Юрий Пашолок. Легкий японец времен Второй мировой войны из Черноголовки

2

Рассказ о японском легком танке Тип 95 Ха-Го из коллекции Военно-Технического Музея Славы

Бронетанковая техника Японии в период с конца 20-х годов и до конца Второй мировой войны, что называется, варилась в собственном соку. Связано это оказалось как с успехами собственного танкостроения, так и пониманием — заграница ничем помочь не могла. Ни английские, ни французские танки не могли удовлетворить полностью требования японского военного командования. Это привело к появлению самобытных танков, которые сложно с чем-то еще перепутать. Не без концептуальных заимствований, но танки у японцев получились оригинальными.

На "Моторах Войны" в 2012 году

На «Моторах Войны» в 2012 году

Самым массовым танком японской армии в годы Второй мировой войны стал легкий танк Тип 95, он же Ха-Го. Наряду со средним танком Тип 97 Чи-Ха/Шинхото Чи-Ха, он стал рабочей лошадкой японской армии. Сохранилось их несколько десятков, а вот ездящих экземпляров — всего несколько штук. Комплектными из них являются меньшинство, так что приходится выкручиваться. Один из примеров тому — танк, находящийся в коллекции Военно-Технического Музея Славы. Ходовой, но с нюансами.

Тогда же он участвовал в реконструкции

Тогда же он участвовал в реконструкции

Подобно прямому предшественнику, «бронемашине» Тип 92, легкий танк Тип 95 создавался по концепции, когда в башне был один человек, а в корпусе два. Эта, несколько странная концепция, в своё время она продвигалась французами (таким предполагался Renault VO, который, к слову, предлагался Японии на экспорт). На бронемашине (на самом деле это был кавалерийский танк) Тип 92 концепцию приняли в измененном виде: в башне находился пулемет винтовочного калибра, а в корпусе крупнокалиберный пулемет (французского происхождения). У Ха-Го основное вооружение перенесли в башню, а в корпусе поставили курсовой пулемет.

Машина весьма резво ездит

Машина весьма резво ездит

Исходно разработанный «Мицубиси» танк создавался как кавалерийский. Впрочем, боевая машина, к которой имел самое прямое отношение Томио Хара, ключевая фигура в японском танкостроении, оказалась, можно сказать, универсальной. Поскольку танк изначально был заказан кавалерией, он обладал высокой подвижностью. При этом он получил вполне адекватное, для второй половины 30-х годов, вооружение, да и внутри он был далеко не таким маленьким, как кажется снаружи. Создавали его люди, знавшие толк в эрогономике.

"Приехал"

«Приехал»

Первые серийные Ха-Го появились еще в 1936 году, впрочем, поначалу выпуск шел медленно. Тем не менее, танк быстро распробовала японская пехота, которая быстро обзавелась Ха-Го. Машина получилась намного лучше «бронемашины» Тип 92. Танк получил более удачную ходовую часть с блокированной подвеской и 4 опорными катками относительно большого диаметра. Это позволяло уверенно держать высокую скорость. Правда, в Маньчжурии такая ходовая часть показала себя не так хорошо, поэтому появилась специальная версия, с дополнительными опорными катками малого диаметра. Такая версия известна как маньчжурская подвеска.

В 2023 году

В 2023 году

Впервые Ха-Го применила в июле 1937 года 1-я отдельная смешанная бригада. В ее составе было 13 танков данного типа. Впрочем, в Китае не имелось достойного противника. В отличие от того, что произошло 2 года спустя в районе реки Халхин-Гол. Здесь было использовано 36 Ха-Го, им пришлось сражаться не только с советской пехотой, но и танками, а также бронемашинами. За считанные дни 3-й и 4-й танковые полки потеряли около 40% танков, после чего оказались выведенными из первой линии. Эти бои показали реальные характеристика японских танков.

От танка была пустая "ванна" и кусок башни

От танка была пустая «ванна» и кусок башни

Тем не менее, никто снимать Ха-Го с вооружения не собирался. Как раз в 1939 году начался по-настоящему массовый выпуск этих танков, и он только рос в объемах. Пик производства пришелся на 1942 год, причем тогда же Ха-Го впервые боролись против американских легких танков. Первый бой на Филиппинах закончился в пользу японских танкистов. Тем не менее, японские военные были реалистами, уже в 1943 году выпуск Ха-Го прекратился. Всего их сдали 2378 штук, включая машины установочной партии.

В итоге из этих обломков получился танк

В итоге из этих обломков получился танк

Такая массовость сыграла свою роль. Ха-Го стал не только самым массовым японским танком времен Второй мировой войны, но и наиболее интенсивно применявшимся. К 1943 году экипаж этого танка можно было приравнивать к смертникам. Тем не менее, применялись они очень интенсивно. Более того, Вторая мировая война не стала для них последней. После войны они состояли на вооружении нескольких стран, а в Китае воевали вплоть до 1949 года. Для машины, созданной в середине 30-х годов, вполне достойный результат.

Восстановить его удалось за счет наличия образца

Восстановить его удалось за счет наличия образца

Основная масса таких танков, доживших до наших дней, разбросана по островам Тихого Океана. Самое большое их число ныне находится в Таиланде, который, если кто не помнит, был у японцев в союзниках. Ему перепало некоторое число таких танков. Несколько из них ходовые, но ремоторизированные. Именно на родных агрегатах ездят всего несколько Ха-Го. При этом есть некоторое количество танков, которые уже на родных агрегатах не поедут. По причине их отсутствия. Сгнили, сдали в цветмет или иные причины.

Макет кожуха танкового пулемета Тип 97

Макет кожуха танкового пулемета Тип 97

В таких случаях наиболее эффективным способом становится использование подходящих современных агрегатов. Тем более что подходящие по габаритам и мощности дизельные моторы вполне можно найти. Именно так и поступили в случае с тем Ха-Го, который находится в коллекции Военно-Технического Музея Славы. Там мотор и трансмиссия были далеко не единственными проблемами. Вся жесть ушла безвозвратно, то же самое частично случилось в ходовой частью. Особенно с катками.

Катки делались с нуля

Катки делались с нуля

В данном случае проблема решилась наличием подходящего образца для измерений. Таковой имеется в Кубинке, вполне комплектный Ха-Го, затрофееный в августе 1945 года. Конечно, часть обвеса с него «ушла», но крылья на месте, как и много чего еще. За счет изучения прототипа удалось получить образцы утраченных элементов ходовой части. Даже резиновые бандажи опорных катков получили родные маркировки. Также с нуля воссоздали траки, которые являются для японских танков большим дефицитом.

Внутри современный мотор, но его всё равно никто не видит

Внутри современный мотор, но его всё равно никто не видит

До этого Ха-Го был танк, который стал легким штурмовым танком тип 3 (его точное обозначение сейчас японские историки оспаривают), который сделали для Поклонки из еще одного Ха-Го. Это облегчило задачу, благо уже имелся опыт. И если танк для Поклонки делался не ходовым, то машина для Военно-Технического Музея Славы восстанавливалась как ездящий экспонат. И ездит он весьма отменно. Благодаря современным агрегатам сильно волноваться за ресурс мотора не надо, тем более что весит танк меньше, чем полная боевая масса Ха-Го.

Интерьер условный, для танка из кусков этого достаточно

Интерьер условный, для танка из кусков этого достаточно

Впервые этот танк показали летом 2012 года в ходе международного военно-исторического слёта «Моторы Войны». Там он принял участие в мини-реконструкции (тогда «японец» нашелся всего один). Потом было еще несколько реконструкций. За те 12 лет, что танк находится в музее, он повидал немало разных мероприятий. До сих пор пребывает в неплохом техническом состоянии. Это к вопросу о целесообразности использования современных агрегатов, особенно когда родных не найти.

Пушка также макетная. Иногда такие пушки делают с имитацией стрельбы

Пушка также макетная. Иногда такие пушки делают с имитацией стрельбы

Это совсем не означает, что надо заниматься тем, что выкидывать родные моторы и ставить современные, как это делают в некоторых музеях с Т-26 (причем речь не про российские музеи). Но если у вас от танка остался корпус и башня, а найти родной мотор невозможно, то почему бы и нет. Естественно, более комплектный танк, с родными агрегатами, ценнее, но тут уже свои нюансы. Да и катать танк с родным мотором так интенсивно, как с современным мотором, вряд ли получится.

источник: https://dzen.ru/a/Ztn4DGSrJxcP1zip

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account