17
Юрий Пашолок. Легкий танк-переросток

Юрий Пашолок. Легкий танк-переросток

Межвоенный перод был временем различных экспериментов, связанных с вооружением и военной техникой. В полной мере это касалось и танков. Каждый из Первой мировой войны извлек свои уроки, и каждая сторона пошла своей дорогой. Для кого-то эта дорога оказалась успешной, а кто-то зашел в тупик, откуда уже не смог выйти. Как раз ко второй категории относились французы. В то время, как в подавляющем большинстве стран занимались тем, что поднимали своим танкам подвижность, французы с упорством, достойным иного применения, занимались «накачиванием» танков, концепция которых мало изменилась с Первой мировой войны. Самое печальное, что такое накачивание шло по всем классам, включая и легкие танки.

В 1926 году командование французской пехоты пересмотрело требования на лёгкий танк сопровождения пехоты. Согласно им, толщина брони увеличивалась до 30 мм, а боевая масса – до 12 тонн. В качестве вооружения предусматривалась либо спарка пулемётов, либо 47-мм пушка. В начале 1927 году концепция еще немного поменялась. В легком танке французские военные захотели иметь радиста, посему корпус стал шире. Механик-водитель и радист сидели плечом к плечу. Одновременно корпус пришлось удлинять на 18 см, поскольку увеличившаяся масса танка требовала установки более мощного двигателя. Чтобы водитель не скучал, справа от него установили курсовой пулемёт. Пулемёт был фиксированный по горизонтали, но существовала возможность его наводки вверх-вниз. Специальный хвост для улучшения характеристик прохождения через широкие траншеи сохранился. В общем, концепция Renault FT оставалась на месте, но при этом танк даже в исходном виде приблизился по боевой массе к машинам среднего типа.

Первоначально данная машина получила обозначение Renault NC-3. Опытный экземпляр нового пехотного танка вышел на испытания в 1928 году, правда, под названием NC-3 просуществовал недолго. Вскоре он получил обозначение D1, с которым его знают и поныне. Вместе с тем, в документах Renault эта машина проходит как Renault UT или TY. Да и с проектной массой слегка так промахнулись. Она оказалась больше — 14 тонн, поэтому для серийного танка предусмотрели более мощный, 6-литровый мотор Renault 25 CV мощностью 74 лошадиных силы.

Нельзя сказать, что концепция Char D1 была уж совсем плохой. По большому счету, получился первый легкий «пехотный» танк, гораздо раньше, чем его сделали англичане. Машина была вполне защищена от огня тогдашней противотанковой артиллерии, наличие в экипаже радиста являлось большим плюсом, да и подвижность была низкой весьма относительной. Танк оказался гораздо быстрее Renault FT, потенциальным сменщиком которого он являлся. Вот только французы без дури не могли никак. Дело в том, что на испытания опытный D1 вышел с башней от Renault FT. Под требования пехотного командования она не подходила, поскольку ни два пулемёта, ни 47-мм пушку в неё поставить было невозможно. Нюанс заключался в том, что Schneider и STCC всё ещё занимались проектированием новой башни, и на момент подписания контракта на изготовление 10 танков установочной партии в металле «голов» для них просто не существовало. Больше того, проектированием башни занималось другое ведомство, которое с Renault не контактировало. При этом первая башня была неудачной, а пока делали нормальную «голову», танки выпускались без башен.

Для первой половины 30-х годов Char D1 был не так уже и плох

Для первой половины 30-х годов Char D1 был не так уже и плох

Собственно говоря, с башнями Char D1 связан буквально караван удивительных историй. Для начала, та самая «оригинальная» башня, Schneider ST1, имела более толстую броню, чем сам танк. Объемы выпуска оказались мизерными, потому что внутри было ужасно тесно. В 1933 году появилась более удачная башня — ST2, тоже от Schneider, но производство танков-то уже идет! Башню приняли на вооружение в октябре 1933 года, но реальные поставки начались только в 1936 году. Между тем, 12 июня 1932 года было заказана новая партия из 30 D1, а 16 октября 1933 года военные заказали ещё 50 штук. Последние танки поступили в войска в мае 1935 года. Таким образом, довести танки до утвержденной конфигурации удалось только спустя год после окончания их производства! Такого дурдома более не было ни у кого.

Несмотря на то, что машина к 1940 году устарела, она показала себя лучше, чем другие французские легкие танки

Несмотря на то, что машина к 1940 году устарела, она показала себя лучше, чем другие французские легкие танки

Собственно говоря, к тому моменту, когда Char D1 был, наконец, доведен до полноценного состояния, на него уже махнули рукой. С одной стороны, началась работа над гораздо более легкими танками, а с другой, появился средний танк — Char D2, уже 20-тонный. Самое смешное и грустное в этой ситуации — французы с D1 вполне угадали. Получался вполне приличный танк, с приличной броней, при этом у танка была приличная 47-мм пушка. Да и результаты применения этих танков во Франции оказались не самыми провальными. Но французские военные сами не поняли своего счастья. При этом они, «выращивая» легкий танк, сделали аналог Char D1 еще раз. Речь идет о проекте улучшенного AMX 38, с 47-мм пушкой в увеличенной башне. Вот только машина была двухместной, да и дальше бумаги дело не пошло. Французы такие французы…

Статья по Char D1:

Юрий Пашолок. Лёгкий танк Renault D1 — Renault FT на стероидах

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12864484.html

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account