Репортаж с праздничных мероприятий, прошедших 9 мая в Музее Отечественной Военной Истории
День Победы традиционно отмечается у нас с большим размахом. Если во времена СССР парады в честь Дня Победы устраивали в круглые даты, то теперь это делается ежегодно. Кроме того, география парадов заметно выросла. Теперь они проводятся в целом ряде городов России, устраивают их как на государственном уровне, так и по инициативам частных лиц и организаций. Последнее крайне ценно с точки зрения важности праздника. Это означает, что у нас его не забывают и отмечают не для галочки.
9 мая День Победы отметили в ряде мест, включая и музеи. По традиции, массовые праздничные мероприятия прошли в Музее Отечественной Военной Истории. Расположенный на месте боев ноября-декабря 1941 года, музей делает многое для сохранения нашей истории. В этом году мероприятия прошли с более широким размахом, касается это как количества зрителей, так и техники, принимавшей участие в параде. Обо всём этом будет разговор в сегодняшнем репортаже.
Для начала, стоит отметить существенный наплыв желающих посетить музей на День Победы. Если кто еще не в курсе, музей работает бесплатно. В выходные он работает для всех желающих, в будние надо записываться на экскурсию (она тоже бесплатная). Поскольку музей не резиновый, количество посетителей на День Победы ограничено. Надо пройти регистрацию. Так вот, в этом году 1,5 тысячи человек зарегистрировались за 4 дня. Никогда такого не было.
Так исторически сложилось, что Музей Отечественной Военной Истории обычно ассоциируется с танками. Действительно, бронетанковой техники в нем много, но на самом деле экспозиция в нем многоплановая. Одних только манекенов в военной форме здесь уже давно больше сотни единиц. Развитие идет и по линии артиллерии, большой объем поступлений пришелся на стрелковое оружие. Одним словом, есть на что посмотреть. Хотя сложно спорить с тем, что бронетанковая техника привлекает больше всего внимания.
Не менее важным моментом является то, что Музей Отечественной Военной Истории — это не просто военно-технический музей. Его идеология состоит в сохранении истории, предметы — всего лишь часть того, чем музей занимается. За время, прошедшее с предыдущего Дня Победы, было сделано немало. В том числе удалось отстоять братскую могилу № 50-191 «Налепина дача». В годовщину начала контрнаступления под Москвой там открылся обновленный мемориал. Создан он был по инициативе и на средства музея и лично Дмитрия Викторовича Першеева, директора Музея Отечественной Военной Истории. Также на сайте музея есть постоянно пополняемый раздел, посвященный боям на месте, где он находится.
По традиции, начались праздничные мероприятия с возложения цветов к памятнику воинам 108-й стрелковой дивизии. В ноябре-декабре 1941 года именно ее солдаты и офицеры вынесли основную тяжесть боев в районе Падиково. 108-я СД действовала совместно с 22-й танковой бригадой, а также 37-й стрелковой бригадой. В братской могиле «Налепина дача» лежат воины указанных частей.
Далее началось то, ради чего основная масса посетителей приехала — парад. В этом году так получилось, что в маленьком деревенском музее, с точки зрения бронетанковой техники, ситуация оказалась более благополучной, чем на Красной Площади. Вообще немного странно, что по Красной Площади гоняют Т-34-85 чехословацкого производства (те самые, что из Лаоса). Но это уже их дело.
В Падиково за количеством не гнались, просто так сложилось. Концепция парада заключалась в том, что будут проходить пять блоков техники — легкие танки, семейство Т-34, Medium Tank M4A2, грузовики и основные танки. В общей сложности набралось 10 танков, из которых 5 — новинки. Вместе с тягачами и грузовиками 14 единиц, для маленького деревенского музея вполне неплохо.
Открыл парад разведывательный танк-амфибия Т-37А, появившийся в музее буквально за несколько дней до Дня Победы. Он стал самым массовым плавающим танком межвоенного периода. Представленный на параде экземпляр погиб в ходе советско-финляндской войны. Была проведена большая работа для того, чтобы груда обломков, которую представлял танк еще год назад, превратилась в то, что представили на параде. Пока это первый этап реставрации, следующий будет проходить далее.
В паре с Т-37А шел его преемник — разведывательный танк-амфибия Т-38. Этот танк погиб уже в ходе Великой Отечественной войны. Реставрацией данной машины занималась музейная мастерская. Благодаря тому, что был собран большой объем материалов, удалось провести полный объем реставрационных работ. На сегодняшний день это самый аутентичный Т-38 из сохранившихся.
Замыкал колонну легких танков их собрат по конвейеру. Помимо танков, на заводе №37 в Москве выпускались полубронированные артиллерийские тягачи «Комсомолец». Для своего времени это была передовая разработка. Изначально создававшийся как аналог Vickers Utility Tractor, тягач «Комсомолец» получился на голову лучше идейного прародителя. Представленный экземпляр был захвачен финнами, не так давно его удалось выкупить. После того, как «Комсомолец» оказался в музее, над ним серьёзно поработали.
Безусловно, главной новинкой парада стал средний танк Т-34. Сейчас 34-ки уже не такая огромная редкость, как раньше, но если речь идет не о танке начального военного периода. Таковых до наших дней сохранилось менее десятка. Сейчас такие танки обычно восстанавливают из кусков. В данном же случае удалось найти целое шасси, после войны данная машина служила в роли тягача. Танк прибыл в музей чуть более месяца назад, за это время он прошел второй этап реставрации.
В паре с ним шел еще один Т-34, на сей раз выпуска 1944 года. Про данную машину известно, что весной 1944 года она отправилась на 1-й Украинский фронт. Очень интересно смотреть на эти два танка. Вроде бы оба Т-34, но разница в несколько лет хорошо ощущается. Первый танк имеет корпус и башню, изготовленные до эвакуации завода №183 в Нижний Тагил, второй изготовлен уже ближе к концу Великой Отечественной войны.
Третьим шел танк, на котором Красная Армия заканчивала войну. В крупную серию Т-34-85, оснащенный орудием С-53 (ЗИС-С-53), пошел с весны 1944 года. Уже летом 1944 года такие танки составляли значительную часть поголовья 34-ок. Для представленной в музее машины служба оказалась более долгой, чем предполагалось. После войны танк оказался в Югославии, находился на постаменте, а во время гражданской войны ему пришлось повоевать. Уже позже танк оказался в Падиково.
Отдельно шла вторая крупная премьера этого года. Речь идет о Medium Tank M4A2, который в Красной Армии именовался как М4А2. После войны этот танк, со снятой башней и вырезом в лобовой броне, использовался как лесовоз. Позже его бросили в реке, неподалеку от города Кяхта. В общей сложности реставрация М4А2 проходила более 5 лет, в несколько этапов, автор принимал в ней участие. По итогам сейчас это единственный «советский» M4A2, находящийся в ходовом состоянии.
Следом шла колонна отечественных грузовиков. Открывал ее ГАЗ-ММ, самый массовый грузовик Красной Армии. Знаменитая «полуторка» должна была уступить дорогу новому грузовику, ГАЗ-63, еще в 1941 году. Но сначала начались проблемы с поставками моторов, которые заставили сместить начало выпуска. А затем началась война. В результате ГАЗ-ММ выпускался куда дольше, чем планировалось. В музее представлена машина конфигурации конца войны, также она выглядела и первые послевоенные годы.
Еще одним грузовиком военного периода стал ЗИС-5В. Буква «В» означала «Временный». Московский Завод им. Сталина успел запустить в серию полноприводной ЗИС-32, но вскоре был вынужден остановить его выпуск. Вместо него, в период с 1942 по май 1945 года, сдали более 46 тысяч таких грузовиков (включая машины, выпускавшиеся в Ульяновске и Миассе). Они имели упрощенные кабины. В отличие от упрощенных «полуторок», подобные машины на кадрах хроники попадаются куда чаще.
Замыкала колонну еще одна новинка, прибыла она за день до репетиции парада. Это настоящий уникум — грузовой автомобиль ЯГ-6, коих почти не сохранилось до наших дней. Машины грузоподъемностью 5 тонн были самыми малочисленными в Красной Армии. На начало войны их имелось около 1600 штук, далее сдали еще 600 штук. До наших дней дожила пожарная машина, вроде как есть еще один автомобиль. И вот теперь еще один — в ходовом состоянии.
Последней шла колонна основных танков. Открывала ее новинка, впервые представленная 23 февраля. Речь идет о Т-64А (Объект 434), первом отечественном основном танке. Для своего времени он стал настоящим прорывом. Правда, как и любому первопроходцу, танку достались основные шишки. Отчасти потому его судьба оказалась не такой счастливой, как у более поздних советских основных танков.
Далее шла еще одна новинка, которую могли видеть те, кто приехал в музей на День Танкиста. Самым массовым отечественным основным танком стал Т-72. В Музее Отечественной Военной Истории представлен Т-72 (Урал), первый вариант знаменитого танка. Музей специально подбирал ранний танк, чтобы показать, какой 72-ка была в начале пути. Сейчас эти танки активно модернизируются, в том числе и по результатам боевого опыта СВО.
Третьим основным танком, выпускавшимся в Советском Союзе, стал Т-80 (Объект 219). Главным отличием этого танка стал газотурбинный двигатель. До того ГТД ставился на другие танки как вспомогательный мотор (Strv 103, например), а Т-80 стал первым, который имел его как единственную силовую установку. Музейный образец относится к версии Т-80БВ, это единственный музейный Т-80, находящийся в ходовом состоянии.
Замыкал парад еще один музейный уникум. Первым российским танком, принятым на вооружение, стал Т-90, приняли его в октябре 1992 года. Один из первых серийных танков данного типа ныне находится в коллекции музея. Это единственный ходовой музейный Т-90. Естественно, как и другие музейные машины, танк демилитаризован, но способен передвигаться самостоятельно. Причем делает он это очень шустро.
Напоследок стоит напомнить, что в Музее Отечественной Военной Истории традиционно отмечают 23 февраля, а также, иногда, День Танкиста. В музейных соцсетях всегда можно узнать о том, какие новинки в нем появились.
источник: https://dzen.ru/a/ZFqukxYemDxr1VAz