Юрий Пашолок. Лучше поздно, чем никогда
Колесные новинки международного военно-технического форума «Армия-2023» с установленным бронированием
История очень часто любит развиваться по спирали. Многое из того, что становится актуальным в затяжных военных конфликтах, является хорошо забытым старым. Сколько бы не призывали учиться на чужих ошибках, всё равно персональные грабли ждут своих естествоиспытателей. В полной мере это касается защиты военной техники, особенно колесной. Ни один конфликт не обходится без импровизированных образцов бронетехники, причем изготовляют ее даже самые обеспеченные армии мира. Такова жизнь.
Колесная техника на международном военно-техническом форуме «Армия-2023» была представлена весьма широко. Более десятка новых образцов — это действительно немало. Но это без учета новинок другого плана. СВО выявила острую необходимость в защите грузовиков и другой техники, нередко экипажи действуют по принципу «помоги себе сам». На прошлогодней «Армии» уже показывались ответы промышленности на острую необходимость в блиндировании. Нынешний год оказался еще более урожайным на подобные разработки. О них сегодня и поговорим.
Исторически сложилось, что типовым бронированным грузовиком отечественного производства представляется Урал-4320. Но в этом году фаворитом оказался отнюдь не производитель из Миасса. Первую скрипку играл стенд КамАЗ-а, который неожиданно «выстрелил» целой плеядой бронированных грузовиков. Помимо семейства КамАЗ 5385, о которых рассказывалось в предыдущем материале, на стенде были и более привычные модели. Например, четырехосный грузовик КамАЗ-6350.
Присутствовал на стенде и более привычный трехосный КамАЗ-5350 «Мустанг», также получивший бронированную кабину. Ее сделали унифицированной с кабиной для четырехосной машиной. Впрочем, одинаковыми бронированные кабины не были. В случае с «Мустангом» установили дополнительные элементы защиты, аналогичные тем, что поставили на АМН-БПВ 4Х4. В их числе и бортовые экраны, и защиту от беспилотников сверху.
На этом ассортимент бронированных кабин не ограничивался. За грузовиками КамАЗ представлял дополнительные предложения, созданные для модернизации уже выпущенных грузовиков. Интересно, что они отличались от кабин, которые стояли на упомянутых ранее моделях. При этом в Набережных Челнах поступили крайне разумно, предложив широкую гамму моделей. В первом случае предлагалась кабина, чья защита близка к бронекабинам на шасси КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350. Такая кабина поставляется уже готовой и ставится на имеющееся шасси.
Есть, впрочем, один момент, который часто не учитывается. Отсутствие бронированных кабин во многом связан с тем, что они имеют ряд недостатков в мирной жизни. Это и снижение обзорности, и повышенная нагрузка на шасси, и снижение грузоподъемности. Поэтому актуальным решением является установка съемных комплектов броневых листов. Как раз такой комплект был вторым предложением на стенде КамАЗ. Монтируется он на обычной кабине, позже можно его снять и вернуть грузовик в базовую конфигурацию.
Бронированные КамАЗ-ы присутствовали не только на стенде производителя. Их можно было видеть и в экспозиции автомобильных войск. Причем, как и на стенде КамАЗ-а, представлялось два варианта исполнения. Первый из них сильно напоминал специальную бронированную кабину, но уже не стоявшую отдельно, а установленную на грузовик КамАЗ-6350. Помимо кабины, данный вариант исполнения подразумевает и защиту топливных баков, схожее исполнение можно видеть у «заводского» КамАЗ-6350.
Второй вариант бронирования, установленный на КамАЗ-53501, был «обратимым». То есть это не полностью новая кабина, а навесные элементы, которые крепятся к штатной кабине. Данный вариант отличался от того, что предлагался на КамАЗ. Бронирование отчасти скрытое, то есть находится внутри кабины. В этом есть свой смысл. Например, в таком виде водитель может отодвинуть «форточку», благодаря чему с обзорностью дела становятся уже не столь тоскливыми.
«Урал», как уже говорилось, в этом году как-то не особо радовал новинками. В Миассе решили пойти по иному пути. На стенде представили два варианта исполнения кабин — небронированная и бронированная. Они друг на друга похожи, разница исключительно в специфике исполнения. Обе кабины можно ставить на широкую гамму шасси. При этом на «Урале» почему-то обошли тему бронирования кабин уже имеющихся грузовиков семейства Урал-4320. В Набережных Челнах на сей раз поступили более разумно, особенно что касается вариантов с навесной броней.
Бронированные «Уралы», впрочем, на «Армии-2023» всё же присутствовали. Речь идет о бронированной машине Федерал-91В от московского ОКБ «Техника». Это продолжение линейки бронированных грузовиков «Федерал», которые уже довольно давно эксплуатируются различными силовыми структурами. Разница в том, что это уже не просто бронированный грузовик, а машина специального назначения. Между тем, интересно, чем закончилась история с бронированной кабиной для КамАЗ, которую показывало ОКБ Техника в прошлом году. Актуальности данная разработка не утратила.
Навесная броневая защита появилась и на бронемашине «Тигр». Различные импровизации стали делать на фронте, в результате возникла идея возглавить данный процесс. Результатом стал комплект, который можно было видеть на двух бронемашинах семейства. Выглядит он может и неказисто, но появился не просто так. Важным моментом является то, что вся эта навеска обратима, то есть ее можно снять. Тем самым устраняется одна из ключевых проблем подобных изделий — невозможность нормально обслуживать машину.
Напоследок стоит упомянуть продукцию фирмы «Швабе» из Нижнего Новгорода. Там изготовляют мобилизационные версии автомобилей ВАЗ. На «Армии-2023» представляли грузопассажирскую машину, изготовленную на базе пикапа «Нива». Вместе с тем, только легковыми машинами продукция «Швабе» не ограничивается. Занимаются там и «Уралами», которые также получают комплекты навесной защиты.
В целом можно заметить положительную тенденцию. Предложений по защите машин появилось больше, а главное, они отличаются разнообразием. С форума почти пропали непонятные изделия, изготовленные на коленке. Зато всё больше появляется разработок, которые базируются на опыте боевых действий. Что вполне логично, не исключено, что в следующем году будет еще большее разнообразие.
источник: https://dzen.ru/a/ZOh7co-gdQiWdwnS