Юрий Пашолок. Легкий танк, надувшийся до среднего
История Light Tank T7E2, превратившегося в Medium Tank M7
Несмотря на то, что у каждой крупной танкостроительной школы был свой путь развития, некоторые процессы оказывались очень похожи. Это сходство часто оказывалось на уровне тактико-технических требований, причем, в большинстве случаев, происходила одинаковая недооценка некоторых параметров. Например, массы. Типовой планкой было 6 тонн, но у кого получалось 8, у кого-то 9, а некоторые добрались и до 10 тонн. Естественно, перегруз влиял на характеристики. В итоге нередко так получалось, что дальнейшая разработка уходила в тупик. Были такие проблемы и у американских танкостроителей. По итогам мучений с одной платформой получилась вторая. Тоже получилось превышение массы, но на сей раз шасси, известное как Light Tank T2E1, оказалось куда более удачным. Постепенное развитие этого шасси привело к появлению танков семейства Light Tank M2, а весной 1941 года появился Light Tank M3.
В случае с платформой Light Tank T2E1 сложилась довольно забавная ситуация. Дело в том, что эта платформа была равнозначна Pz.Kpfw.II, Vickers Mk.E/Т-26 и похожим машинам. Так вот, в своё время немецкие военные специалисты чуть ли не высмеивали американские легкие танки. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Если мы посмотрим, какими были американские и немецкие танки-одноклассники в 1936 году (Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 и Light Tank M2A2), а потом в 1941 году (Pz.Kpfw.II Ausf.F и Light Tank M3), вспоминается «чья бы корова мычала». Впрочем, всё было не так просто: если Light Tank M2A2 весил чуть больше 8,5 тонн, то Light Tank M3 тянул уже на 12,7 тонн. Шасси, конечно, дорабатывали, но было понятно — вечно его накачивать не получится. Поэтому в феврале 1941 года появились требования на новую машину — Light Tank T7.
Согласно первоначальной концепции, боевая масса Light Tank T7 предполагалась в районе 12,7 тонн. То есть как Light Tank M3. В ее случае реализовывался революционный путь развития. Другой вопрос, что уже в ходе проектирования боевая масса начала неуклонно расти. Уже в июле 1941 года масса выросла до 14,5 тонн, и это стало только началом. Тогда же появилось требование установить 6-фунтовую (57-мм) танковую пушку, параллельно шла работа по переработке корпуса и башни. Помимо снижения силуэта, задачей стало и усиление защиты. В результате Light Tank T7E2, который стал приоритетным направлением разработки, вскоре стал больше похож на средний танк. Особенно по массе.
То, что Light Tank T7 будет только расти с точки зрения боевой массы, было понятно уже к концу лета 1941 года. По большому счету, только базовая машина, то есть T7, строилась по исходному проекту. В Департаменте Вооружений приняли разумное решение построить, для начала, носитель технологий, а на его основе уже строить «пониженный» танк. Идея эта оказалась абсолютно верной, поскольку целый ряд технических решений, которые реализовали на опытном танке, далее можно было видеть на целом ряде других американских боевых машин. Это касалось, в том числе, и сдвоенного управления, причем оно появилось уже скоро — на Light Tank M5. При этом в январе 1942 года, когда был готов опытный образец Light Tank T7, вместе с ним показали и полноразмерный макет Light Tank T7E2. Во многом другая машина, которую вполне можно было именовать совершенно иначе.
Появление 6-фунтовой пушки заставило существенно изменить башню. Это еще очень мягко сказано: на самом деле башня стала абсолютно новой, причем по уровню нововведений она превосходило всё, что имелось у американцев в тот момент. Орудийная установка с наружной бронировкой орудийной маски, развитая кормовая ниша, 3 человека в башне, диаметр погона в свету 1600 мм. Такого, на тот момент, не было ни у одного легкого танка. Совершенно иначе была решена и лобовая часть корпуса, причем ее конструкция явно перекликалась с Medium Tank T6. От люков в лобовой части корпуса отказались, их перенесли на крышу отделения управления. За счет переделок высота шасси снизилась на 178 мм. Иллюзий по высоте, впрочем, строить не стоит. Общая высота танка составляла 2400 мм, для легкого танка это очень много. Да и легким T7E2, откровенно говоря, называть было крайне сложно.
Пока что боевая масса не особо мелькала в переписке, но стало очевидно, что она будет превосходить 20 тонн. По этой причине началась очередная перетряска проектов. По вполне понятным причинам T7 уже точно не входил в перечень танков, которые далее строились. Та же судьба постигла T7E1. Немного дольше продержались T7E3 со спаркой 6-цилиндровых рядных дизельных моторов Hercules DRXBS и T7E4 со спаркой моторов Cadillac. По крайней мере, в случае с T7E3 дело дошло до постройки сварного корпуса, который, впрочем, оказался не лучшей идеей. На фоне литой конструкции T7E2 он выглядел слишком сложным. То же самое можно было сказать и про T7E4, который и вовсе дальше макета не продвинулся. Наконец, добило эти две версии плохие новости по боевой массе машины. Сложившаяся ситуация недвусмысленно говорила о том, что вскоре удельная мощность приблизится к отметке 10 л.с. на тонну. Для легкого танка ситуация недопустимая.
По итогам случилось то, что и должно было произойти. В живых остался только один — T7E2, с мотором Wright R-975 Whirlwind, точнее, его лицензионной версией Continental R-975. Максимальная мощность этого мотора составляла 400 лошадиных сил. С одной стороны, идея правильная, а с другой, уже на этом этапе Департаменту Вооружений следовало задуматься, что вообще происходит. Это даже не Т-50, где стояла половинка В-2, а танк с полноценным мотором для машины среднего класса. По габаритам этот самый легкий танк, даже пониженный, не особо отличался от Medium Tank M4. Что еще хуже, именно как замену Light Tank M3 его рассматривать было попросту глупо. Чтобы это сделать, требовалась соответствующая производственная площадка. А ее-то и не было. Те заводы, которые либо производили легкие танки, либо планировали это делать, создавались в расчете на совсем другие боевые машины. То есть T7E2 делался вне производственных площадок.
Построенный в мае 1942 года опытный образец Light Tank T7E2 в полной мере демонстрировал обоснованность такого скепсиса. Боевая масса достигла 23,5 тонн, и это при том, что толщина лба корпуса достигала 38 мм, а бортов 32 мм. Лоб башни достиг толщины 51 мм. Ширина трака достигла 421 мм, да и сам он был уже от среднего танка. Речь идет о траке T48 для Medium Tank M3. Соответствующим образом доработали ходовую часть, а также поставили форсированный вариант мотора Continental R-975. Первоначально на танк предполагалось ставить гидротрансформатор Warner, но с ним сразу начались проблемы. Поэтому далее поставили гидротрансформатор Spicer. В результате машина начала ездить куда увереннее. Также изначально предполагалось ставить пару курсовых пулеметов, под них даже сделали выступ в верхней лобовой детали. Другой вопрос, что еще в начале марта 1942 года последовала команда от пулеметов отказаться, так что их на T7E2 так и не поставили.
Есть ощущение, что и в Департаменте Вооружений поняли — чего-то пошло не так. Но там продолжили работы по T7E2. Больше того, испытаниями танка Бронетанковые Силы оказались довольны. Странная ситуация, но это если посмотреть на танк как на легкий. А вот если на средний… Получился танк, высотой на 20 см ниже Medium Tank M4, с максимальной скоростью 56 км/ч, а более низкая толщина брони компенсировалась ее наклоном. Как раз в это время начались работы по Medium Tank T20, но когда он будет готов, не знали никто. А тут получалась очень подвижная боевая машина, очень близкая к среднему танку.
Фактически единственной крупной претензией к Light Tank T7E2 стала… пушка. Та самая пушка, из-за которой всё и началось. Теперь Бронетанковые Силы хотели 75-мм орудие. Как выяснилось, проблемой это не стало. Combination Mount T63 вполне позволяла поставить более мощную пушку M3. За июль-август 1942 года Абердинский полигон проработал установку такой системы. Переработанная орудийная установка получила обозначение Combination Gun Mount T64. Что же касается танка, то он получил обозначение Light Tank T7E5. Легким ему, впрочем, оставалось быть недолго. 6 августа 1942 года Комитет по Вооружениям, видя весь маразм, стандартизировал Light Tank T7E5 как Medium Tank M7. С учетом того, что после установки нового орудия боевая масса достигла почти 24,5 тонн, дальше называть этот танк легким было бы совсем смешно.
Доработка танка продолжалась, но в Департаменте Вооружений уже определились — серийной машине быть. В качестве площадки для выпуска нового танка был выбран International Harvester, а именно Bettendorf Tank Arsenal. Вообще завод в Беттендорфе, штат Айова, изначально перепрофилировался на производство пулугусеничных бронетранспортеров M5. Но после того, как был подписан контракт на выпуск Medium Tank M7, начались работы по организации выпуска танков, с полугусами завязали. Всего 152 машины плюс 5 MGMC M14. Всего же планы предусматривали 3000 Medium Tank M7, то есть с танков всё было очень серьёзно. К 5 октября 1942 года завод сдал 3 танка.
Все построенные танки отправились на испытания, причем каждый их них имел какие-то отличия. Первый танк пилотной серии еще имел пистолетные порты по бортам башни, но заваренные. Также по бортам башни имелись крепления для шпор. Второй образец пистолетных портов не имел изначально, а также имел отличия по размещению шанцевого инструмента на бортах башни. Третий образец имел крепежи по бортам башни, и именно в таком виде машина шла в крупную серию. Также имелись отличия по мотору. Теперь ставился обычный, то есть не форсированный Continental R-975 C1. А еще пилотный образец машины достиг боевой массы 25 тонн.
В январе 1943 года с Medium Tank M7 познакомили советских военных специалистов. Вероятнее всего, советским военным специалистам показали первый экземпляр Medium Tank M7 (либо вообще доработанный T7E2). Ознакомление проходило в крайне специфичных условиях. Сначала был показан сам танк, при этом демонстрация его ходовых качеств не проводилась. Далее сотрудники Aberdeen Proving Ground показали серию фотографий танка и его агрегатов, подробно сопровождая их информацией. Также был показан фильм, снятый в ходе ходовых испытаний Medium Tank M7. Основным докладчиком от полигона был лейтенант Пайл, сопровождавший испытания Medium Tank M7. Информация передавалась устно, но это не помешало советским специалистам составить подробный отчет по танку, включая подробное текстовое описание.
Правдивая информация в докладе сочеталась с некоторым объемом дезинформации. Например, было сказано о том, что Medium Tank M7 спроектирован по техническим условиям, которые предоставили англичане. Этим и объяснялась установка 6-фунтовой танковой пушки на Light Tank T7E2. Также говорилось о том, что англичане остались довольны результатами испытаний и заинтересованы во внедрении танка в серийное производство. И то, и другое было неправдой. С другой стороны, правдивой была информация о поиске более мощного двигателя. Дело в том, что ситуация с машиной развивалась совсем не гладко. Bettendorf Tank Arsenal машины постепенно производил, на снимках мелькает несколько десятков танков в разной степени готовности. Но к началу 1943 года ситуацию можно было охарактеризовать как «всё очень плохо».
Чтобы была понятен уровень запущенности ситуации с Medium Tank M7, достаточно сказать, что за весь 1942 года приняли всего 3 танка. Те самые октябрьские машины. В Беттендорфе их построили куда больше, но боевая масса совсем не радовала. В одних случаях ее указывали в пределах 25,4-26,3 тонны, но есть мнение, что это еще заниженные данные. В иных источниках говорится и вовсе о 27,9 тонн. Причина прозаична — брак по литью. Лишние тонны набрались по причине того, что толщины литых деталей не соблюдались, а это привело к ожидаемым результатам. Такое было частым явлением там, где плохо работала военная приёмка. И вот таких «кривых» машин набралось, за 1942 год, минимум 6-7 штук.
В результате всего происходящего дальнейший выпуск Medium Tank M7 был лишен смысла. За 1943 год, тяжело вздохнув, приняли еще 4 танка, также говорится о 13 выпущенных. На самом деле их было гораздо больше, но достраивать несколько десятков машин в Беттендорфе не стали. Как говорится, померла, так померла. В серию пошел Medium Tank M4A3, который имел схожие характеристики подвижности, но был полноценным средним танком. Ну а M7 оказался попросту не нужен. До наших дней сохранился всего один такой танк, это вторая серийная машина. Ныне она оказалась в Форт-Ли.
В заключение стоит сказать, что Medium Tank M7 стал для американских военных хорошим уроком. Более они не рисковали выпускать легкие танки, которые по броневой защите догоняли бы средние. Да и не были они в одиночестве: немцы даже построили один экземпляр Gefechtsаufklärer Versuchskraftfahrzeug 16.02 (более известен как Leopard), а у нас несколько раз пытались создать легкий танк массой 20-25 тонн.
Американцы хотя бы смогли довести машину до боеспособного состояния, уже результат. Кроме того, танк сдал носителем технологий, ряд решений позже использовалось на серийных машинах. То есть тут результат совсем не нулевой. Наконец, американским военным хватило ума использовать для выпуска «второстепенный» завод. Так что основная программа выпуска легких/средних танков не пострадала.
Список источников:
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- usautoindustryworldwartwo.com