Юрий Пашолок. Лучший из полугусеничных истребителей танков
История 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8), истребителя ДОТ-ов, ставшего истребителем танков.
Одним из достижений немецкой военной промышленности межвоенного периода стали полугусеничные тягачи. Заниматься подобными машинами немцы начали еще в годы Первой мировой войны, но до определенной поры (точнее, до начала 30-х годов) общая концепция мало чем отличалась от общемировых тенденций. То есть фактически это был колесный автомобиль с гусеничной тележкой. Существовали и колесно-гусеничные варианты, то есть с опускаемым колесным ходом. Экспериментировали и со съемными гусеничными лентами (что-то похоже позже можно было увидеть на ЗИС-33), но получалось немного не то. Ситуация стала меняться в начале 30-х годов, когда за проектирование полугусеничных тягачей взялся Генрих Книпкамп. Собственно говоря, он стоял и за предыдущими экспериментами, являясь весьма влиятельной фигурой в 6-м отделе Департамента Вооружений. Данная организация отвечала за разработку бронетанковой техники, а также за моторизацию немецкой армии. К 1933 году стало очевидно, что разработку тягачей для немецкой армии надо брать под общее руководство, а заодно и создать универсальную схему. Ей и занялся Книпкамп. В результате получился совершенно иной тип погулусеничного автомобиля, гораздо более удачный, нежели предшественники. Главным отличием нового типа шасси было то, что это не, грубо говоря, грузовик с гусеничной тележкой, а гусеничное шасси, имеющее удлиненную раму и пару колес впереди. Колеса эти выполняли две функции — удлинение опорной поверхности, а также управление по дороге. При этом то самое гусеничное шасси также участвовало в поворотах. Само по себе шасси также оказалось примечательным: оно отличалось опорными катками большого диаметра, размещенными в шахматном порядке, а также сложными по конструкции траками с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Такая конструкция обеспечивала возможность двигаться на высокой скорости, хорошо себя показали эти шасси и на тяжелом бездорожье.
Довольно быстро стало понятно, что конструкция Книпкампа получилась очень удачной. Что не менее важно, ее можно было отмасштабировать для тягачей разного типа, от 1-тонных до могучих 18-тонных. Таким образом немецкая армия решала проблему механизации артиллерии, в том числе тяжелого типа. Среди тех, кто производил тяжелые типы полугусеничных тягачей, оказалась и Daimler-Benz. Поначалу она пыталась решать вопрос своими силами, так появился тяжелый тягач ZD 5. Но машина получилась не особо удачной, посему к 1934 году появилась модель, созданная при участии Книпкампа — DB s7. Далее последовали улучшенные версии машины, но известны они под общим индексом Sd.Kfz.8. Изначально на машине стоял 8-литровый мотор Maybach D.S.O.8 мощностью 150 лошадиных сил, но с версии DB 9 пошла другая силовая установка — Maybach HL 85, объемом 8,5 литров и мощностью 185 лошадиных сил. Ближайшим аналогом, с точки зрения функциональных возможностей, был советский тягач «Коминтерн». Так вот, Sd.Kfz.8, при большей на 4 тонны массе, развивал максимальную скорость 50 км/ч, на 20 км/ч больше советского гусеничного аналога. С точки зрения проходимости Sd.Kfz.8 выглядел ничуть не хуже советского аналога.
Основным предназначением данной машины являлась перевозка тяжелой артиллерии. Перевозилась она на скорости до 35 км/ч, это очень приличный показатель. Впрочем, был в жизни Sd.Kfz.8 и эпизод, который и стал темой данного материала. То, что полугусеничное шасси довольно быстро станет объектом пристального внимания с точки зрения создания на его базе самоходной артиллерии, было очевидно. Первые САУ на полугусеничных шасси появились еще в годы Первой мировой войны, а в Рейхсвере подумывали о создании полугусеничных САУ с орудиями калибра 37 и 77 мм. Позже эти идеи трансформировались в концепцию скоростных полугусеничных истребителей танков, имевших башню кругового вращения и скорость 60-70 км/ч. Правда, речь шла о шасси 3-тонных и 5-тонных тягачей, даже 8-тонный Sd.Kfz.7 был для таких целей слишком большой. Тем не менее, в 1938 году шасси Sd.Kfz.8 понадобилось именно как носитель тяжелой артиллерии. Причиной тому стали новые требования со стороны генерал-полковника Вальтера фон Браухича. 4 февраля 1938 года он новым главнокомандующим немецкими сухопутными войсками. Назначение фон Браухича оказалось одним из пунктов расчистки для нацистов пути к большой войне. Устранив силы в руководстве немецкой армии, выступавшие против военной экспансии, Гитлер дал понять — его планы начинают претворяться в жизнь. Времени для раскачки у немецкой армии не осталось, посему многие процессы стали носить очень быстрый характер. Это потом сильно аукнулось с точки зрения общей готовности по ряду направлений, но людей вроде Гитлера и его приспешников подобное мало интересовало.
Интерес к полугусеничным шасси со стороны фон Браухича имел сугубо практический характер. Грядущая война требовала средства для борьбы с вражескими укреплениями, а их хватало с лихвой. Это французская Линия Мажино, чехословацкая Линия Бенеша и бельгийская Линия КВ, или Линия Диль. Для борьбы с данными линиями обороны требовались мощные орудия, одним из оптимальных вариантов оказалась 88-мм зенитка Flak 18. Данная система была массовым явлением в немецкой армии (2313 штук к концу 1938 года), кроме того, выдающиеся характеристики вполне позволяли использовать 8.8 cm Flak 18 как средство борьбы с наземными целями. В 1938 году орудие перевели в разряд систем «двойного» назначения, одновременно введя в боекомплект бронебойный боеприпас. Оставалась самая малость — придать орудию высокую мобильность. Дело в том, что боевая масса Flak 18 составляла 5150 кг, а в походном положении она возрастала до 7450 кг. Решение проблемы было решено вести по двум направлениям. Первое, самое простое — создание специальной версии 8.8 cm Flak 18, известной также как Bunkerknacker, а также полубронированной версии тягача Sd.Kfz.7. Второе направление выглядело более интересным, хотя и более сложным. Предполагалось ту же самую зенитную систему взгромоздить на шасси Sd.Kfz.8. Такое решение имело ряд плюсов, главный из которых состоял в том, что время приведения в боевое положение существенно снижалось. Кстати говоря, к этому варианту «истребителя ДОТ-ов» проявлял интерес и Гитлер, поскольку для своих задач он подходил куда лучше.
Работы по машине, позже получившей обозначение 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8), начались летом 1938 года. К ним привлекли Фердинанда Порше, у которого был долгий и плодотворный период сотрудничества с Daimler-Benz. Даже в статусе главы независимой Porsche K.G. он частенько сотрудничал с Daimler-Benz, благо что штаб-квартиры обеих компаний находились в Штутгарте. В случае с «истребителями ДОТ-ов» Порше выступал как эксперт. 16 августа 1938 года на заводе Daimler-Benz werk 40 (Берлин) прошло совещание, в ходе которого обсуждались проекты обеих версий механизации Flak 18. Порше достаточно скептически отнесся к идее «самоходного лафета», причем на то имелись основания. Дело в том, что любое шасси имеет пределы нагрузки, а у 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) дело с этим обстояли не очень. Доработанное под САУ шасси DB I 8 имело массу 10 тонн, а боевая масса Sd.Kfz.8 составляла 14, максимум 15 тонн. Так вот, согласно проекту самоход имел боевую массу 17 тонн. Итого перегруз шасси в 2 тонны, кроме того, удельная мощность весьма существенно снизилась. Машина получалась слишком высокой, причем без переделок ни о каком снижении речь не шла. Если высота линии огня составляла 2800 мм, можно прикинуть общую высоту. При этом броневая защита предполагалась противопульной. Одним словом, получалась большая мишень.
Скепсис Порше, впрочем, мало что решал. Требовалось срочное решение вопроса, так что работы по 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) никто останавливать не собирался. Согласно изначальному плану, предполагалось сдать 30 машин данного типа. Фактический объем выпуска оказался скромнее — всего 10 штук, это была установочная партия, которую сдавали в конце ноября 1938 года. Отчасти решение о сокращении выпуска было связано с тем, что лучшими истребителями Линии Бенеша оказались Эдуар Даладье и Невилл Чемберлен. Судеты достались немцам без единого выстрела, в результате вместо 50 Bunkerknacker сдали 33 штуки, а полубронированных тягачей Gepanzerter 8t Zugkraftwagen еще меньше — около 25 штук. В таких условиях выполнение Daibler-Benz werk 40 контракта на 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) в полном объеме во многом лишалось смысла.
Истребитель ДОТ-ов на шасси Sd.Kfz.8 имел достаточно простую конструкцию. С целью снижения и так запредельной для шасси массы бронированной сделали только кабину и моторной отсек, а также основную укладку на 18 патронов, которая размещалась в кормовой части шасси. В центральной части машины организовали боевое отделение, по сути платформу безо всякой дополнительной защиты. Собственно говоря, с лобовой части боевое отделение и так было прикрыто кабиной, плюс имелся развитый орудийный щит. Качающаяся часть 8.8 cm Flak 18 почти полностью повторяла орудие Bunkerknacker. С правой стороны от орудия крепилась укладка первой очереди на 6 патронов, итого 24 штуки на всю машину, мягко говоря, слегка маловато. В виду специфичной боевой задачи орудие потеряло функции зенитного, поскольку угол вертикального возвышения снизился до 15 градусов. Изначально угол снижения собирались увеличить до -4 градусов, но в реальности он составил -3 градуса. Переделали место размещения наводчика и механизмы наводки. В отличие от Bunkerknacker, платформу для расчета с правой стороны делать не стали, поскольку в этом не имелось никакой нужды. Экипаж составил всего четыре человека — механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. Из них комфортно себя чувствовал только мехвод, остальные сидели как придется. Одним словом, типовой эрзац.
Надо сказать, что судьба поиздевалась над 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) еще сильнее, нежели с буксируемой версией «истребителя бункеров». Если Bunkerknacker и Gepanzerter 8t Zugkraftwagen хотя бы формально попали в те части, что должны были бороться с ДОТ-ами, то версия на шасси Sd.Kfz.8 ждала совсем другая судьба. Их направили в 8-й противотанковый дивизион (до 26 августа 1939 года именовался Panzerabwehr-Ersatz-Abteilung 8, далее Panzerjäger Abteilung 8). Надо сказать, что поначалу командир первой батареи (туда попали все 10 самоходок) был настроен скептически, но всё изменилось по результатам боев в Польше. Согласно имеющимся документам, машины гоняли в хвост и в гриву, за 21 день они накатали 6000 километров ( то есть в среднем 286 километров в день). Собственно говоря, самоходка на гусеничной базе при таком километраже уже должна была два раза развалиться. Не исключено, что именно после применения 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) в Польше и так резко активизировались работы по немецким САУ. С ухмылкой можно заметить, что военные всех стран мира внезапно для себя обнаруживали, что время применения в боевое положение САУ оказалось на порядок меньше, чем в случае с буксируемой системой (ну кто бы мог подумать). Формально истребители ДОТ-ов записали в истребители танков, но на самом деле они выполняли роль пожарной команды. Машины делали 2-3 выстрела и делали ноги, пока польские артиллеристы готовились накрыть их позицию.
По итогам кампании в Польше была произведена реорганизация первой батареи, в ходе которой ей оставили 6 машин (типовая штатная единица). В таком виде 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) принимали участие во время боев за Францию. Одним из наиболее ярких эпизодов стало сражение за Шемери 14 мая 1940 года. Здесь, поддерживая 1-ю танковую дивизию, машины приняли участие в отражении атаки FCM 36 из состава 7-го BCC (7-й танковый батальон). Правда, ярким эпизод стал в виду действий немецкой авиации. Дело в том, что две 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8 стали жертвой дружественного огня, причем велся он с неба. Проще говоря, на самоходки разгрузились Junkers 87, не разобравшись, кто тут француз, а кто нет. В целом эти машины снова показали себя как эффективное средство поддержки. Опять же, являясь официально истребителем танков, чаще приходилось применять данные машины как средство поддержки. И в этом качестве машина вновь показала себя как эффективное средство с минимально необходимым временем для подготовки к огню.
Казалось бы, итоги двух кампаний явно показывали, что машина удалась. Да, она получилась немного перегруженной, но вполне подвижной, даже еще и с выдающимися результатами боевого применения. При такой ситуации самое время разворачивать выпуск дополнительной серии, потому как необходимость тяжелых истребителей танков была очевидна. К счастью, немецкое командование часто любило совершать поступки, которые не поддавались логике. Вместо запуска 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) в крупную серию наверху подумали, еще подумали, и решили заказать разработку чисто гусеничного истребителя танков Pz.Sfl.IVc. Машину эту они так и не получили (в том виде, что заказывали), а итогом стало создание Nashorn, появившейся на фронте летом 1943 года. Грустно и смешно, что немецкие военные так и не додумались до очевидного факта: вместо истребителя бункеров они получили хороший истребитель танков. В отличие от тех самых «полугусеничных шнельбутов», которые, по их заказу, с муками рожали во второй половине 30-х годов.
То, что машина получилась крайне опасной, показали события лета 1941 года. К моменту начала Великой Отечественной войны 1-я батарея Pz.Jg.Abt.8 находилась в подчинении 7-й танковой дивизии. С ней она воевала во время отражения советского контрудара под Витебском. Здесь немецкие истребители отбили атаку 14-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса. На свой счет немцы записали 34 уничтоженных танка, даже с учетом завышенных результатов (и того, что ответным огнем 2 САУ было уничтожено), это всё равно впечатляет. Фактически это были самые результативные немецкие самоходки того периода. И это большое счастье, что немецкое командование не догадалось их запустить в крупную серию. В дальнейшем потери были восполнены за счет двух оставшихся в резерве самоходов. Далее 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) отличились под Великими Луками, продолжая воевать до начала 1942 года.
29 января 1942 года подразделение переименовали в 601-ю батарею истребителей танков (Pz.Jg.Kp.601). Далее, к июню 1942 года, 5 оставшихся в строю машин определили в 3-ю батарею 559-го дивизиона истребителя танков. Самое интересное, что дополнением к данным машинам прислали две опытные самоходки Pz.Slf.Ic. За август 1942 года батарея безвозвратно потеряла 2 машины данного типа, в строю оставалось 3 (в рабочем состоянии 2). Окончательно 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) исчезли только в марте 1943 года. Для эрзац-машины, которую создали в спешке, очень достойный результат. Можно только удивляться тому, насколько немецкие военные не осознали своего счастья. В погоне за призрачными «самоходными лафетами» с гусеничными шасси они не разглядели реальную удачу. Попили крови эти самоходки немало, а ведь немцы могли их выпускать десятками и сотнями. Ибо шасси-то как раз не являлось дефицитным.
Источники:
-
-
- Dreaded Thread: The 8.8 cm Flak 18/36/37 in the Anti-Tank Role, Thomas L.Jentz, Panzer Tracts, 2001
- History of the Panzerjager Vol.1. Origins and Evolution 1939–1942, Thomas Anderspon, Osprey Publishing, 2018
-