История пехотного танка Matilda IV/Matilda V, основная часть которых ушла отнюдь не в английскую армию
В 1934 году Перси Хобарт стал инициатором создания нового класса танков — пехотных. По большому счету, нового-то он ничего не придумал, поскольку такие танки, к тому моменту, существовали уже почти 10 лет. Если вы посмотрите на французские танки, например, Renault NC, то увидите типичный пехотный танк. Другой вопрос, что до Хобарта никто не пытался столь четко отделить малоподвижные, и при этом хорошо защищенные боевые машины от остальной массы. Тем самым снимался вопрос, почему они такие тяжелые и неспешные. Под новую концепцию были разработаны спецификации на два типа пехотных танков — 2-местный пулеметный или 4-местный пушечно-пулеметный. По факту работы начались по трем типам танкам — A10, который позже переквалифицировали в «тяжелый крейсерский», A11, он же Infantry Tank Mk.I, и A12, он же Infantry Tank Mk.II. Последний более известен как Matilda. Изначально Matilda было кодовым обозначением A11, но очень быстро от него отказались, а снова это обозначение появилась в сентябре 1941 года. До сих пор, по этой причине, A11 часто именуют Matilda I, хотя это ошибка.
В случае с «настоящим» танком Matilda сложилась довольно занятная история. Дело в том, что разработка танка A12 досталась не Vickers-Armstrongs, а Королевскому арсеналу в Вулидже. Может показаться, что Vickers обделили, но нет. На самом деле самый первый пехотный танк стали делать именно там. Речь идет об A10, позже Cruiser Tank Mk.II. Изначально спецификация предполагала 15-тонный танк, Vickers вписалась в меньшую массу. Да и экипаж оказался 5 человек. Другой вопрос, что изначальные 25 мм брони позже выросли всего лишь до 30 мм. В случае же с A12 масса, а заодно и броня существенно выросли. Поэтому на выходе и получились столь разные машины. A10 запомнился как вечно ломающийся крейсерский танк с низкой подвижностью, а A12 получил прозвище «Королева поля боя».
Поначалу объемы выпуска Infantry Tank Mk.II, мягко говоря, не впечатляли. Поэтому к началу активных боевых действий во Франции англичане смогли выставить всего два с половиной десятка таких танков. Естественно, такое количество танков ничего решить не смогло, тем более что у немцев на толстокожие пехотные танки нашлась управа в виде зениток. За весь 1940 год 6 заводов смогли сдать всего 356 таких танков. Ситуация начала выправляться в 1941 году: за 1-й квартал сдали 157 танков, за второй 185, а за третий — 316 машин. При этом Infantry Tank Mk.II постепенно эволюционировал. С мая 1941 года начался выпуск Infantry Tank Mk.IIA*, более известный как Matilda III. Эти танки, вместо автобусных дизельных моторов AEC, стали получать автобусные дизели Leyland. Также Matilda III примечателен тем, что стал первым танком в семействе, который поставлялся союзникам по Антигитлеровской коалиции. Самым же массовым стал Infantry Tank Mk.IIA**, который, по факту, такой индекс и не носил. Появившись в октябре 1941 года, он сразу получил обозначение Matilda IV. При этом основная часть этих танков, как и последующих Matilda V, попала не в английскую армию.
Появление новой модификации стало, можно сказать, производственной необходимостью. За лето 1941 года Ifantry Tank Mk.IIA* (Matilda III) настолько сильно видоизменился, что даже странно, почему Infantry Tank MK.IIA** появился только к октябрю 1941 года. Судите сами: переделали ходовую часть (заменили поддерживающие катки на полозья), моторы (Leyland E148/E149 заменили на Leyland E164/E165), поставили дополнительный топливный бак. Видимо, изменения пошли столь стремительно, что было решено не трогать индекс, и только осенью 1941 года, наконец, дошли руки.
Надо сказать, что силовая установка производства Leyland если и менялась, то больше это касалось индекса, а не самих силовых установок. Моторы Leyland E170/E171 (левый/правый). Моторы имели ровно тот же объем (7 литров), суммарную мощность (190 лошадиных сил), обороты, крутящий момент итд. Не менялась трансмиссия, топливная система и другие компоненты. По большому счету, новым индексом только зафиксировали третью по счету спарку моторов Leyland. На этом чехарда с моторами, наконец, закончилась.
К моменту появления Matilda IV окончательно сформировался и внешний вид шасси. Согласно официально утвержденной схеме обвеса, по бортам корпуса, в кормовой части, размещалось по три 2-галлонных канистры с водой. Но по факту эти короба не возили. Зато 135-литровый дополнительный топливный бак стал стандартным. Основным типом трака окончательно стал литой, фирмы Ford, но штампованные траки Ruston & Hornsby с приварными грунтозацепами нет-нет, да проскакивают. Скорее всего, Ruston & Hornsby их так продолжала ставить на свои танки до конца производства. По крайней мере, на Matilda IV уже встречаются только 2 типа траков, а не 5.
Есть, впрочем, один внешний признак, который позволяет безошибочно определить Matilda IV. Для этого достаточно просто посмотреть на командирскую башенку. Как показала практика, смотровыми лючками в бортах башенки пользовались нечасто, а вот мишенью они оказывались хорошими. Поэтому было принято решение снизить высоту башенки, оставив только перископический прибор MK-IV в створке люка. Прибор имел круговой обзор и был гораздо менее уязвимым. «Срез» комбашенки стал последним крупным внешним изменением в конструкции танка.
В октябре 1941 года, когда началось производство Matilda IV (фактически это танк как Infantry Tank Mk.IIA** не называли), темпы его выпуска заметно выросли. Английская промышленность, наконец, раскочегарилась. Вот только всё это происходило на фоне падения интереса к Matilda у самих английских военных. В результате эти танки пошли, в больших объемах, северными конвоями в Советский Союз. С очень большой долей вероятности подавляющее большинство Matilda IV и Matilda IV CS выпуска конца 1941-начала 1942 года ушла именно в Советский Союз. Далее 33 танка ушли в Новую Зеландию (все Matilda IV CS), позже их передали в Австралию, махнув на Valentine. Сами австралийцы получили 409 Matilda, в большинстве своём версий Matilda IV/IV CS. Наконец, в Советский Союз ушло 915 Matilda IV, включая и небольшое (пару-тройку десятков) Matilda III CS.
В число поставленных танков попали и машины, известные как Matilda V. Внешне эти танки ничем не отличались, главные переделки скрывались внутри. Matilda V получали сервопривод фирмы Westinghouse, который облегчал управление машины. Еще одним, неявным изменением, которое часто считают полевой модификацией, стал «воротник», прикрывающий башенный погон спереди и сбоку. Обычно его вспоминают по отношению к австралийским танкам. Между тем, его же можно видеть и на советских танках, и на английских, испытывавшихся в метрополии. Когда и кто его ввел, данных нет, но это не полевая модификация.
Увидеть этот самый воротник можно и на попытке модернизации Matilda, предпринятой в 1942 году. На танк установили макетную башню от крейсерского танка A24. Результаты оказались скорее отрицательными, башня получилась слишком большой для танка. Поинтересоваться у советской стороны, как она смогла воткнуть в танк 76-мм пушку ЗИС-5, англичане, видимо, постеснялись. Собственно говоря, после этого интерес к Matilda иссяк окончательно, далее машину производили чисто под союзников.
Окончательно Matilda прекратили выпускать в августе 1943 года, всего из изготовили 2987 штук. Вычитая 1038 танков, выпущенных с начала производства по конец сентября 1941 года, получаем 1949 штук, то есть почти 2/3 от выпуска. Вот только при этом надо учитывать, что в октябре 1941 года часть машин было еще Matilda III, минус поставки в СССР, минус поставки в Австралию и Новую Зеландию… По итогам самим англичанам досталось меньше трети таких танков. Больше того, к середине 1942 года эти машины были им скорее нужны как база для разных инженерных аппаратов. Даже если эти танки попали, как линейные, в Северную Африку, ареал их «обитания» был крайне скуден.
Непосредственно в Англии сохранился всего один Matilda IV, находится он в филиале Имперского Военного Музея. Примечательно, что машина имеет тот самый «воротник». Вполне возможно, что шасси Matilda IV использовано для Matilda CDL, стоящего в Бовингтоне. Подавляющее же большинство этих танков сохранилось в Австралии. Что советские, что австралийские танки стоит обсуждать отдельно, тем более там есть масса нюансов. В случае же с английскими Matilda IV почему-то вспоминается «он и в третий раз ходил за ёлкой, и добыл её… но это было уже весной, и он отнес ёлку обратно». К моменту, когда началось по-настоящему валовое производство Matilda, машина уже устарела. Что еще хуже, ресурсы для развития были исчерпаны. Поэтому танк стал интересен только как инженерная машина. Да и то, после африканской кампании Matilda, первой из основной массы пехотных танков, выбыла из войск.
Список источников:
- Matilda Infantry Tank 1938–45, David Fletcher, Osprey, 1994
- Matilda, Janusz Ledwoch, Militatia, 2007
- US NARA
- Infantry Tank Mk.II-IIA-IIA* Instruction Book, 1941
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/matilda-ne-dlia-anglichan-617bd4cd93121f356c535447