасси не должен удивлять. Шасси, ездившее с массогабаритным макетом вместо башни, изготовили в рамках серии опытных машин. Обычно упоминается одно шасси, но на снимках 1945 года их присутствует две штуки.
Работы по танкам шли, что называется, на широкую ногу. Для начала, Krupp еще в конце 1940 года получил здание на разработку башни, изначально создававшейся под 50-мм пушку KwK 38 L/42. Она, аналогично шасси, имела толщину лба 50 мм и бортов/кормы 30 мм. Какой-то детальной информации по башне нет, но на схеме VK 20.01 (M) явно изображена она. Также Krupp и MAN, помимо опытных образцов, строили еще и по 12 танков нулевой серии. В марте 1941 года впервые появилась 50-мм пушка KwK 39 L/60, хотя ее появление мало что меняло. Тогда же VK 20.01 (K) эволюционировал в более тяжелый VK 23.01 (K). Бурная деятельность, впрочем, была больше на бумаге. VK 20.01 (D), между тем, накатывал километры испытаний. Летом 1941 года была достигнута скорость 50 км/ч, при массе машины 22,25 тонн. Шасси, несмотря на откровенно дурную подвеску, вполне было неплохим. Причем у него имелся запас по загрузке. Ширина траков VK 20.01 (D) составляла 440 мм, это давало вполне приличные показатели удельного давления на грунт. Кстати говоря, это пригодилось в ходе дальнейших зимних испытаний.
Ситуация особо не менялась и осенью 1941 года. MAN в августе 1941 года доложил, что их шасси готово, но всё еще ждет элементов трансмиссии. Krupp продолжал полировать VK 23.01 (K) и другие варианты танка (VK 20.01(K) и VK 20.02 (K), пессимистично указывая на различные причины задержки. Так что танк-ренегад, иначе VK 20.01 (D) никак не назвать, к неудовольствию Книпкампа явно вышел вперед. Более смешно выглядело другое. Весной 1941 года начался выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.J, который оказался равнозначен по броневой защите, а в конце 1941 года он стал получать 5 cm KwK 39 L/60. На этом фоне вся эта 20-тонная серия выглядела как уже и не столь перспективной. А далее, 18 ноября 1941 года, под Мценск прибыла Танковая Комиссия во главе с начальником 6-го отдела Департамента Вооружений Себастьяном Фихтнером. Там же был и Фердинанд Порше. После осмотра Т-34 и КВ-1 был сделан неутешительный вывод — перспективные танки уже устарели.
Последней попыткой спасти VK 20 стало появление VK 24.01 (M). Так позже именовали шасси 24-тонного класса с рациональными углами наклона брони, которое MAN представил 25 ноября 1941 года. Прожил этот вариант совсем недолго. В конце декабря 1941 года танки 20-тонного класса ушли в историю. Daimler-Benz использовала свой танк при разработке VK 30.01 (D). За всё время опытное шасси, ставшее первым немецким танком с дизельным мотором, прошло 6163 километра. Всю эту историю с 20-тонниками, как правило, стараются не вспоминать, и зря. Эти машины были в той же амплитуде, что Т-34 и Medium Tank M4. У одних получилось, у других нет. Зато следующая амплитуда со средними танками была уже на стороне немцев. Да, речь про «Пантеру». В отличие от Т-43 и Medium Tank T20/T22/T23, у немцев следующий средний танк получился.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.3-5 Panzerkampfwagen III U mbau Conversions to Z.W.40, Pz.Kpfw.III (T), Pz.Kpfw.III (Funk), Pz.Kpfw.III (Fl), Pz.Beob.Wg.III, SK 1, Brueckenmaterialtraeger, and Munitionspanzer, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011
- Panzer Tracts No. 20-1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germanys Panther Tank: The Quest for Combat Supremacy, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 1995
источник: https://dzen.ru/a/Ysr95f-zezUEV0aQ