Юрий Пашолок. Малый прицеп снабжения для немецких пехотных дивизий

21

Юрий Пашолок. Малый прицеп снабжения для немецких пехотных дивизий

Рассказ о немецкой малой пехотной повозке Hf.3 (kleiner Heeresfeldwagen), один из образцов которой находится на выставке «Моторы Войны»

Когда кто-то говорит о колоннах немецких войск в годы Второй мировой войны, часто в голове возникает образ бесконечной вереницы грузовиков и тягачей. Так, безусловно, бывало, но далеко не всегда. Так исторически сложилось, что Красная Армия и вермахт держали огромное число лошадей. И если в случае с Красной Армией это совсем не секрет, то миллион лошадей у немцев для некоторых является большой новостью. Хотя, немного зная ситуацию, ничего удивительного в этом факте нет.

Облик немецких пехотных повозок сформировался еще до Первой мировой войны

Облик немецких пехотных повозок сформировался еще до Первой мировой войны

Наряду с грузовиками и прочей колесной техникой, в немецкой армии было очень большое количество повозок и прочей гужевой тяги. Это было вынужденной мерой, поскольку немецкая промышленность была неспособна выпустить такое количество грузовиков. Среди специализированных образцов повозок была и Hf.3 (kleiner Heeresfeldwagen), типичное средство снабжения пехотных дивизий. Появилась она еще в годы Первой мировой войны, а по прямому назначению использовалась до самого конца Второй мировой войны.

kleiner Proviantwagen 16 в версии для связистов Рейхсвера

kleiner Proviantwagen 16 в версии для связистов Рейхсвера

Сама по себе тема гужевого транспорта у немцев была весьма консервативной. Достаточно сказать, что основные типы повозок, которые использовались немцами, ведут свою родословную аж с конца XIX века. Прародителем можно считать Packwagen c/87, цифра означает год принятия на снабжение — 1887. То есть еще до того, как Вильгельм II стал императором. Хотя как раз при нем и зародились основные типы пехотных телег, которые далее перекочевали в вермахт.

Hf.3 в полях

Hf.3 в полях

Непосредственным предшественником героя данного рассказа являлся малый пехотный прицеп Feldwagen 95. Далее, в 1916 году, на свет появилась малая повозка снабжения kleiner Proviantwagen 16. Примерно в это время сформировалась общая концепция таких телег, похожих по конструкции. Они имели скошенные борта в передней части и дверку в корме, а также съемные дуги для тента. Разница была в габаритах и грузоподъемности.

Во второй половине 30-х годов повозка существовала в пяти вариантах

Во второй половине 30-х годов повозка существовала в пяти вариантах

Конструкция получилась удачной, причем разница между kleiner Proviantwagen 16 и аналогичными повозками более раннего периода (1905 года) была не существенной. Неудивительно, что в неизменном виде kleiner Proviantwagen 16 перекочевал в рейхсвер, а затем в вермахт. В ходе стандартизации появился индекс Hf.3 (kleiner Heeresfeldwagen). По неизвестной причине малый прицеп шел следом за легким (Hf.1) и тяжелым (Hf.2).

Различные варианты исполнения

Различные варианты исполнения

Надо сказать, что унификация сыграла с ними злую шутку. Чтобы различить эти прицепы между собой, придется сильно приглядываться. Особенно это касается Hf.1 и Hf.3. Спереди и сзади это вообще не очевидно, поскольку повозки очень похожи друг на друга. Наиболее очевидно различие при виде сбоку. У Hf.3 стенка за возницей находится вплотную к первой дуге тента, а на Hf.1 между ними довольно большое расстояние.

Езда цугом, деревянные колеса лимитировали скорость на уровне 15-20 км/ч

Езда цугом, деревянные колеса лимитировали скорость на уровне 15-20 км/ч

Почему Hf.3 постепенно терял популярность, становится понятно, если посмотреть в его кузов. Тут вопрос даже не в грузоподъемности. Для понимания, Hf.1 имел внутренний объем кузова 1,3 кубометра, а Hf.3 — всего 0,75. Кузов очень узкий, а у Hf.1 он еще и на полметра длиннее. Неудивительно, что число Hf.3 оказалось не так велико, как легких прицепов Hf.1. Встретить его на снимках можно, но очень нечасто.

Hf.3 на "Моторах Войны"

Hf.3 на «Моторах Войны»

В рейхсвере Hf.3 использовался в самых разных вариациях. Они были у связистов, ветеринаров, использовались для подвижных кузнечных мастерских. Для связистов (Hf.3/1 и Hf.3/2) телеги имели подрессоривание. Вместе с тем, к середине 30-х годов грузоподъемность порядка 500 кг была уже маловата. По этой причине kleiner Heeresfeldwagen встречалась в штатах подразделений всё реже. Тем не менее, малые пехотные повозки никуда не девались. Они продолжали служить, что называется, от звонка до звонка. Были они, например, у немецких горнопехотных дивизий.

Рядом с передним колесом видна рукоятка тормозного механизма

Рядом с передним колесом видна рукоятка тормозного механизма

В этом смысле показательна история экспоната выставки «Моторы Войны». Данный прицеп был выпущен в 1936 году, до того, как деревянные дуги с металлическими крепления заменили на металлические дуги. В какой именно части использовалась повозка, неизвестно, но на ней сохранился довоенный камуфляж и маркировки 662-го пехотного полка 339-й пехотной дивизии. Захватили Hf.3 летом 1944 года в Нормандии, два десятка лет повозка простояла под открытым небом.

Повозка дожила до наших дней в оригинальном состоянии

Повозка дожила до наших дней в оригинальном состоянии

Как и ряд других немецких повозок, которые представлены на «Моторах Войны», Hf.3 спас коллекционер Андре Беккер. Вообще он коллекционировал кареты, но так получилось, что ему досталось очень много чего с большой свалки немецкого имущества в Трене. Восстанавливать их он не стал, а сейчас это тем более не нужно. Да, пол у повозки порядочно подгнил, но сейчас ее трогать — только портить.

Она стала трофеем боёв в Нормандии

Она стала трофеем боёв в Нормандии

Надо сказать, что Hf.3 в музеях практически не встречается. Это связано с целой массой причин. Во-первых, как уже говорилось выше, малая повозка была более редкой, чем легкая повозка Hf.1. Во-вторых, то, что не погибло в огне войны, по большей части оказалось в народном хозяйстве. А там с телегами не церемонились. Так что если хотите познакомиться с уникальной вещью — добро пожаловать на «Моторы Войны». Повозки выставлены так, что можно их осмотреть со всех сторон, а посмотреть есть на что.

На бортах сохранились оригинальные маркировки

На бортах сохранились оригинальные маркировки

При словах «повозка» или «телега» в голове обычно рисуется образ чего-то допотопного. Но не в данном случае. Если приглядываться, то можно заметить, что конструкция у этой самой повозки совсем не простая. В основе конструкции, естественно, дерево, но в наиболее ответственных местах используются металлические детали. Касается это, в том числе, и поворотного механизма.

Hf.3 стоит в большой линейке немецких прицепов и повозок. Больше такого не увидеть нигде

Hf.3 стоит в большой линейке немецких прицепов и повозок. Больше такого не увидеть нигде

Ощущается, что те, кто разрабатывал малую пехотную (полевую) повозку, к вопросу подошел основательно. Вообще она предназначалась для перевозки различных грузов, но нередко в нее залезали солдаты, ибо лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Для этих целей повозка явно узковата, но тем не менее. Так вот, на ступицах колес есть специальные «подножки», которые позволяют залезть в кузов сбоку. Мелочь, а сразу виден подход.

Простотой Hf.3 не отличалась

Простотой Hf.3 не отличалась

Также, если присмотреться, становится понятно, что деталей в HF.3 весьма так прилично. Это совсем не крестьянские повозки, которые довольно простые. Типично «тевтонский» подход к креплению, когда у вас и заклепки, и болты, и гайки с контрением. Немецкое «потому что мы так можем» тут видно в полный рост. Неудивительно, что во время Второй мировой войны пришлось прибегнуть к упрощению конструкции повозок.

Тормозная система. Делалась эта повозка основательно, даже чересчур

Тормозная система. Делалась эта повозка основательно, даже чересчур

Отдельная песня — это задняя дверца кузова. Казалось бы, вещь вполне утилитарная, но сделано так, что чем больше на нее смотришь, тем больше удивляешься. Особенно поражают запоры, которые действуют по хитрой схеме. На этом фоне обнаруживающийся в левом нижнем углу катафот совсем не удивляет. Вроде бы вещь нужная, но сделано так, что понимаешь — делали немцы.

Задняя дверка кузова сделана по принципу "мы так можем!"

Задняя дверка кузова сделана по принципу «мы так можем!»

При таком подходе уже как-то не удивляешься, что телеги есть тормозная система. Тормоз имеет довольно интересную конструкцию. Чтобы его задействовать, необходимо крутить ручку с правой стороны. Это не только тормоз, но еще и «ручник». Данная система была унифицирована для всех трех типов повозок.

Внутри места, мягко говоря, негусто

Внутри места, мягко говоря, негусто

Немало внимания было уделено месту возницы. Еще со времен Feldwagen 95 под его сиденьем появился «бардачок» под личные вещи и ЗИП. Конструкцию менять не стали, благо она получилась удачной, разве что крышку перенесли вперед. Также стоит отметить, что повозка штатно комплектовалась шанцевым инструментом. Сейчас он не стоит, но все крепежи на месте.

Место возницы. Справа виден рычаг тормозной системы

Место возницы. Справа виден рычаг тормозной системы

В заключение стоит сказать, что Hf.3 является отличной демонстрацией немецкой технической мысли. Появившись еще в Первую мировую войну, телега с довольно узкой специализацией умудрилась продержаться в производстве более чем два десятилетия. Вместе с тем, уже в начале Второй мировой войны стало понятно — нужно что-то более практичное. Поэтому и появились эрзац-повозки, более простые и массовые.

Список источников:

      1. Deutsche Infanteriekarren, Heeresfeldwagen und Heeresschlitten 1900-1945, Waffen Arsenal 153, Wolfgang Fleischer, PODZUN-PALLAS-VERLAG, 1995
      2. Архив автора
      3. eBay

источник: https://dzen.ru/a/ZVj6MK4CRxpHBoWE

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account