Юрий Пашолок. Medium Mark D по-американски
История американского среднего танка Medium Tank M1921/T1, самого большого американского долгостроя межвоенного периода
В ходе Первой мировой войны Соединенные Штаты Америки не торопились в большую мясорубку. Они заняли прагматичную позицию наблюдателя, который был совсем не против заработать на войне. Заодно американцы очень серьёзно «прокачали» свою армию, в том числе и за счет производства вооружения для тех же французов. США оказались наиболее выигравшей стороной в Первой мировой войне, заодно заполучив себе, почти на блюдечке с голубой каемочкой, новый тип вооружения — танки.
Изначально американцы честно пытались создать своих собственных стальных монстров, но из этой идеи почти ничего не получилось. Более продуктивным стал путь покупки лицензии на выпуск зарубежных танков, а также организация совместного производства. С легкими танками вопрос решился благодаря французам. Используя как базу Renault FT, американцы создали 6-t tank M1917. Выпущенный тиражом 950 экземпляров, этот танк стал вторым по массовости среди боевых машин Первой мировой войны. На войну он не успел, но на долгое время 6-t tank M1917 стал основным танком американской армии. За счет англичан решили проблему тяжелых танков. Силами арсенала Рок-Айленд было изготовлено 100 тяжелых танков Mark VIII, он же International, он же Liberty. Сам танк английский, но фактически выпускался он американцами, да и использовались они в основном ими же. К тому же и силовая установка была американской. Вот так, почти тихой сапой, американцы и получили собственные танки.
Помимо легких и тяжелых танков, командование Танкового Корпуса собиралось получить и средний танк. Как и в случае с тяжелыми танками, приоритетом стали боевые машины английской разработки. Прежде всего это касалось Medium Mark D, первого скоростного среднего танка, разработанного подполковником Филипом Джонсоном. Танк выглядел весьма необычно, но сама идея скоростной машины американцам пришлась по душе. 18 августа 1919 года бригадный генерал Сэмюэл Рокенбах, начальник американского Танкового Корпуса, сформулировал требования на американский средний танк. Боевая масса танка составляла 18 коротких тонн (16329 кг), при этом удельная мощность составляла не менее 10 л.с. на тонну. Максимальная скорость составляла не менее 19 км/ч, а радиус действия достигал не менее 96 км. Танк должен был иметь противопульную броню, а также вооружение из двух пулеметов винтовочного калибра, плюс одна пушка. В основу бралась идея Medium Mark D, но с более реалистичными требованиями по скорости, а также разумным подходом к вооружению и броневой защите. Так началась история Medium Tank M1921, самому большому американскому долгострою межвоенного периода.
Появление будущего Medium Tank M1921 во многом связано с активностью англо-американской танковой комиссии. Входивший в нее майор Карлсон, представлявший американский Департамент Вооружений, был знаком с «планом 1919» Джона Фуллера. Главный генератор идей штаба Королевского Танкового Корпуса мечтал о сотнях Medium Mark D, которые можно было использовать для рейдов по вражеским коммуникациям. Эта идея пришлась по душе американским военным, вместе с тем, концепция Medium Mark D могла использоваться лишь отчасти. В Департаменте Вооружений гораздо раньше англичан поняли, что такому танку нужна башня, и не только она. У Medium Mark D, например, броневая защита была крайне относительной, да и соотношение длины к ширине, больше напоминающее трамвай, явно не способствовало нормальной управляемости. Про условия работы механика-водителя и говорить не приходилось. Так или иначе, но доклад майора Карслона, подготовленный вскоре после окончания Первой мировой войны, стал главной движущей силой при формировании Танковым Корпусом ТЗ на скоростной средний танк.
Несмотря на то, что 1919 год стал временем резкого сокращения расходов, Департамент Вооружений решил подстраховаться и устроил своеобразный конкурс. 22 ноября 1919 года аналогичный танк заказали Front Drive Motor Company, так на свет появился Christie M1919 Medium Tank. Вместе с тем, скорее это был запасной вариант, особенно оно очевидно, если наблюдать за настойчивостью, с которой Департамент Вооружений продвигал свой собственный танк. Надо сказать, что незадолго до этого, 4 ноября 1919 года, Комитет по Вооружениям ужесточил требования. Теперь требовалось обеспечивать защиту от пуль калибра 12,7 мм. В результате толщина брони выросла до 25,4 мм, это, разумеется, поднимало боевую массу. Несмотря на это, работы по американскому аналогу Medium MArk D шли быстро. Уже 2 апреля 1920 года командование Танкового Корпуса осмотрело полноразмерный макет среднего танка. Получался он явно лучше своего прародителя. Длина корпуса составляла 6400 мм, что в полтора раза меньше Medium Mark D.
Не менее важно то, что и боевое отделение машины, изначально носившей индекс Medium A Tank, было больше похоже на нормальный танк. Оно скорее напоминало по концепции Renault FT на стероидах. Механик-водитель располагался в лобовой части корпуса, для доступа в верхнем лобовом листе корпуса предусматривался двухстворчатый люк. Основной же экипаж располагался в боевом отделении, имевшем сразу две башни. Помимо основной башни, сверху поставили башенку командира, в которой разместился пулемет Browning M1919. Еще один, такой же пулемет разместили в спаренной орудийной установке основной башни. На момент создания это было прорывным решением, до того еще никто не делал орудийной установки, где пушка была бы спарена с пулеметом. Главным калибром выступала 6-фунтовая (57-мм) пушка. Таким образом, получался танк передовой конструкции, заметно превосходивший всё то, что тогда разрабатывалось.
Довольное представленным результатом, командование Танкового Корпуса 13 апреля 1920 года инициировало постройку двух Medium A Tank. Первый из них, изначально именовавшийся Medium A Tank №1, получал ходовую часть американского образца. Разработал её инженер Эмиль Норелиус, трудившийся в небезызвестной компании Holt. На тот момент Holt очень активно работала с Департаментом Вооружений по теме САУ. Не с первого раза, но постепенно ходовая часть тракторного типа всё же становилась подходящей для танка. Вместе с тем, она всё равно оставалась довольно громоздкой и тяжелой. Второй же образец, Medium A Tank №2, создавался с ходовой частью конструкции Филипа Джонса. Это была весьма хитрая система, которая заметно удлиняла корпус (общая длина увеличивалась до 7925 мм), но при этом сулила более высокую скорость движения. Дополнительным стимулом являлось то, что Medium Mark D хоть и оказался проблемным танком, но по скорости ему не было равных.
Далее работы по танкам несколько затормозились, в том числе и по организационным причинам. 2 июня 1920 года Танковый Корпус прекратил своё существование, а танки ныне входили в подчинение пехоты. Кроме того, спецификацию как минимум раз пересматривали, что также тормозило работы. В результате всех этих задержек Кристи, получивший задание позже, уже в январе 1921 года выкатил опытный образец своего танка. Впрочем, испытания Christie M1919 Medium Tank, которые продолжались до апреля 1921 года, закончились неудачно. К тому же война закончилась, можно было никуда не торопиться. Постройка первого образца Medium A Tank шла на фоне продолжающихся споров между Генеральным Штабом и Департамента Вооружений, какой средний танк нужен американской пехоте. По итогам первый опытный образец танка, с ходовой частью конструкции Эмиля Норелиуса, был готов в декабре 1921 года.
Боевую массу данного танка обычно указывают как 18597 кг, но более реалистичными выглядят данные в справочных документах Департамента Вооружений. Там боевую массу оценили в 20865 кг. Столь существенный перегруз, по сравнению с исходным заданием, стал не только результатом роста требований по броневой защите. Ходовая часть по типу Holt получилась слишком громоздкой и тяжелой. Второй существенной проблемой стала силовая установка. Ее разработку доверили Murray & Tregurtha, специализацией которой являлось создание корабельных моторов. Недолго думая, там просто взяли уже готовый мотор, изначально имевший мощность 250 лошадиных сил, и его немного «придушили». В результате получился двигатель, потенциально выдававший 220 лошадиных сил при 1200 об/мин. Так себе затея, поскольку на столь низких оборотах на трансмиссию шла дополнительная нагрузка. На танк установили 4-скоростную планетарную коробку передач.
В январе 1922 года начались испытания танка, проводившиеся на Абердинском полигоне. Масса вопросов возникла к мотору. На полигоне оптимистично указывали его мощность как 195 лошадиных сил, на практике мощность оказалась еще меньше. В справочнике указывается 170 лошадиных сил. Сам мотор работал не особо надежно, вместе с ходовой частью, которая явно не рассчитывалась на высокую скорость, результат оказался немного предсказуем. Танк разгонялся максимум до 16 км/ч, то есть даже меньше, чем изначальные требования. Поначалу проблему попытались решить самым простым способом. В танк воткнули V-образный 12-цилиндровый мотор Liberty L-12. Изначально авиационный мотор, он очень быстро стал танковым, тот же Tank Mark VIII оснащался именно таким двигателем. Теоретически мотор, имевший мощность 338 л.с. при 1400 об/мин, должен был существенно поднять скорость передвижения. На практике да, танк стал быстрее, но и ломаться стал гораздо охотнее. Низкооборотистый мотор давал слишком высокую нагрузку на трансмиссию, от чего ей становилось дурно.
Несмотря на столь, скажем так, специфичные результаты испытаний, работы продолжились. Между тем, в апреле 1922 года появились требования на новый средний танк. Его масса оценивалась в 15 тонн, поскольку это являлось лимитом грузоподъемности мостового оборудования. Впрочем, как показали дальнейшие события, Военное Министерство себя явно накручивало. В дальнейшем всё тот же Medium A Tank, переименованный в Medium Tank M1921, успешно прошел испытания по переходу через водную преграду с использованием того самого мостового оборудования. На некоторое время работы по 20-тонным танкам даже временно прекратили, но происходившее больше напоминало знаменитый анекдот про стюардессу. То отменяли, то вновь возобновляли работы.
В таком режиме шли работы по второму образцу Medium A Tank, переименованному в Medium Tank M1922. Строился он по итогам испытаний первого образца, да и M1922 являлся весьма условно. На Абердинский полигон он прибыл только к 1 марта 1923 года. С технической точки зрения M1922 являлся практически точной копией M1921. Разница была в ходовой части. Ее практически полностью скопировали с Medium Mark D, отчего танк стал довольно сильно напоминать своего английского прародителя. Это привело к увеличению полной длины до 7925 мм, но… боевая масса снизилась до 19958 кг. Это к вопросу о том, насколько громоздкой являлась ходовая часть типа Holt.
Секрет крылся в особенностях конструкции ходовой часть Филипа Джонса. Внешне громоздкая, на самом деле она была ажурной, что и являлось причиной столь существенной разницы по массе. Дело было не только в подвеске, где упругим элементом выступал стальной канат. Траки, как их называл сам Джонс, «змеевидного» типа, получались легче традиционной конструкции, кроме того, они имели определенную степень свободы, наклоняясь вбок. Этим обеспечивались более высокие характеристики контакта с поверхностью. Еще одной особенностью трака являлись деревянные башмаки. Главным же преимуществом ходовой части Филипа Джонса стало то, что она обеспечивала более высокую скорость передвижения танка, нежели традиционная, «тракторная» ходовая часть.
В ходе испытаний на Абердинском полигоне Medium Tank M1922 при том же моторе, что у M1921, развил скорость в полтора раза большую — 24 км/ч. Правда, у ходовой части Филипа Джонса имелась и масса проблем. Прежде всего это касалось надежности и удобства обслуживания. Порвавшийся трос приводил к тому, что из строя выводились все опорные катки одной стороны. Помучившись к данной системой, американские военные от этой подвески отказались. Приоритетом стала традиционная ходовая часть «тракторного» типа, хотя было очевидно, что у нее недостатков никак не меньше. Особенно это касалось обеспечения необходимой скорости.
Несмотря на то новая доктрина предполагала создание среднего танка 15-тонного весового класса, не все были с этим согласны. В командовании пехоты и Департамента Вооружений считали, что сама по себе работа по такому танку (он получил обозначение Medium Tank M1924) является бесполезной тратой времени. Генеральный Штаб был вынужден согласиться с этим только в 1926 году, но еще до того Департамент Вооружений начал шаги по модернизации Medium Tank M1921. С фирмой Packard был заключен договор на разработку специального танкового мотора. В июне 1925 года V-образный 8-цилиндровый мотор мощностью 200 лошадиных сил был готов и установлен в M1921. Как раз в таком виде он и тестировался 25 июня 1925 года при проверке возможности преодоления водной преграды. Генеральный штаб колебался, и лишь 11 марта 1926 года всё же удалось пробить работы по дальнейшему совершенствованию Medium Tank M1921. Впрочем, Генеральный Штаб не забыл и про 15-тонный танк. Так называемый «23-тонный танк» получил индекс Medium Tank T1, а 15-тонный — Medium Tank T2. Кроме того, существенный лимит на финансирование заставил строить танки из конструкционной стали.
Фактически Medium Tank T1 являлся дальнейшим развитием M1921. Первый и единственный образец танка был изготовлен арсеналом Рок-Айленд в мае 1927 года. Обозначение «23-тонный танк» не должно никого сбивать с толку. В реальности боевая масса танка составила 19913 кг, то есть даже чуть меньше предшественника. По большому счету, это и был Medium Tank M1921, но с некоторыми изменениями. Вместо не особо эффективного трака типа Holt были установлены новые, с развитыми грунтозацепами. Это была разработка Технического Департамента Танкового Корпуса, которую растиражировали на все танки, которые тогда разрабатывались. Соответственно, поставили мотор Packard, что заставило изменить конструкцию надмоторной плиты.
Сама по себе идея такой «малой» модернизации выглядела не лучшей затеей. Ходовая часть, которая мало изменилась с M1921, являлась ограничивающим фактором. Танк попросту не мог, в полной мере, реализовать возможности своего мотора. Это показали и испытания на Абердинском полигоне, куда танк поступил в июле 1927 года. Максимальная скорость составляла 18 км/ч, правда, на отдельных участках она повышалась до 22,4 км/ч. Это дало основания для того, чтобы Комитет по Вооружениям начал рассматривать вопрос о стандартизации танка. Его даже стандартизировали как Medium Tank M1, случилось это 1 февраля 1928 года. Но в таком виде машина просуществовала совсем недолго — считанные месяцы.
Попытки стандартизировать Medium Tank T1 крылись совсем не в каких-то выдающихся характеристиках танка. На самом деле машина уже уступала тому же Medium Tank Mk.II, превосходя его только по броневой защите. Скорее речь шла о легкой панике, царившей в недрах пехотного командования. К началу 1928 года средний танк разрабатывался уже девятый год, а света в конце тоннеля еще не виделось. Где-то в это время грустно улыбнулся генерал Эстьен, чей Char B, близкий по классу, находился в той же стадии запущенности. Причем у французов дела обстояли еще хуже. Попытка стандартизации являлась жестом отчаяния, таким образом пехота хотела получить хоть какой-то средний танк. Возможно, что идея принять на вооружение хотя бы такой средний танк являлась верной. Уже спустя полгода ситуация кардинально поменялась. Дело в том, что Кристи не успокоился и выкатил принципиально новый танк. Что еще хуже, он именовался средним, а его максимальная скорость была выше в 5-6 раз.
Несмотря на то, что во многом Christie M1940 Medium Tank являлся экспериментальной платформой, шуму он наделал много. Что еще хуже, высокие скоростные данные вскружили американским военным головы. В том числе и пехоте, которая зачем-то тоже захотела «автострадного агрессора». И это вместо танка поддержки пехоты, которому предстояло «ловить» вражеские пули и снаряды. Одним словом, развитие американских танков пошло явно не в ту сторону. Некоторое время Medium Tank T1 использовали как испытательный стенд, установив, например, 75-мм гаубицу. Позже штатное орудие вернулось на место.
Приоритетом разработки стал тот самый 15-тонный средний танк, он же Medium Tank T2. Он изначально имел более высокую удельную мощность, поскольку на нем ставился немного «придушенный» мотор Liberty L-12. При массе 13608 кг мощности 318 лошадиных сил должно было более чем хватать. Но… как показали испытания, первый средний танк Гарри Нокса получился если и лучше, то не сильно. Реальная максимальная скорость, которую выдерживала ходовая часть, составляла 32 км/ч. На скорости 40 км/ч, которая являлась официальной, танку становилось плохо, как и тем, кто сидел внутри. Возможно, что это стало причиной очередного возвращения к Medium Tank T1. В апреле 1932 года на него также установили мотор Liberty L-12. На сей раз 338-сильный мотор прописался более успешно. Танк стал разгоняться до тех же самых 40 км/ч.
Переделанный таким образом танк переименовали в Medium Tank T1E1. Далее его направили в Форт-Беннинг, куда он вошел в состав 2-й танковой роты. В октябре 1932 года ее переформировали в 67-ю пехотную роту, оснащённую средними танками. В одном подразделении оказались Medium Tank T1E1, T2 и T3. Естественно, Кристи всех «уделал» по скорости, но при этом как средний танк она оказался наихудшим. А вот кто был хуже в паре T1E1 и T2, вопрос еще тот. По подвижности машины оказались равнозначными, по броне T2 даже чуть уступал, да и условия работы механика-водителя оказались похуже танка, работы по которому начались еще в 1919 году. В общем-то, если бы не заведомо неудачная ходовая части типа Holt, «старичок» оказался бы бы вполне адекватной боевой машиной. Да и ходовая часть Гарри Нокса была не лучше.
Из трех танков семейства M1921 до наших дней дожил второй образец, Medium Tank M1922. Тот самый, что с ходовой частью Филипа Джонса. В скором времени танк должен оказаться в Форт-Ли, где организовали новый музей. Для американского танкостроения вполне этапная машина. Если бы не мотор, танки данного семейства вполне могли стать первыми серийными американскими боевыми машинами среднего класса. По крайней мере, для первой половины 20-х вполне адекватная машина. Да и концепция с двумя башнями, когда малая башня стоит на крыше основной, оказалась живучей. Больше того, нечто подобное можно увидеть на советском Т-12/Т-24, хотя там прародитель скорее Christie M1919.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- The Ordnance Department: Planning Munitions for War, Constance McLaughlin Green, Harry C. Thomson, Peter C. Roots, United States Army Center of Military History, Washington D.C., 1990
- Архив Карла Бломстера
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/medium-mark-d-poamerikanski-60d6ff0ac9d05740d8c0a849