История немецкого бронеавтомобиля-разведчика leichter Panzerspähwagen (Fu) Sd.Kfz.223
Содержание:
Одной из слагаемых успеха на поле боя является связь. Плохо организованная связь приводит к потере управления войсками и поражению. Эту простую истину немецкая армия знала очень хорошо, посему вопрос связи являлся приоритетным. Касалось это и военной техники. Первые немецкие танки, созданные после окончания Первой мировой войны, оснащались радиостанциями. Кроме того, немцы одними из первых создали специальные легкие бронеавтомобили-разведчики, оснащенные радиостанциями. Речь идет о Kfz.14, во многом эрзац-бронемашинах, которые, тем не менее, были полезны как передвижные радиостанции.
В начале 1934 года немецкое командование инициировало работы по созданию семейства разведывательных бронеавтомобилей. Разрабатывались они как замена легких бронемашин-разведчиков Kfz.13 и Kfz.14. В отличие от предшественников, бронемашины, создававшиеся на единой платформе Einheitsfahrgestell I für s.Pkw, не использовали шасси гражданских легковых машин. Да и легкими их можно назвать относительно. В семейство входил, в том числе, легкий радийный бронеавтомобиль leichter Panzerspähwagen (Fu). Более известный как Sd.Kfz.223, он оказался вторым по массовости и дольше всего производившимся.
Полноприводная радиостанция
Kfz.14, прямой предшественник leichter Panzerspähwagen (Fu), был отчасти экспериментом. Принцип изготовления этого броневика выглядел очень просто. По сути тот же Kfz.13, но без вертлюга для пулемета, вместо него разместили радиостанцию Fu 9 с поручневой антенной. В рабочем положении антенна поднималась на 4 стойках. Радиостанция, в отличие от танков, где исходно был только приемник, включала в себя и передатчик. Возможноcти у нее были не впечатляющими: голосовая связь обеспечивалась на дистанции 3 километра в движении и 6-8 километров, если машина стояла. Впрочем, это всё равно лучше, чем ничего. Самое главное, что обеспечивалась связь.
Радийных броневиков оказалось значительно меньше, чем линейных. Изначально соотношение было 1 к 4 в пользу Kfz.13, далее процент радийных бронемашин увеличился. Кроме того, первый опыт применения Kfz.14 показал, что концепция радийного разведчика не идеальна. Во-первых, радист был нужен как отдельный член экипажа. Во-вторых, требовалось хоть какое-то оружие. Посему радийная бронемашина-разведчик на едином шасси не являлась полным концептуальным аналогом Kfz.14.
Первый опытный образец Panzerspähwagen 35 (Fu) (так бронемашина именовалась изначально) не имел вращающейся башни. Вместо нее был установлен вертлюг для пулемета MG 13. Впрочем, это решение продержалось недолго. Первые же испытания показали, что вертлюг получился неудобным. Поэтому в дальнейшем leichter Panzerspähwagen (Fu) получил такую же тумбовую установку, как и у leichter Panzerspähwagen (MG). Она, конечно, занимала место, но радисту не мешала. Его разместили справа от механика-водителя.
Корпус leichter Panzerspähwagen (Fu) оказался похожим на leichter Panzerspähwagen (2 cm). Разница заключалась в приподнятой крыше отделения управления, а также отличиями по боевому отделению. Как и в случае с Kfz.14, на корпусе крепилась поручневая антенна, которая устанавливалась на 4 стойках. За счет системы рычагов антенна могла опускаться, тем самым освобождался сектор обстрела для пулеметной башни. Бронемашина получила более мощную радиостанцию Fu 10, обеспечивавшую стабильную голосовую связь на дистанции до 8 км в движении и до 20 км, если машина стояла.
В июле 1935 года индекс Panzerspähwagen 35 (Fu) сменили на leichter Panzerspähwagen (Fu). Тогда же появился и «каноничный» индекс Sd.Kfz.223, под которым радийную бронемашину и знают. Вскоре началось производство бронемашины первой серии. Всего изготовили 117 Sd.Kfz.223 первой серии, из них 12 сдал Daimler-Benz werk 40, еще 64 сдала верфь Deutsche Werke AG и 41 верфь Schichau-Werke. Соотношение к Sd.Kfz.221 оказалось отнюдь не 2 к 1, поскольку радийные бронемашины оказались очень нужны. А вот во второй производственной серии места Sd.Kfz.223 не нашлось. Броневики третьей производственной серии стали выпускать с июня 1939 года, последние сдали в сентябре 1940 года. Производились они исключительно силами завода MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover) в Ганновере.
Начиная с броневиков третьей производственной серии лобовая деталь корпуса была усилена до 14,5 мм, что позволило защитить броневик от пуль винтовочного калибра на всех дистанциях. Также ввели новые смотровые лючки, а пулемет MG 13 заменили на MG 34. Появились светомаскировочные фонари Notek. На броневиках третьей серии убрали крепления для флажков, которые ставились на передних крыльях. Схожим образом выглядели бронемашины 4-й серии, также выпускавшиеся силами MNH. Главным отличием стало то, что смотровой лючок впереди оставили только у механика-водителя. Первые бронемашины 4-й серии были сданы в сентябре 1940 года, а последние в декабре 1941 года. Они получали корпуса, изготовленные австрийской компанией Böhler. С 1941 года Sd.Kfz.223 стали оснащать телескопической антенной, размещавшейся с правой стороны крыши боевого отделения.
Наиболее массовой стала 5-я производственная серия, которая базировалась на модернизированном шасси Einheitsfahrgestell I für s.Pkw. Typ Horch 801v. Первые бронемашины на новом шасси сдали в июле 1942 года, известны они также как Sd.Kfz.223 Ausf.B. Теперь радиостанций было две. Первой была более мощная, 80-ваттная Fu 12, которая всё еще использовала поручневую антенну. Второй оказалась радиостанция Fu.Spr.Ger.f, со штыревой антенной в задней части башни. Толщину лобового листа увеличили до 30 мм, а боевая масса выросла с 4,2 до 4,48 тонн. Впрочем, за счет более мощного мотора подвижность Sd.Kfz.223 Ausf.B выросла.
Объемы производства Sd.Kfz.223 Ausf.B были существенно ниже, чем у Sd.Kfz.222 Ausf.B. Зато более стабильными. Выпускали эти броневики силами Wegmann, Кассель (72 штуки), последние сдали в феврале 1943 года. Далее, с апреля 1943 года, их стали выпускать на Weserhütte, Бад-Эйнхаузен. Последние из них сдали в феврале 1944 года, всего Weserhütte изготовил 136 Sd.Kfz.223 Ausf.B. В общей же сложности сдали 555 Sd.Kfz.223 всех серий.
Самый полезный из легких немецких броневиков
Sd.Kfz.223 обычно находится в тени своих собратьев, особенно что касается Sd.Kfz.222. Между тем, не просто так эта бронемашина находилась в серии столь долго. Как уже говорилось выше, связь является одной из слагаемых успеха, а в случае в Sd.Kfz.223 немецкие разведывательные подразделения получали важную бронемашину. По радийноиу оборудованию она если и уступала тому, что ставилось в немецкие командирские танки на базе Pz.Kpfw.III, то не сильно. При этом броневик обладал куда более высокой подвижностью.
Согласно штату K.St.N.1162 (рота броневиков-разведчиков) от 1 октября 1938 года, во взводе управления находилось 4 Sd.Kfz.223. Такая структура была, мягко говоря, не идеальной. Дело в том, что Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222, входившие во второй и третий взводы, радиостанций не имели. Так что были глухими. Лишь 1 ноября 1941 года штат K.St.N.1162 изменили. Теперь второй, третий и четвертый взвода имели по 6 броневиков в каждом — 4 Sd.Kfz.222 и 2 Sd.kfz.223. К тому моменту Sd.Kfz.222 стали получать радиостанции. В любом случае, такая система была более правильной.
Как и в случае с другими броневиками данного семейства, первыми воевавшими Sd.Kfz.223 стали 4 бронемашины, проданные в Китай. Сами же немцы впервые применили Sd.Kfz.223 в сентябре 1939 года. Конечно, у радийных броневиков имелись недостатки, но в целом они показали себя вполне неплохо. Чисто пулеметное вооружение в данном случае не было столь огромной проблемой. Зато наличие мощной радиостанции являлось явным плюсом.
Еще одним интересным моментом является то, что Sd.Kfz.223 стал носителем технических решений, использованных на советском броневике-разведчике БА-64. Летом 1941 года одна такая бронемашина была захвачена в исправном виде и оставлена на НИБТ Полигон. Там она проходила как легкий бронеавтомобиль «Хорьх» №1″. Там быстро провели изучение броневика, заодно сравнив его с ЛБ-62. А вот дальше броневик, судя по всему, попал в Горький. Там позаимствовали с немецкого броневика бортовые люки, а также башенную установку. На этом список заимствований исчерпывается. Корпус БА-64 гораздо ближе к ЛБ-62, чем к немецким броневикам.
Подобно своим собратьям, Sd.Kfz.223 в дальнейшем получил полугусеничный аналог — Sd.Kfz.250/3. Вместе с тем, по некоторым параметрам полугусеничная радийная машина всё же уступала броневику. Кроме того, Sd.kfz.250/3 выпускалась в 4 вариантах исполнения, отличавшихся набором радиостанций. Так что прямого аналога всё же не получилось.
Ныне известно минимум о 3 Sd.Kfz.223, доживших до наших дней, из них 2 пока в стадии реставрации. Из троицы Sd.Kfz.221/222/223 радийная бронемашина имела самую счастливую судьбу. Она вполне успешно выполняла роль подвижной радиостанции, сохраняя актуальность до конца войны.
Список источников
-
-
- Panzer Tracts No.13: Panzerspähwagen Armored Cars Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2001
- Panzer Tracts No.13-1: leichter Panzerspaehwagen (Sd.Kfz.221, 222, and 223) and kleiner Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.260 and 161)3, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2011
- Nuts & Bolts No. 47 Horch’s leichte Panzerspähwagen on Einheitsfahrgestell I & II for s.Pkw. Sd.Kfz. 221, 222, 223, 247, 260, 261 and variants, Holger Erdmann, 2022
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/Y4J5iwiSzWTnv6d-