Юрий Пашолок. Магазинное заряжание для среднего шведа

14
Юрий Пашолок. Магазинное заряжание для среднего шведа

Юрий Пашолок. Магазинное заряжание для среднего шведа

Шведский танк Strv m/42, оснащенный экспериментальной башней Delat Torn с магазинным заряжанием

Шведское танкостроение военного периода, с точки зрения развития, здорово напоминало происходившее у итальянцев и японцев. На начало Второй мировой войны у шведов имелось отработанное шасси легкого танка Landsverk L/60, которое они дальше развивали вплоть до середины войны. Также уже имелся проект среднего танка Landsverk LAGO. Подобно L-60, изначально он был экспортным, но после начала войны стало понятно, что он скорее потребуется шведской армии. Так оно и случилось. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, по «случайному» совпадению, именно в этот момент KAF (Kungliga Arméförvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии) заказало сразу 160 LAGO. Причем машину обозначили как тяжелую, поскольку ее функции предусматривали использование как танка прорыва.

Проект установки 57-мм пушки с механизмом заряжания в специальную башню для Strv m/41, 1943 год. Далее этот проект эволюционировал в новый - уже для Strv m/42

Проект установки 57-мм пушки с механизмом заряжания в специальную башню для Strv m/41, 1943 год. Далее этот проект эволюционировал в новый — уже для Strv m/42

19 декабря 1941 года с Landsverk был заключён контракт на изготовление ста улучшенных танков, получивших индекс LAGO II. Также появилось и официальное обозначение — Strv m/42. Реально эти танки оказались в войсках к лету 1943 года. Правда жизни заключалась в том, что на лето 1943 года это был скорее не самый лучший средний танк, а основу бронетанковых сил составляли легкие танки. Они уже где-то на год-полтора отставали в развитии от общемировых стандартов. Одним словом, всё то же самое, что у итальянцев и японцев. Такой же бодрый старт и безнадежное отставание к 1943 году.

7,5 cm kan L/54 i Strv, проект апреля 1944 года

7,5 cm kan L/54 i Strv, проект апреля 1944 года

Существенной разницей между шведами и японцами с итальянцами было то, что Швеции хватило благоразумия не лезть в войну. Весной 1940 года соседние Дания и Норвегия оказались оккупированными, причем за Норвегию еще случилась драка между немцами и франко-английской группировкой. Шведская королевская армия, конечно, была крупнейшей в регионе, а сама Швеция обладала самой мощной в регионе оборонной промышленностью, но иллюзий там не строили. Посему шведы пошли на уступки немцам, выполнив их требования и сохранив, тем самым, нейтралитет. Шведы заняли примерно ту же позицию, что и в Первую мировую войну. Нейтральный статус позволял им торговать и с теми, и с другими, лавируя в условиях Второй мировой войны. Вместе с тем, с 1942 года началась крупная реформа шведской армии, которая касалась и бронетанковых сил. Появились танковые полки, а объем поставок танков вырос. Воевать шведы не собирались, но иногда сама по себе демонстрация орудия была вполне достаточной. Вот только с объемами поставок техники дела обстояли не очень. Да и то, что танки стремительно устаревают, новостью не являлось. Поэтому вскоре пришлось думать на перспективу.

Исходный проект имел целый ряд недостатков, поэтому его переработали

Исходный проект имел целый ряд недостатков, поэтому его переработали

17 июля 1943 года Эрик Гиллнер, глава отдела MB3 KAF, который занимался в KAD вопросами танкостроения, получил первые наработки Landsverk по модернизации LAGO. В основе улучшенного танка лежали идеи, подсмотренные при изучении в Финляндии советского среднего танка Т-34. Случилось это в июне 1943 года. Изучение советской машины привело к крайне неприятным выводам. Из них следовало, что шведы сильно отстали, требовалось улучшение ситуации с броневой защитой, а также усиление вооружения. У модернизированного LAGO предполагалось установить броню под рациональными углами наклона. Также ставилось 75-мм орудие с баллистикой зенитной пушки 7,5 cm Lvkan m/30. Примерно в это же время начались работы и по глубокой модернизации легкого танка Strv m/41, которые проводились силами Bofors. В сентябре 1943 года там стали разрабатывать принципиально новую башню с 57-мм противотанковой пушкой 57 mm pvkan m/43, оснащенной механизмом заряжанием. 4 декабря того же года был представлен эскизный проект башни, а уже вскоре возникла идея аналогичной башни, с более мощным вооружением, для Strv m/42. Известна она как Delat torn (разделенная башня), и если Strv m/41 своей башни так и не дождался, то в случае со Strv m/42 ситуация оказалась совсем иной.

Так Delat torn стала выглядеть в 1945 году

Так Delat torn стала выглядеть в 1945 году

Башня для Strv m/42, известная как Delat torn, стала формироваться в марте 1944 года. В качестве вооружения была выбрана 75-мм пушка 7,5 cm pvkan m/43, которая оказалась существенно мощнее и больше 57 mm pvkan m/43. Это заставило существенно пересмотреть систему, по которой производилось заряжание орудия. Ранее, в исходном положении, лоток находился слева, после подачи боеприпаса он описывал дугу, после чего производилась зарядка. В случае с 7,5 cm pvkan m/43 такой системы не получилось бы в принципе, поскольку длина унитарного патрона оказалась значительно выше. Поэтому подача боеприпасов шла совсем по иному принципу. Унитар перемещался параллельно телу орудия, получилась более сложная система подачи, зато более компактная. Общий боезапас при этом составлял 42 унитарных патрона.

Появилась командирская башенка и перископический прицел, а общая высота снизилась на 100 мм

Появилась командирская башенка и перископический прицел, а общая высота снизилась на 100 мм

Проект, изначально именовавшийся как 7,5 cm kan L/54 i Strv, то есть 75-мм орудие с длиной ствола 54 калибра в танке, был подготовлен к 4 апреля 1944 года. Помимо очевидных преимуществ, имел он и ряд, не менее очевидных, недостатков. Во-первых, башня получилась значительно больше и тяжелее штатной «головы» Strv m/42. Согласно расчетам, общая масса башни, вместе с вооружением, составила 4550 кг. Общая же высота танка достигла 2600 мм. Во-вторых, угол возвышения орудия получился крайне небольшим — всего 12 градусов. В-третьих, в корме башни имелось отверстие, предназначенное для выброса стреляных гильз. Вместе с тем, разработка Bofors подкупала скорострельностью. Согласно расчетам, она составляла до 20 выстрелов в минуту. Работа заряжающего существенно облегчалась: даже при самой сложной ситуации с подачей боеприпасов скорострельность достигала не менее 10-15 выстрелов в минуту. Также имелась возможность сделать серию из 5 выстрелов.

Изменилась конструкция кормовой пулеметной установки, а также механизм заряжания

Изменилась конструкция кормовой пулеметной установки, а также механизм заряжания

На совещании в KAFT (Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning, Департамент вооружений Королевской армии, так ведомство стало именоваться с 1944 года), прошедшем 16 июня 1944 года, проект Bofors бурно обсуждался. Общая позиция KAFT выглядела скорее позитивно, поскольку плюсов у башни с механизированной укладкой было больше. Вместе с тем, там понимали, что новая башня будет весить существенно больше, чем штатная, да и концепт Bofors требовал доработки. Так или иначе, но работа по башне была запущена. При этом KAFT потребовал доработки проекта, поскольку в исходном виде имелось слишком много недостатков. Лоб башни должен был иметь толщину 60 мм, а борта 30 мм. Требовалось обеспечить обзорность с места командира, а также установку кормового пулемета. Одним словом, башня была интересной, но требующей доработки.

Опытная башня, так и оставшаяся полумакетной, но уже полностью функционирующей

Опытная башня, так и оставшаяся полумакетной, но уже полностью функционирующей

К концу 1944 года Bofors изготовила первый вариант макетной башни, но он прожил в текущем виде не очень долго. Bofors столкнулась с массой проблем, связанных с требованиями KAFT. Тем не менее, работы по башне продолжались. Delat torn, так эта башня стала именоваться с 1945 года, рассматривалась и для установки на перспективный танк Landsverk Pricken (точка). 28-тонная машина предполагалась как замена Strv m/42. Впрочем, Pricken стал одним из первых в ряду бумажных проектов Landsverk, которым не было суждено даже стать макетами. В этом смысле Delat torn оказалась более успешной. В 1945 году работы по башне существенно замедлились, но всё же продолжались. И если проекты танков просто ушли в стол, то Delat torn, с задержкой, но всё же появилась. Сначала в виде макета, а затем в виде более-менее полноценной башни.

В 1946 году башню испытали в полку P 4

В 1946 году башню испытали в полку P 4

Для начала, башню удалось сделать ниже на 100 мм, при этом появилась командирская башенка и перископический смотровой прибор. Конструкцию установки спаренного пулемета несколько изменили, куда больше переделок оказалось в кормовой части башни. Изначальная идея у установкой кормового пулемета оказалась не особо удачной, поэтому ее полностью переделали. Также в корме башни появился двухстворчатый люк, упростивший работу с механизмом заряжания. Сам он также подвергся переделке. Теперь, вместо серии из 5 выстрелов, ее снизили до 3. На самом деле, судя по переписке, реально можно было сделать серию и из 4 выстрелов, то есть 1 в стволе и 3 на очереди.

Несмотря на полумакетный статус, башня была вполне рабочей. Особенно что касается вооружения

Несмотря на полумакетный статус, башня была вполне рабочей. Особенно что касается вооружения

Полностью комплектной башня, изготовленная в 1946 году, не была. Она всё еще оставалась полумакетной, но при этом функционировали все системы, связанные с наведением и стрельбой. С точки зрения конфигурации опытная башня повторяла макет в конфигурации 1945 года. Вместо штатной командирской башенки поставили конструкцию от Strv m/41. На этом этапе то, какой была башенка, уже не столь было и важно. Главным являлась сама работа башни, которую также именовалась как Dubbeltorn (двойная башня). Испытания опытной башни в июне 1946 года доверили 4-му танковому полку (P 4, Skaraborgs pansarregemente).

Предложения по улучшению башни. Реализовывать их так и не стали

Предложения по улучшению башни. Реализовывать их так и не стали

Итоги войсковых испытаний оказались неоднозначными. С одной стороны, испытания стрельбой показали феноменальные результаты. За 8,2 секунды механизм заряжания Bofors обеспечил 4 (!) выстрела. То есть сама по себе система работала. Другой вопрос, что сама башня вызвала ряд замечаний, некоторые из которых были оформлены в виде эскизов. Испытания продолжились в 1947 году, но тогда же тема и затихла. Разработка Bofors, на тот момент, имела больше минусов, чем плюсов, поэтому к 1947 году Landsverk проектировала танки безо всяких механизмов заряжания. История с Delat torn, впрочем, стала лишь началом долгого пути. От механизма заряжания полностью не отказывались, уже вскоре появились идеи САУ с магазинным питанием. Ну а дальше появились AMX 13 и AMX 50, ставшие идейными вдохновителями проекта EMIL. Закончилось всё это Strv 103, который также получил магазинное питание орудия.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Список источников:

      1. Архив Карла Бломстера
      2. Stridsvagn m/42 met delat torn, Kjell Svensson, PANSAR 2–2004
      3. fromtheswedisharchives.wordpress.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/magazinnoe-zariajanie-dlia-srednego-shveda-611786556eab3f04de48451a

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account