История Pz.Kpfw.IV Ausf.G, среднего танка, который сдвинул Pz.Kpfw.III с пьедестала самой массовой немецкой боевой машины среднего класса
Окончание Первой мировой войны оказалось во многом недосказанным. То есть классической победы со взятием штурмом столицы противника не случилось, это позже создало огромное количество проблем. Включая и теорию о предательстве, которая, в конечном счете, закончилась приходом к власти нацистов. Такая же недосказанность случилась и с танками. Бои 1919 года с массовым приходом танков нового типа должны были дать ответ, как именно должны развиваться новые боевые машины. Да и не только они — планировалась и самоходная артиллерия. Но боев 1919 года не случилось, а дальше еще и рубанули финансирование. В итоге 20-е и 30-е годы стали временем поиска оптимальных решений. Касалось это и немецкого танкостроения, которое, несмотря на запреты Версальского договора, с 1925 года начало робкие шаги к возрождению. О сложной ситуации у немцев говорит тот факт, что к середине 30-х годов у них образовалось аж два средних танка. Изначально-то был один, но дальше чего получилось, то получилось.
К 1936-37 году так сложилось, что в серию пошло два танка. Для 6-го отдела Департамента Вооружений приоритетным был Z.W. (Pz.Kpfw.III), классический средний танк с 37-мм пушкой. Менее приоритетным оказался средний танк поддержки B.W. (Pz.Kpfw.IV), вооруженный 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра. Если Pz.Kpfw.III планировался самым массовым танком немецкой армии, то у Pz.Kpfw.IV исходно судьба была не самая лучшая. Машина с узкой специализацией и меньшим приоритетом, да еще ее пытались пару раз прикопать (логично, два средних танка — перебор). Но гены A.W.20, предшественника Pz.Kpfw.IV, давали о себе знать. Именно A.W.20 предполагался изначально единственным немецким средним танком. Так получилось, что к началу Второй мировой войны Pz.Kpz.IV стал наиболее массовым немецким средним танком. Больше того, именно его немецкая пехота считала лучшим из имевшихся танков. Примерно такая же ситуация была и во время боев за Францию, хотя тогда Pz.Kpfw.III уже был самым массовым средним танком. В том же статусе «трешка» встретила и начало операции «Барбаросса», но судьба было угодно, чтобы Pz.Kpfw.IV нанес ответный удар.
В январе 1942 был подготовлен проект установки в Pz.Kpfw.IV длинноствольного орудия калибра 75 мм. Данная система, работа по которой началась в ноябре 1941 года, получила позже обозначение 7,5 cm KwK 40 L/43. Создавалась она с баллистикой 75-мм противотанковой пушки Pak 40, но имела иную длину ствола, а также более короткую и толстую гильзу. В начале 1942 года выяснилось, что без переделок шасси орудие ставится только на шасси Pz.Kpfw.IV. По этой причине было решено срочно организовать выпуск «четверок с длинной рукой». Они получили индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, первый такой танк сдали в марте 1942 года, а массовый выпуск пошел с апреля. Данный индекс просуществовал недолго: 5 июня 1942 года последовала команда о переименовании танка в Pz.Kpfw.IV Ausf.G и присвоения обозначения 8.Serie/B.W. Это случилось после того, как был оформлен заказ на выпуск 1400 штук 8.Serie/B.W.. Данная версия стала лучшим танком, которым располагала немецкая армия в 1942 года, он же прервал гегемонию Pz.Kpfw.III.
Окончательно с индексом танка 6-й отдел Департамента Вооружений определился 1 июля 1942 года. Обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 ушло окончательно. Танки с короткоствольными орудиями 7,5 cm KwK L/24 снова стали именовать Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Машины с длинноствольными орудиями 7,5 cm KwK 40 L/43, включая и ранее выпущенные Ausf.F2, переименовали в Pz.Kpfw.IV AUsf.G. Правда, никто не собирался перебивать таблички на ранее выпущенных танках, поэтому в реальности Audf.F2 никуда не делись. Еще больше веселухи для исследователей придает тот факт, что Ausf.F2 и Ausf.G выпуска июня-июля 1942 года отличить между собой невозможно. Что за танк перед вами, можно определить по табличке внутри. Ни форма дульного тормоза, ни какие-то особенности конструкции танка не дадут вам точного ответа. В июне 1942 года с левого борта подбашенной коробки появились штатные крепления для запасных опорных катков. Признак вполне характерный, но есть фото с танками, имеющими такие катки, и с однокамерным дульным тормозом. Ausf.F2 он, или Ausf.G, один только военпред знает.
Можно сказать, что выглядел Pz.Kpfw.IV Ausf.G, скажем так, разнообразно. Связано это оказалось с тем, что те или иные нововведения внедрялись еще на Ausf.F2, но при этом старая конфигурация сохранялась не то, что до лета, но порой и до осени 1942 года. Начинать можно с дульного тормоза, главного, как некоторые считают, отличия Ausf.G. Однокамерный дульный тормоз перестали ставить в сентябре 1942 года, больше того, он попал и на часть модернизированных пушек. 15 августа 1942 года началось производство Pz.Kpfw.IV Ausf.G с 75-мм пушкой KwK 40 L/48. За счет удлинения ствола удалось добиться повышения начальной скорости до 820 м/с, что, соответственно, чуть подняло и бронепробитие.
Самые первые 7,5 cm KwK 40 L/48 получили однокамерный дульный тормоз, уже без него были танки октябрьского выпуска. Другой вопрос, что окончательный переход на двухкамерный дульный тормоз (а появился он еще минимум с июня 1942 года) не означал мгновенного перехода на пушки с длиной ствола 48 калибров. 7,5 cm KwK 43 L/43 и не собиралась уходить, судя по всему, минимум половина из выпущенных в 1942 году танков оснащалась именно такой пушкой. Окончательно же она ушла со сцены только в начале апреля 1943 года. Поэтому даты введения чего-либо по орудиям означали одно: с такого-то момента у танка появилась новая конфигурация. А выпуск танка со старым элементом еще полгода — да не вопрос.
Ровно то же самое можно говорить про детали корпуса и башни. Первые дополнительные броневые листы на лобовой части корпуса, а также подбашенной коробки, появились еще в мае 1942 года, но лишь с ноября их доля установки достигла 50%. Полностью же на усиленную лобовую часть корпуса перешли лишь в январе 1943 года. В апреле 1942 года начался процесс убирания с бортов башни смотровых лючков, но окончательно от них избавились только в октябре. Тогда же окончательно исчез и правый смотровой лючок в лобовом листе башни. С таким же скрипом вводился новый ограничитель антенны, который отводил ее при повороте башни. Появился он еще летом 1942 года, а окончательно его ввели только с ноября.
Фактически только осенью 1942 года Pz.Kpfw.IV Ausf.G стал получать изменения, которые однозначно говорили о том, что перед нами новая версия танка. Одно из наиболее заметных — светотехника. Еще в момент запуска производства Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 впереди осталась только конвойная фара NOTEK. На некоторых танках фары еще встречались, но редко. В сентябре 1942 года впервые были установлены водонепроницаемые фары Bosch, штатно оснащавшиеся съемными крышками для ночной езды. Одновременно исчезал передний конвойный фонарь NOTEK, а на место кормового фонаря ставилась водонепроницаемая конструкция. Такой фонарь имел форму цилиндра. Вот только есть фото танков ноября 1942 года, где «Нотеки» на месте. С октября 1942 года стали ставить блоки дымовых мортирок на бортах башни, но и они вводились не сразу. На танках выпуска ноября 1942 года их могло и не быть. Одним словом, всё сложно.
Все эти изменения, впрочем, не влияли на один момент. Pz.Kpfw.IV Ausf.G являлся, без всяких сомнений, лучшим из немецких танков 1942 года. Это касалось и вооружения, благодаря которому танк мог воевать с КВ-1 на средних дистанциях, и броневой защиты. Последняя достигла пределов загрузки шасси, да и толщина лба башни осталась 50 мм. Толще лоб сделать уже не получалось. Боевая масса достигла 23,6 тонн, впрочем, подвижность машины всё еще оставалась вполне достаточной. Больная идея Книпкампа про гоночные танки оказалась слегка не тем, что требовалось.
Смех ситуации в том, что 6-й отдел Департамента Вооружений продолжал думать о Pz.Kpfw.IV как временном решении. И это очень хорошо, ведь выпуск танка не форсировали аж до конца 1942 года. Лишь в ноябре 1942 года удалось впервые пробить отметку в 100 танков, причем произошло это за счет роста производства на VOMAG и Nibelungenwerk. Всего за второе полугодие было сдано 632 танка из них 155 за декабрь. Рост пошел и за счет Grusonwerk, и за счет других заводов. Nibelungenwerk пока еще не мог выйти на полную мощность, поскольку был занят по программе Pz.Kpfw.Tiger (P). Тем не менее, тенденция к росту выпуска уже стала обретать реальные очертания.
Тенденция к росту выпуска наблюдалась и в первый квартал 1943 года — 163 танка за январь, 171 за февраль и 205 за март. Наверху всё же стали догадываться, что происходит какая-то ерунда. Во-первых, немецкая армия понесла тяжелейшие потери, одних только Pz.Kpfw.III за январь-февраль 1943 года списали 1324 штуки (за тот же период списали 438 Pz.Kpfw.IV). Во-вторых, выпуск Pz.Kpfw.Panther, нового танка, который должен был стать главной немецкой машиной среднего класса, происходил со скрипом. Танки выпуска января-апреля 1943 года пришлось возвращать на заводы и доделывать. Таким образом позиции Pz.Kpfw.IV постепенно упрочнялись. Параллельно машина дорабатывалась и упрощалась. В феврале стали вводить новую командирскую башенку с одностворчатым люком. Также в феврале перестали ставить прибор механика-водителя K.F.F.2 (прибор боевого вождения), но, опять же, какие-то танки получали его и в марте 1942 года. Также стоит упомянуть Winterketten, расширенные траки, но это скорее дополнительное оборудование.
Постепенно объем изменений достиг такого объема, что было решено вводить танк новой серии — 9.Serie/B.W., он же Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Первые танки данной версии появились в июне 1943 года, это почти совпало со взрывным ростом объема выпуска. Случился он чуть раньше — в мае 1943, причиной стало то, что Nibelungenwerk смог приступить к полноценному выпуску Pz.Kpfw.IV. За апрель сдали 213 таких танков, из них на долю Nibelungenwerk пришлось 60 штук. В мае же удалось сдать 272 штуки, из них Nibelungenwerk сдал 115. Наконец, в июне 1943 года сдали 253 танка, из них 120 из Австрии. С апреля ввели бортовые экраны (с мая их стали ставить и на ранее выпущенные машины), тогда же появились дополнительные воздушные фильтры, которые вывели на правый борт. С мая 1943 года антенный порт перенесли на левый задний угол корпуса, теперь он стал не складным. Наконец, под самый конец выпуска дополнительную защиту лба подбашенной коробки стали прикручивать на болтах.
Всего с июля 1942 по июнь 1943 года было сдано 1909 Pz.Kpfw.IV. В июле 1943 года случилось важное событие — Pz.Kpfw.IV стал самым массовым немецким танком из тех, что находились в войсках. Больше было только StuG 40, да и то, они самыми массовыми гусеничными боевыми машинами немецкой армии стали не сразу. Летом 1943 года Pz.Kpfw.IV стал рабочей лошадкой немецкой армии. Правда, танк часто отодвигают на второй план, вспоминая «зверинец». Между тем, реально именно «четверки» стали главными оппонентами. Именно им приходилось решать основные задачи.
Можно сказать, что немецкие военные слишком поздно прозрели насчет Pz.Kpfw.IV. Да и прозрели ли — хороший вопрос. Выпускали танк не самые важные, с токи зрения танкостроения, заводы, это уже потом Nibelungenwerk раскочегарился по полной программе. А пока наверху думали, когда они снимут с производства «четверку». При этом именно Pz.Kpfw.IV был той рабочей лошадкой, которая оказалась оптимальной. Но до немцев это явно не дошло, история того, как они несколько раз пытались снять Pz.Kpfw.IV с производства, ярчайший тому пример. Самым массовым танком немецкой армии «четверка» стала вопреки. При этом прослужили эти танки аж до начала 70-х.
Всего до наших дней дожило около десятка Pz.Kpfw.IV Ausf.G, из них несколько на ходу. В том числе и танк из коллекции парка «Патриот». В музеях, где они находятся, эти машины выполняют роль «рабочих лошадок». Как и в жизни, они не играют первых ролей. Такая уж судьба.
Список источников:
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- РГАКФД
- eBay
- Фотоархив автора