Юрий Пашолок. Литовская неудача ČKD
Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным
Окончание Первой мировой войны сопровождалось рядом процессов на политической карте мира. С нее исчезло три империи — Австро-Венгрия, Османская Империя, а также Российская Империя. На их месте образовался целый ряд независимых государств. На месте бывшей Российской Империи образовался СССР, но часть государств в него уже не вошла. Касается это и Прибалтики — Эстонии, Латвии и Литвы. Довольно быстро эти страны обзавелись не только регулярными армиями, но и танками. Не стала исключением и Литва. В 1923 году литовцы приобрели партию из 12 французских легких танков Renault FT. Можно сказать, что для обеих стран сделка была взаимовыгодная. С одной стороны, Литва получила на вооружение первые танки, в дополнение к имевшимся броневикам. С другой стороны, французы смогли избавиться от еще дюжины устаревающих танков, которые для них были чем-то вроде чемодана без ручки. Резать, как это сделали англичане со своими «ромбами», жалко, да и вполне удачные машины, но при этом уже порядком устаревшие. В Литве эти танки приспособили под пулеметы MG 08 (Sunkusis kulkosvaidis MG 08). Структурно их ввели в состав 1-й роты бронеотряда литовской армии.
Как и в других странах, довольно быстро возникли проблемы, связанные, прежде всего, с подвижностью. Она была у Renault FT, мягко говоря, не выдающейся. Естественно, до определенной поры литовским военным приходилось мириться с наличием устаревающего танка. Мало того, что у небогатой страны для чего-то получше не было денег, так еще и предложение отсутствовало. К тому же и местность в Литва оказалась специфичной. Даже машину типа Vickers Mk.E выдержать мог не каждый литовский мост, посему появившийся в конце 20-х годов Vickers Mk.E не годился. Да и получился он довольно дорогой. Решение проблемы появилось в первой половине 30-х годов. К 1933 году в линейке «коммерческих» танков Vickers-Armstrongs появилась машина, которая более известна как Vickers 4-tonner, или «Виккерс 4-тонный». Он стал прямым развитием идеи «патрульного танка», который базировался на шасси танкетки Carden-Loyd. Иногда «Виккерс 4-тонный» называют танкеткой, но это не так. Да, он был развитием идей танкетки, но на самом деле речь шла о полноценном танке, который обладал весьма выдающимися данными. При боевой массе около 4 тонн он оснащался 88-сильным мотором Meadows, благодаря чему обеспечивалась впечатляющая удельная мощность. Да и скорость больше 60 км/ч — это очень прилично. Броня толщиной до 9 мм обеспечивала защиту от винтовочных пуль на дистанции 400-500 метров, маловато, но для танка-разведчика вполне. Пулеметного вооружения вполне хватало для функций разведки и, при необходимости, поддержки пехоты. На разработку Vickers-Armstrongs клюнул целый ряд стран, в том числе и Литва. Причины очевидны — достаточно бюджетно, отлично подходит для местного региона, еще и быстрый. В 1934 году литовское правительство заключило соглашение о поставке 16 таких танков. Иногда их именуют как VCL M1933, но на самом деле индекс довольно условный. Под одним и тем же обозначением скрывались немного отличающиеся друг от друга машины. Литовские «4-тонники» правильнее называть M1934, по крайней мере, они соответствуют именно такой конфигурации. Данные танки поступили на вооружение 2-й роты. Вместе с тем, к тому времени литовцы подумывали о чем-то более совершенном.
В 1935 году чехословацкая компания ČKD внезапно ворвалась на экспортный рынок бронетанковой техники. 14 мая 1935 года иранская закупочная подписала соглашение о закупке 30 танкеток AH-IV и 26 легких танков TNH. В сентябре того же года, после демонстрации опытных образцов иранской комиссии та изменила контракт в сторону увеличения — до 50 Praga AH-IV и 50 Praga TNH. Новость о том, что в Чехословакии строят качественные, вполне бюджетные, а также обладающие приличными характеристиками танки быстро разнеслась по Европе. Первыми среагировали литовские военные. 28 декабря 1935 года на ČKD прибыло письмо из литовского Министерства Обороны. В письме указывались тактико-технические требования на танки, которые они хотели получить на вооружение 3-й роты. Их также предполагалось 16 штук, и поначалу чехословацкую компанию они удивили. Дело в том, что литовские военные хотели танк массой 5 тонн, броневую защиту, достигавшую 13 мм, максимальную скорость 50 км/ч. 12 танков предполагалось вооружить 20-мм автоматическими пушками Oerlikon, оставшиеся получали станковые пулеметы Vickers. Странными эти требования кажутся только в случае, если не знать, что как раз в это время для литовской армии строились 4-тонные танки VCL M1934. То есть имелось пожелание получить что-то подобное, но с полноценной противопульной броней, а также автоматической пушкой, способной такую броню прогрызать.
В ответ на предложение литовского Министерства Обороны, которое требовало ответа к середине января 1936 года, ČKD выслала спецификацию на танкетку AH-IV. Но при этом начались прощупывание почвы при помощи Альгирдаса Слисорайтиса, офицера литовской армии и одного из командиров военизированной организации «Железный Волк». Через него выяснились подробности насчет сделки с Vickers-Armstrongs и то, что литовские военные обсуждали с английской компанией похожий контракт. На тот момент договориться не удалось, так что в ноябре 1936 года появились требования на новый танк — уже массой 9 тонн. А вот в таком диапазоне ČKD уже было что показать. В декабре 1936 года литовская делегация прибыла в Прагу. Ей продемонстрировали P-II (LT vz.34), наиболее близкий к требованиям, а также опытный танк P-II-a, который чехословацкую армию не устроил, но при этом часто использовавшийся как демонстратор для зарубежных делегаций. Также провели тесты брони в Кладно. Это стало причиной того, что литовские военные всерьёз стали рассматривать танки ČKD как наиболее подходящий для себя вариант.
В январе 1937 года спецификацию уточнили: поскольку 9-тонный танк не позволял, по весовым характеристикам, использовать ряд местных мостов, весовую планку снизили до 5-6 тонн. В Праге закипела работа, уже к началу февраля 1937 года был готов ответ ČKD. Литовской стороне предложили немного доработанный проект Praga TNH, который изначально именовался как Praga TNH-L. По сути тот же «иранский» TNH, но с переносом трансмиссии в кормовую часть. Силовая установка (в двух вариантах — с воздушным и водяным охлаждением) ставилась под наклоном, дабы более рационально использовать пространство моторного отделения. За счет перекомпоновки моторного (уже моторно-трансмиссионного) отделения боевое отделение удалось подвинуть немного назад, а общая длина корпуса снизилась с 4505 до 4105 мм. Также танк был на 10 см уже, а броневая защита лобовой части выросла до 25 мм. Соответственно, вместо 37-мм танковой пушки ставилась требуемая заказчиком 20-мм автоматическая пушка Oerlikon. Также была возможна установка и 37-мм полуавтоматической пушки Škoda A 4 Beta. За счет всех этих метаморфоз масса машины снизилась до 7 тонн. По большому счету, получился промежуточный танк между AH-IV и TNH. Поэтому вскоре индекс TNH-L вычеркнули, а вместо него появился новый — Praga LTL.
26 мая 1937 года было подписано соглашение о поставке 21 танка Praga LTL. Стоимость машины оценивалась в 570000 чехословацких крон. Надо сказать, что спецификация литовской стороны продолжала ставить ČKD в крайне сложное положение. Дело в том, что боевую массу оценивали в 5,6 тонн, а в нее полноценный танк никак не вписывался. Согласно условиям договора, выход на испытания первого опытного образца Praga LTL предполагался не позднее, чем через 7 месяцев, то есть к январю 1938 года. При этом нельзя сказать, что литовская сторона понимала суть проблемы, а также куда-то торопилась. Причина такого поведения вполне объяснима: в 1937 году прибыла партия из 16 VCL M1936, по большому счету то же самое, что и более ранние M1934. Этими танками укомплектовали 3-ю роту, а заказанными у ČKD танками собирались заменить Renault FT. Надо сказать, что с литовскими «Виккерсами» периодически возникают ошибки, поскольку исследователи путают Латвию с Литвой. Дело в том, что латвийская армия тоже приобрела партию из аналогичных танков, их них 4 относились к модели M1937, с 40-мм пушками. Вот эти самые пушечные танки иногда приписывают к литовским машинам, хотя там имелись только пулеметные танки. Да и по мелочам литовские с латвийскими танками отличаются. Так или иначе, но сильно торопиться литовской стороне уже не требовалось, а вот ČKD упорно пыталась вписаться в требования. Впрочем, этого так и не получилось.
В финальной конфигурации опытный образец Praga LTL был готов к 14 апреля 1938 года. Отчасти задержка оказалась связана с поставкой вооружения. Литовская сторона также не торопилась: комиссия с их стороны прибыла только 4 мая. Боевая масса машины составила 7200 кг, это оказалось на 1,5 тонны больше требований, но теперь это литовскую сторону не беспокоило. Возможно потому, что предложение ČKD выглядело крайне заманчиво. Оснащенная 125-сильным мотором от танка-амфибии Praga F-IV машина развила скорость 54 км/ч. Это лишь ненамного меньше, чем VCL M1934/M1936, вот только по всем остальным параметрам английская машина смотрелась откровенно убого. Чехословацкий танк, как и требовала спецификация, получил 20-мм автоматическую пушу Oerlikon, а также два пулемета MG 08. Лобовая часть корпуса и башни имела толщину 25 мм, что вполне надежно защищало от огня своего же вооружения. Поначалу танк преследовали различные механические поломки, включая и выход из строя коробки передач, но с учетом того, что конструкция была во многом новая, это вполне ожидаемо. Тем не менее, к 29 августа 1938 года танк окончательно был готов к приемке.
После официальной процедуры приёмки литовская делегация уехала в Каунас, а ходовые испытания Praga LTL продолжились. Всего машина преодолела около 3,5 тысяч километров. Но уже в этот момент на ČKD стали догадываться — что-то идет не так. Такая неспешность вызывала кучу вопросов, поскольку ни один другой клиент так себя не вел. И действительно — позже ČKD ждало две новости, хорошая и плохая. Хорошая — литовская сторона всё еще хочет танки. Плохая — в другой конфигурации. Дело в том, что пока литовцы раздумывали о танке для себя, у чехословацкой компании образовалось еще два клиента — Перу и Швейцария. И вот швейцарский вариант литовской стороне приглянулся больше. В случае с литовской стороной именовался он как Praga LLT. Ну а Praga LTL превращался в демонстратор. Танк прибыла в Литву, где в период с 26 января по 11 марта 1939 года накатал 1474 километра. Танком заинтересовались Латвия и Эстония, но как-то поздновато. К 15 марта Praga LTL уже находился в Чехословакии, где он достался немцам. Для них позже подготовили описание машины, но интереса она не представляла.
По итогам всей этой истории можно сказать, что затея с Praga LTL превратилась в какой-то фарс. Заказчик выдавал требования, которые изначально были невыполнимыми, при этом и не особо торопясь. Надо отметить, что одновременно литовские военные приценивались и к шведскому танку-разведчику Landsverk L-120, но довольно быстро потеряли интерес. Дорого, да еще и чехословацкое предложение выглядело гораздо интереснее. То, что сами шведы позже предпочли чехословацкие танкетки AH-IV-Sv (Strv m.37), а не Landsvertk L-120, о многом говорит. Но само поведение литовских военных вызывает откровенное недоумение. За то время, что они думали, ČKD успела воспользоваться наработками по Praga LTL и поставить аналогичные машины в Перу и Швейцарию. Как-то там военные думали быстрее. Ну а тот самый Praga LLT, о котором литовские военные надумали к 1939 году, превратился в LT vz.40, уже для Словакии. Но это немного другая история.
Список источников:
-
-
- Архив ČKD
- Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- tankfront.ru
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/litovskaia-neudacha-kd-60602b4d973e17400a74c234