Юрий Пашолок. Малый поляк на изучении в Кубинке

13

Юрий Пашолок. Малый поляк на изучении в Кубинке

Изучение польской танкетки TK-S в Советском Союзе

Содержание:

Танкетки, появившиеся под конец Первой мировой войны, поначалу с трудом пробивали себе дорогу. На войну они не успели, а далее начался долгий процесс поиска концепции оптимальной танкетки. Удалось это Джону Кардену и Вивиану Лойду. Созданная ими серия танкеток Carden-Loyd, по итогам эволюции, стала лучшей в классе. Благодаря тому, что с 1928 года предприятие Кардена и Лойда стало частью Vickers-Armstrongs, появилась мощная опора для производства и сбыта. Танкетки стали популярными, их закупал ряд стран, а некоторые приобретали лицензию на производство. В их числе была и Польша, которая стала производить собственные танкетки семейства TK.

Трофейная танкетка TK-S, январь 1941 года

Трофейная танкетка TK-S, январь 1941 года

В Красной Армии находилось наибольшее число танкеток. Т-27, доработанная лицензионная версия Carden-Loyd Mk.VI, выпускалась в с 1931 по 1933 годы. На этом интерес Советского Союза к танкеткам иссяк. Вместо них стали выпускать танки-разведчики, а Т-27 постепенно переводили в разряд учебных машин. Между тем, с 1937 года в Советский Союз стали поступать зарубежные танкетки. Приходили они не по своей воле, а как трофеи, которые отправлялись в Кубинку, на НИБТ Полигон. Наибольшее число танкеток поступило на изучение в 1939-40 годах. Среди них были и польские танкетки TK-S, о которых и поговорим.

…называется нашел

К началу Второй мировой войны Красная Армия располагала довольно скудными сведениями относительно того, какие образцы бронетанковой техники имела Польша. В основном они базировались на немецких данных, хотя кое-какая дополнительная информация всё же проскакивала. Между тем, реальное положение дел у польского танкостроения выглядело крайне сложно. Фраза

«для того, чтобы соперничать с Красной Армией, Польше следует сделать еще очень много»,

написанная еще в 1934 году, лучше всего характеризует ситуацию. К сентябрю 1939 года польская промышленность так и не смогла перейти к танкам нового поколения, а имеющиеся боевые машины выглядели скромно.

Захваченные в сентябре 1939 года польские танкетки отправили на СПАМ-ы

Захваченные в сентябре 1939 года польские танкетки отправили на СПАМ-ы

Наиболее массовым образцом польской бронетанковой техники оказались танкетки семейства TK, польской версии Carden-Loyd Mk.VI. На момент создания TK выглядела весьма неплохо. Польские инженеры смогли частично решить проблему тесноты боевого отделения, а также недостаточной удельной мощности. Другой вопрос, что к середине 30-х годов танкетки семейства TK уже порядком устарели. Тем не менее, выпуск TK-S, самой совершенной танкетки семейства, продолжался на PZInż до апреля 1937 года. К началу войны машина была безнадежно устаревшей. 24 танкетки успели переделать под установку 20-мм пушки nkm FK-A wz.38. В боях сентября 1939 года большинство танкеток было либо уничтожено, либо захвачено немецкими войсками. 20 танкеток из состава 10-й бронекавалерийской бригады смогли уйти в Венгрию, где их интернировали. Наконец, некоторое количество танкеток оказалось в Красной Армии.

Тот самый СПАМ в Томашув-Любельском, куда наведались наши танкисты

Тот самый СПАМ в Томашув-Любельском, куда наведались наши танкисты

17 сентября 1939 года Красная Армия начала Освободительный поход. Среди наступавших частей оказалась и 24-я легкотанковая бригада полковника П.С. Фотченкова. Непосредственно с польскими танками боестолкновений не фиксировалось. Остатки польских частей, подобно 10-й бронекавалерийской бригаде полковника Станислава Мачека, старались уйти к венгерской или румынской границам. Воевать 24-й легкотанковой бригаде пришлось с немцами. В 2 часа ночи 19 сентября 1939 года первые танки бригады, совершив 145-километровый марш, ворвались во Львов. Начались переговоры с польскими военными о сдаче города. В 8:30 немецкие части неожиданно атаковали город. В завязавшейся перестрелке бригада потеряла 2 бронемашины сгоревшими и 1 подбитый БТ-7, погибло 3 человек, 4 ранено. Ответным огнем было уничтожено 3 немецких противотанковых пушки, 3 человек погибло, 9 ранено. По словам немцев, они перепутали наши танки с польскими.

Всего захватили 3 танкетки, из которых испытывалась 1

Всего захватили 3 танкетки, из которых испытывалась 1

Первые танкетки (судя по всему, TK-3) были захвачены во Львове. В казармах 6-го танкового батальона осталось несколько машин, которые не смогли вывести при отходе. Основная же часть танкеток была захвачена весьма интересным образом. 5 октября подразделения 24-й легкотанковой бригады начали размещаться во Львове. На следующий день поступило распоряжение Военного Совета Украинского Фронта о формировании отряда из 152 человек, с «необходимым количеством боевых и транспортных машин». Летучий отряд рванул в сторону Томашув-Любельского, где находился немецкий СПАМ. Там же складировали трофейную матчасть 10-й бронекавалерийской бригады, потерянную во время боев 18-20 сентября. Согласно докладу 24-й ЛТБр, удалось утащить 2 немецких танка (Pz.Kpw.II), 9 польских танков, 10 танкеток, 2 немецкие противотанковые пушки, а также до 30 польских орудий. Среди трофеев оказались и танкетки TK-S. Следует отметить, что под танкетками подразумевались и тягачи, включая C2P и C7P.

Изучение для учебного интереса

К сожалению, всех адресатов, куда отправили утащенные у немцев танкетки, установить не удалось. Их 10 танкеток минимум 3 отправили на НИБТ Полигон, что возле Кубинки. Такое количество объяснялось тем, что все захваченные в Томашув-Любельском образцы находились в некомплектном состоянии. Часть тащили явно с целью использования как источники запчастей. Помимо TK-S, на НИБТ Полигон прислали и артиллерийский тягач, созданный на той же базе.

Акт на списание танкетки TKS с серийным номером 109 и регистрационным номером 1621. В документе ошибка - это не TK-3

Акт на списание танкетки TKS с серийным номером 109 и регистрационным номером 1621. В документе ошибка — это не TK-3

Из прибывших танкеток одну, с серийным номером 109 и регистрационным номером 1621, пустили на запчасти. В январе 1941 года ее сдали в металлолом. Вторая танкетка, с серийным номером 128 и регистрационным номером 1640, далее куда-то подевалась. К 1 апреля 1941 года на НИБТ Полигоне числилась только одна танкетка. Она имела серийный номер 194 и регистрационный номер 1724, изготовили ее в 1936 году. Первые две танкетки относились ко второй производственной серии, танк с серийным номером 194 — к третьей. Он же оказался единственным, попавшим в объектив фотоаппарата.

На борту машины видна надпись Szwadron śmierci

На борту машины видна надпись Szwadron śmierci

Надо сказать, что большинство TK-S на тот момент не несло никаких опознавательных знаков. Совсем иначе дела обстояли с танкеткой, которую испытывали на НИБТ Полигоне. Мало того, что по периметру оказались опознавательные знаки, так еще на борту была нанесена надпись Szwadron śmierci. Так именовались добровольческие кавалерийские части, которые сражались в советско-польскую войну 1920-21 годах. Тем самым демонстрировалась преемственность 10-й бронекавалерийской бригады и частей, которые сражались в советско-польскую войну.

Не сильно меняя общую концепцию танкетки Carden-Loyd, польские инженеры неплохо поработали над улучшением ее конструкции

Не сильно меняя общую концепцию танкетки Carden-Loyd, польские инженеры неплохо поработали над улучшением ее конструкции

В отличие от 7TP, который проходил относительно интенсивные испытания, TK-S проехал символические 145 километров, из них 127 по шоссе и 18 по проселку. Далее испытания прекратились в виду плохого технического состояния машины. Надо сказать, что танкетка ехала явно медленнее тягача C2P, который испытывался в то же время. Если у C2P средняя скорость по шоссе составила 29 км/ч и 26,2 км/ч с прицепом, то TK-S развил среднюю скорость 21 км/ч. При этом танкетка потребляла 48 литров бензина на 100 километров. По заснеженному проселку TK-S двигалась чуть быстрее тягача, развивая среднюю скорость 12 км/ч. Такая низкая скорость не должна удивлять, в снегу танкетка чувствовала себя плохо.

Машина получила 60-сильный мотор, что заметно подняло подвижность

Машина получила 60-сильный мотор, что заметно подняло подвижность

В целом полноценные ходовые испытания TK-S не являлись острой необходимостью. Было очевидно, что танкетка давно устарела. В этом плане C2P выглядел даже поинтереснее, поскольку в его конструкции использовались планетарные бортовые передачи. Впрочем, обе машины имели явно устаревшую ходовую часть. Безусловно, в начале 30-х годов конструкция TK-3/TK-S выглядела более прогрессивно, чем у танкетки Т-27, своего ближайшего родственника. Вместо деревянных полозьев на польской танкетке использовались поддерживающие катки. С другой стороны, советская танкетка получила 6 опорных катков на борт, вместо 4 как у прародителя и TK-S. Вроде бы разница по опорной поверхности небольшая (1410 мм против 1200 у TK-S), но для такой машины лишние 19 см совсем не лишние.

Общая схема TK-S

Общая схема TK-S

С другой стороны, по основным параметрам польская танкетка стояла явно выше советского родственника. Связано оказалось, в том числе, и с используемой силовой установкой. На TK-S использовался 6-цилиндровый мотор Polski FIAT-122BC, развивавший мощность 60 лошадиных сил. Тем самым польская танкетка была лишена одного из главных недостатков семейства Carden-Loyd — низкой удельной мощности. Впервые такой мотор поставили на танкетке TK-3, далее он перекочевал на TK-S. По советским данным танкетка развивала 45,6 км/ч, вполне достаточно для машины данного класса.

Управление осуществлялось про помощи штурвала

Управление осуществлялось про помощи штурвала

Существенно превосходила польская танкетки другие машины семейства Carden-Loyd по удобству работы. В отличие от схожей по конструкции чехословацкой танкетки Tančík vz.33, боевое отделение оказалось проработано более грамотно. Вместо рычагов использовался штурвал, обеспечивавший более удобное управление машиной. Имелись вполне сносные приборы наблюдения. Под станковой пулемет Ckm wz.25 был сделан выступ, который заметно облегчал работу пулеметчика. TK-S стала первой боевой машиной, получивший перископический прибор наблюдения конструкции Рудольфа Гундляха. Более известен он как перископ MK-IV. Удивительно, но на перископ не обратили внимание, хотя он был на месте.

Конструкция корпуса TK-S

Конструкция корпуса TK-S

Главная проблема TK-S заключалась в том, что в 1934 году эра танкеток постепенно подходила к концу. Их продолжали выпускать в ряде стран, но та же чехословацкая армия в 1934 году приняла решение от танкеток отказаться. В ряде стран перешли к танкам-разведчикам, более подходящим на роль разведывательных боевых машин. Польские военные тоже хотели танк-разведчик, но так получилось, что с его разработкой они затянули, а далее PZInż. 140, сменщика TK-S, забраковали. В Советском Союзе танки-разведчики вытеснили танкетки уже к середине 30-х годов. Поэтому не стоит удивляться вердикту НИБТ Полигона —

«Польская танкетка TK-S для нашей танковой промышленности представляет учебный интерес».

Та же самая танкетка в парке "Патриот"

Та же самая танкетка в парке «Патриот»

Польской танкетке очень повезло. Ее судьба сложилась так, что она оказалась единственным трофеем довоенного периода, пережившим Великую Отечественную войну. По крайней мере, так было до недавнего момента: выяснилось, что Renault FT из Кубинки также польского происхождения. Ныне TK-S с серийным номером 194 находится в музейном секторе парка «Патриот». Машина несет некорректный камуфляж и неправильно сделанные крепления шанцевого инструмента, так что будущим реставраторам есть чем заняться. Главное, что машина сохранилась. На сегодняшний момент это самый аутентичный экземпляр TK-S, хотя бы потому, что сохранился он в более-менее первозданном виде.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГВА
      3. derela.pl
      4. eBay
      5. Фотоархив автора

источник: https://dzen.ru/a/Y68YcxOfbUMHT42M

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account