В январе 1935 года в Форт-Беннинг на войсковые испытания поступил опытный лёгкий танк Light Tank T2E1. Эта машина появилась в результате девятилетних проб и ошибок, начавшихся с разработки Light Tank T1. За это время концепция лёгкого танка радикально поменялась. Вместо двухместной машины с мотором впереди и 37-мм пушкой в качестве основного вооружения у конструкторов получился 4-местный танк с кормовым расположением двигателя, передним расположением трансмиссии и пулемётным вооружением в двухместной башне. По итогам испытаний было решено принять Light Tank T2E1 на вооружение как Light Tank M2A1.
Содержание:
Две головы лучше
По пути к серийному производству Light Tank T2E1 заметно потяжелел. В исходном виде он весил 6803 кг, а различные переделки, призванные улучшить характеристики, увеличили его массу до 8618 кг. Это более чем на тонну превысило лимит, который весной 1933 года был установлен Военным министром (Secretary of War) для лёгких танков. Деваться, впрочем, было уже некуда. По итогам испытаний танк достиг такого уровня надёжности, что на превышение массы попросту закрыли глаза.
Первые девять Light Tank M2A1 были выпущены арсеналом Рок-Айленд в 1935 году. Поскольку прототип, Light Tank T2E1, имел серийный номер 1, этим машинам были присвоены номера в диапазоне 2–10. Также серийные машины получили регистрационные номера U.S.A. W 30101–30109.
Серийный танк оказался немного легче – 8523 кг, при этом его бронезащита, а также динамические характеристики остались без изменений. В конструкции были учтены все пожелания по улучшению опытного танка, составленные по результатам испытаний.
Одной из претензий к T2E1 была недостаточная обзорность, эта проблема была решена посредством установки командирской башенки. Но теперь появилась другая беда – из башни можно было вылезти только с места командира. Эта проблема, кстати, была широко распространена на многих американских лёгких и средних танках.
Заметно изменилась и сама башня. От скосов в её верхней части конструкторы отказались, при этом лобовую часть сделали покатой. Несколько изменился и корпус. Переделке подверглась его кормовая часть: согласно требованиям, глушители были убраны из моторного отделения и вынесены наружу. Ещё одним существенным изменением стало появление радиостанции, антенный порт которой был размещён в левом заднем углу крыши корпуса.
Изменений в вооружении не произошло. Два пулемёта, калибром 12,7 и 7,62 мм, размещались в комбинированной пулемётной установке Т7, которая с наружной стороны прикрывалась массивным щитком. В то время такого вооружения вполне хватало для борьбы с броневиками и большинством танков.
Здесь следует отметить, что вооружение в опытных образцах лёгких танков T2 предусматривалось, но так и не устанавливалось. Появилось оно и далеко не во всех Light Tank M2A1: часть танков чуть ли не до конца службы эксплуатировалась без башенного вооружения. Для тренировок экипажей, а именно это стало основной задачей нового лёгкого танка, устанавливать оружие было совсем не обязательно.
Вооружение отчасти стало причиной того, что Light Tank M2A1 выпустили в количестве всего девяти штук. Дело в том, что от Light Tank T2 серийная машина унаследовала один недостаток, который устранить было почти невозможно. Заключался он в том, что прикрытый кожухом вал от двигателя к трансмиссии располагался на довольно большой высоте и сильно мешал расчёту башни при её повороте. Потенциально проблему можно было решить, но снижать высоту расположения вала за счёт внедрения усложнявших систему механизмов американские инженеры не стали. Путь, которым они пошли, оказался простым и бесхитростным.
Для того чтобы решить проблему высокого вала, конструкторы снова взглянули на Vickers Mk.E, который во многом служил основой при разработке Light Tank T2. На сей раз у английских танкостроителей американцы решили позаимствовать идею с двумя одноместными башнями. Справедливости ради заметим, что Vickers Mk.E Type A имел две башни совсем по другим причинам. Ему они были нужны для эффективного исполнения роли «чистильщика окопов». Американцев же больше интересовало удобство работы экипажа. Впервые две башни они проверили на опытном лёгком танке для кавалерии Combat Car T5, получив вполне удовлетворительные результаты.
Всё в том же 1935 году на испытания вышел ещё один опытный танк, который получил обозначение Light Tank T2E2. Серьёзных конструктивных изменений шасси, по сравнению с лёгким танком M2A1, у него не было. Оказалась заменена крыша подбашенной коробки, а вместо одной двухместной башни на него поставили две одноместные. Башня, в которой находился командир, во многом повторяла по конфигурации двухместную башню Light Tank M2A1. В ней остался пулемёт Browning M2HB в установке M9. В правой башне, несколько меньшей по размеру, располагался пулемёт Browning M1919A3 в установке M12E1. Обе установки имели телескопические прицелы.
Антенный порт переместился в центр крыши корпуса, позади башен. Кстати, это решение также было подсмотрено на Vickers Mk.E Type A.
На испытаниях танк, получивший регистрационный номер U.S.A. W.30114, показал вполне удовлетворительные результаты. Масса выросла до 8660 кг, что почти не сказалось на динамических характеристиках. За счёт установки двух башен возможность для манёвра огнём резко выросла. Про зачистки окопов речи не шла: на том театре боевых действий, где предполагалось использовать лёгкие танки, с окопами было сравнительно негусто. С другой стороны, в те годы кавалерийские части всё ещё были весьма многочисленными, и возможность поражать две цели одновременно казалась нелишней.
Приняли на вооружение Light Tank T2E2 практически одновременно с Light Tank M2A1. Новая машина получила обозначение Light Tank M2A2. За 1935 год было построено 9 танков с серийными номерами 11–19 и регистрационными номерами U.S.A. W.30110–30119.
В ходе сравнительных испытаний, проводившихся в войсках, стало очевидно, что схема с двумя одноместными башнями лучше. Американская пехота получила быструю машину с высокой огневой манёвренностью, которая отлично подходила для рейдов вроде охоты на Панчо Вилью. При одинаковом с Medium Tank T4 вооружении и большей манёвренности Light Tank M2A2 был дешевле его в 2 раза. Неудивительно, что по итогам сравнительных испытаний для большой серии, ожидавшейся в 1936 году, выбрали именно эту машину.
Основа предвоенных сил
1936 год оказался для арсенала Рок-Айленд гораздо более напряжённым. Американская армия заказала 125 Light Tank M2A2, серийные номера 20–144. Такого объёма заказов не было со времён Первой мировой войны. Годом спустя поступил заказ ещё на 104 танка. Выпущенные машины получили регистрационные номера U.S.A. W. в интервале от 30120 до 30368.
Три танка выпуска 1937 года в экспериментальном порядке были оснащены дизельными двигателями Guiberson T-1020. Как и штатный Continental W-670, этот мотор имел авиационные корни и имел воздушное охлаждение. По сравнению с авиационным вариантом A-1020, его мощность была снижена с 340 до 250 лошадиных сил. Оснащённые дизельными моторами танки получили обозначение Light Tank M2A2E1. Войсковая эксплуатация танков с дизельными моторами показала, что в условиях низких температур они плохо заводятся.
Внушительный объём выпущенных машин позволил, наконец, начать перевооружение пехотных частей, оснащенных танками, на новую матчасть. Light Tank M2A2 стал, в некотором смысле, символом американской армии второй половины 30-х годов. Эти машины часто мелькали в газетах, они попадали в кадры кинохроники. В частях эти танки заменили окончательно устаревшие M1917 Light Tank.
Помимо континентальной части США, эти танки оказались и на Гавайях. Здесь, на острове Оаху, с 1908 года размещалась военно-морская база Пёрл-Харбор, а неподалёку находилась армейская база Шофилд-Баррекс. На вооружении 11-го танкового полка, дислоцированного Шофилд-Баррекс, первоначально находились M1917 Light Tank. Как раз эту часть тоже перевооружили на Light Tank M2A2, причём репортажи с манёвров этого полка в американских СМИ были довольно частым явлением.
Нередко проходили и совместные учения танкистов с сапёрами. На подобных учениях проводились как тренировки по преодолению преград танкистами, так и обучение сапёров созданию непреодолимых противотанковых препятствий. Одним словом, новые танки не застаивались.
Последний выпущенный Light Tank M2A2 с серийным номером 248 и регистрационным номером U.S.A. W.30368 отправился в июле 1937 года на Абердинский полигон. Прибывшая машина, получившая обозначение Light Tank M2A2E2, заметно отличалась от собратьев. Толщина её брони была усилена до 25 мм, а боевая масса увеличилась до 9675 кг. Было переделано и моторное отделение этого танка. Машина стала испытательным стендом, на котором отрабатывались различные технические решения. В частности, на ней испытывались новые типы трансмиссии, переделывалась ходовая часть, тормоза и другие механизмы. Параллельно проверялись различные технические решения, которые внедрялись при доработке опытного среднего танка T5 Medium Tank.
В августе 1938 года танк вернулся в арсенал Рой Айленд, где подвергся очередной порции переделок. На нём было решено одновременно испытывать как новую силовую установку, так и переделанную ходовую часть. В отличие от предшествующей конструкции, тележки по сравнению с серийной машиной остались неизменными, зато ленивец был полностью переделан. Он стал значительно больше в диаметре, кроме того, его опустили до уровня грунта, что заметно увеличило опорную поверхность гусеницы. Сделано это было неспроста: довольно короткий и при этом высокий, Light Tank M2A2 и другие машины из этого семейства имели тенденцию к продольной раскачке.
В качестве силовой установки на модернизированном танке использовался рядный 6-циллиндровый двигатель General Motors 6–71. Этот дизельный мотор объёмом 7 литров и мощностью 188 л.с., в отличие от Guiberson T-1020, имел водяное охлаждение. Новый мотор потребовал большего объёма моторного отделения, что в результате несколько удлинило машину.
Испытания переделанного танка, получившего обозначение Light Tank M2A2E3, начались в начале июля 1939 года. По итогам переделок масса танка достигла 10,5 тонн. В итоге ни двигатель, ни новая ходовая часть на серийные машины не пошли, но бесследно их испытания не прошли. Позже спаренная версия двигателя General Motors 6–71 использовалась на американских средних танках, а ленивец, в несколько изменённом виде, пошёл на Combat Car M2 и Light Tank M3.
Дальнейшее развитие лёгких танков семейства M2 продолжилось, как ни странно, по линии разработки боевой машины для кавалерии. Летом 1937 года на испытания вышел Combat Car M1E2. Главным его отличием от предыдущей машины стала переделанная ходовая часть с увеличенным расстоянием между тележками. Благодаря такой переделке длина опорной поверхности выросла с 2184 до 2464 мм, а продольная устойчивость танка существенно увеличилась. Одновременно был немного переделан корпус. Особенно сильной переделке подверглось моторное отделение, доступ к двигателю заметно улучшился. В серию переделанная машина пошла как Combat Car M1A1.
Затем военными было принято вполне разумное решение взять Combat Car M1E2 за основу и сделать на его базе танк для пехоты. Так появился Light Tank M2A3. В отличие от кавалерийского танка, имевшего одну двухместную башню, пехотный танк получил две одноместные башни. По сравнению с M2A2 конструкция башен упростилась: от гнутых листов отказались, теперь они собирались из плоских листов.
Как и предыдущие машины, собирался Light Tank M2A3 методом клёпки. Из-за того, что заклёпки имели плоские головки, их почти не видно, и на изображениях это создаёт иллюзию применения сварки. На деле сварку на американских танках стали использовать значительно позже.
Боевая масса танка увеличилась до 9450 кг, а максимальная скорость при этом снизилась до 58 км/ч. С другой стороны, толщина лобового листа корпуса и башни возросла до 22 мм. Не в последнюю очередь это стало результатом изучения опыта боёв в Испании, которые показали, что танкам необходима надёжная защита от огня крупнокалиберных пулемётов.
Первые серийные Light Tank M2A3 стали поступать в войска летом 1938 года. Всего арсенал Рок Айленд изготовил 73 танка этого типа. Машины получили серийные номера 249–321, а также регистрационные номера U.S.A. W. в диапазоне 30368–30441. На танки устанавливались двигатели Continental W-670 series 9 с увеличенной до 250 лошадиных сил мощностью. Также 8 танков, получивших обозначение Light Tank M2A3E1, получили дизельные моторы Guiberson T-1020 series 3, позже заменённые на моторы 4-й серии.
В ходе эксплуатации коробки передач со скользящими шестернями были заменены на коробки передач с синхронизаторами. Кроме того, Light Tank M2A3 стал первым американским танком, на котором была испытана электротрансмиссия. Один из серийных танков оказался переделан под электротрансмиссию разработки фирмы Timken. Впереди были размещены два электродвигателя и другое оборудование. В целом электрическая трансмиссия оказалась более громоздкой, чем штатная. По этой причине танк, получивший обозначение Light Tank M2A3E2, так и остался опытным. Впрочем, к идее электротрансмиссии американские инженеры позже неоднократно возвращались.
Несмотря на то что моторы Guiberson T-1020 показали себя не с самой лучшей стороны, американские военные не оставляли попыток поставить на танки дизельные двигатели. 21 февраля 1940 года Артиллерийско-техническая служба (Ordnance Corps) армии США одобрила установку в Light Tank M2A3 V-образного 4-циллиндрового дизельного двигателя V-4–223 производства General Motors.
Фактически теперь работы шли уже не целью улучшить характеристики танку M2A3, а скорее для модернизации Light Tank M2A4. По образцу этого танка на экспериментальной машине было переделано моторное отделение. Двигатель мощностью 250 лошадиных сил в него уместился, но он оказался тяжелее штатного мотора. Это заставило, как и в случае с Light Tank M2A2E3, установить на танк увеличенный ленивец, тем самым удлинив опорную поверхность гусениц.
На испытания переделанный танк, получивший обозначение Light Tank M2A3E3, вышел в январе 1941 года. Переделки подняли его боевую массу до 10 800 кг. По итогам испытаний новый двигатель так и не был принят для использования в лёгких танках. С другой стороны, использованная на Light Tank M2A3E3 ходовая часть практически без изменений пошла на серийный Light Tank M3.
Первый танк в Антарктике
В отличие от Light Tank M2A4, его старшие собратья так и не повоевали. Американские военные трезво оценивали возможности своих пулемётных танков. С другой стороны, говорить о том, что американцы не были готовы к войне, приводя как пример этого лёгкие танки серии M2, совершенно некорректно. Создавались эти машины совсем для другого театра боевых действий, нежели Европа, и они вполне для него подходили. В общей сложности на вооружении американской армии к 1 сентября 1939 года имелось немногим меньше 450 вполне современных лёгких танков, вооружённых крупнокалиберными пулемётами, легко пробивающими противопульную броню.
В то время концепция лёгких быстрых машин была весьма популярна в ряде стран. К примеру, основой танковых сил английской армии к 1 сентября 1939 года были 1002 Light Tank Mk.VI, по всем статьям уступавшие американским машинам. По характеристикам легкие танки семейства M2 ближе всего соответствовали немецким Pz.Kpfw.II, чуть уступая им в огневой мощи и превосходя в мобильности. Стоит напомнить, что Pz.Kpfw.II составляли к 1 сентября 1939 года более 40% от общей численности немецких танков. А ещё 38% составляли Pz.Kpfw.I, в бою против американских машин практически не имевшие никаких шансов.
Уделом американских лёгких машин с пулемётным вооружением стали учения. Многочисленные манёвры, которые проводились американской армией с конца 30-х годов, не обходились без этих танков. Вплоть до 1942 года машины семейства M2 продолжали нести службу. Не повоевав, они послужили другому важному делу. Эти танки стали учебной партой для тысяч американских танкистов. Не менее важно заслугой стало то, что Light Tank M2A1 был отправной точкой при разработке среднего танка T5, позже превратившегося в Medium Tank M2.
Время и активная служба сделали свое дело. Не сохранилось ни одного M2A1, а M2A2 и M2A3 в музеях осталось по одной штуке. «Выжил» также один Light Tank M2A2E3.
На этом можно было закончить повествование, если бы не одно «но». В судьбе Light Tank M2A2 есть один позабытый эпизод, который делает карьеру этого танка уникальной. Дело в том, что это первый и пока последний танк, использовавшийся в Антарктиде. Случилось это в 1939 году, когда адмирал Ричард Берд отправился в свою третью экспедицию. Официально она именовалась United States Antarctic Service Expedition. Известна она во многом благодаря «Снежному Крейсеру», огромному, передовому, но по большому счёту бесполезному аппарату, который застрял через 150 километров пути. На деле история с ним – это всего лишь один из эпизодов экспедиции. Основной её задачей было создание «Восточной базы», находившейся на острове Стонингтон, что в заливе Маргерит, и «Западной базы» (Little America) на леднике Росса. Именно туда и отправились три Light Tank M2A2.
Ещё до отправки в Антарктику танки облегчили, сняв с них вооружение и часть брони. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. На месте с танков сняли и башни, давление на снег снизилось, но эксплуатация показала, что его необходимо снизить ещё на треть. Башни без дела не остались: они пошли на изготовление уширителей для гусеничных лент. Благодаря им танки стали двигаться по рыхлому снегу гораздо увереннее. Также для того, чтобы прекратить забрасывание танка снегом, впереди были установлены расширенные крылья.
Много хлопот доставила и работа агрегатов танка в условиях низких температур. Тем не менее, машины активно использовались на обеих базах в качестве тягачей для саней. В один из выездов танк с грузом 2 тонны на санном прицепе смог преодолеть около полусотни километров, двигаясь на 2-й передаче. Обратно танки в США возвращать не стали. И до наших дней на острове Стонингтон сохранился один Light Tank M2A2.
Источник — https://warspot.ru/7439-dvuglavaya-lyogkost