Юрий Пашолок. Легкий шведский танк по цене немецкого среднего

15
Юрий Пашолок. Легкий шведский танк по цене немецкого среднего

Юрий Пашолок. Легкий шведский танк по цене немецкого среднего

История легкого шведского танка Strv m/39, второй по счету серийной модели Landsverk L-60 для шведской армии

Во второй половине 30-х годов потихоньку начал раскручиваться маховик военной машины. Приход к власти в Германии нацистов заставил их соседей заняться модернизацией армии, в том числе это касалось и танкостроения. Спячка 20-х и начала 30-х годов закончилась, главные игроки мирового танкостроения вступили в активную фазу. Правда, поначалу у ряда стран с танками либо не получалось совсем, либо выходили конструкции, близкие к тупиковым. В полной мере это касалось и шведов. AB Landsverk, фактически являвшаяся тестовым полигоном немецкого объединения G.H.H., разрабатывала для шведской королевской армии танк Landsverk L-10. По основным параметрам он относился к легким танкам, но сама Landsverk считала его машиной среднего класса. В принципе, имела право, поскольку боевая масса 10,5 тонн была не такой и редкостью для тогдашних средних танков. Три заказанных образца, обозначавшиеся как Strv m/31, были изготовлены в 1935 году, и тут выяснилось, что машины уже не совсем шведов устраивают. Ходовая часть была уже архаичной, да и коробка передач вызывала массу нареканий. По счастью, для экспортных поставок Landsverk разработала легкий танк L-60. Обладавший более тонкой броней, этот танк скорее был аналогом Vickers Mk.E, но неожиданно выяснилось, что машина как минимум не уступает L-10. А с учетом торсионной подвески, впервые примененной на танке, L-60 оказался даже лучше. В результате шведские военные проявили живой интерес к данной машине.

Установка пулеметного вооружения в башне Landsverk L-60-S/II

Установка пулеметного вооружения в башне Landsverk L-60-S/II

В июле 1936 года был заключен контракт на изготовление двух опытных образцов L-60 для шведской королевской армии. Первая машина изготовлялась как шасси, а вторая полноценным танком. В период с 9 по 18 августа 1937 года эти танки прошли испытания, которые закончились успешно. 10 сентября 1937 года с Landsvderk заключили договор №55215 на поставку 15 танков, получивших обозначение Landsverk L-60 S. Одновременно появился новый индекс — Sytrv m/38. По итогам появился первый шведский танк, выпущенный тиражом более 10 экземпляров. Интересно, что фактически Strv m/38 занял нишу Strv m/31, то есть формально выполнял функции среднего танка. Если бы не броня, то не такая уж и странная ситуация, да и немцы позже использовали чехословацкие легкие танки как эрзац-средние. Роль же легких танков выполняли танкетки Strv m/37 (AH-IV-Sv), имевшие чехословацкое происхождение. По итогам к началу Второй мировой войны шведская королевская армия располагала 16 (15 серийных + первый опытный, L-60 S, доведенный до уровня серийного танка) Strv m/38, плюс 46 Strv m/37. Шведские военные рады были заказать больше танков, но бюджет был совсем не резиновым. Они и так были вынуждены вписываться в 4 миллиона шведских крон.

Переделанная башня, которую получил Strv m/39

Переделанная башня, которую получил Strv m/39

В октябре 1939 года командующий шведской королевской армией Пер Сюльван обратился к королю Густаву V с запросом о выделении 18 миллионов шведских крон на приобретение 104 танков. На фоне начавшейся Второй мировой войны крайне своевременное предложение. Швеция хоть и сохраняла нейтралитет, но иллюзий никто особо не питал. Для соблюдения нейтралитета требовалась сильная армия, а вот с этим имелись проблемы. Между тем, в шведском парламенте не считали, что надо тратить деньги на какие-то там игрушки. То, что за весну-осень 1939 года сразу две страны-партера Швеции, в том числе и в оборонной сфере, исчезли с карты мира, их как-то не впечатлило. 28 ноября 1939 года, после бурных дебатов, парламент всё же выделил деньги, но бюджет этот выглядел истинным издевательством. Его урезали в 4,5 раза. Теперь шведская королевская армия, так и быть, могла купить целых 20 танков, на эти цели оставили 4 миллиона шведских крон. Между тем, речь шла уже отнюдь не о закупке дополнительных Strv m/38. 19 декабря 1939 года с Landsverk подписали контракт на изготовление 20 Landsverk L-60S/II. Известен этот танк как Strv m/39.

Сбоку разница шасси особой разницы не было, в отличие от башни

Сбоку разница шасси особой разницы не было, в отличие от башни

Изначально Landsverk L-60S строился с башней, в которой находилась 20-мм автоматическая пушка Madsen, имевшая существенно меньшие габариты подвижной орудийной маски. Дело в том, что широкая бронировка отнюдь не являлась благом. Вероятность заклинивания в результате попадания вражеского осколка снаряда или шальной пули оказывалась выше. Конечно, при противопульной броне это было не столь актуально, поэтому Strv m/38 получил орудийную установку по типу Stv m/31. Но уже вскоре было решено вернуться к ранее опробованной идее. Как не странно, теперь причиной стал спаренный пулемет, точнее пулеметы. Шведы явно подсмотрели идею у немцев на Pz.Kpfw.III. Не все в курсе, что у немцев не просто имела два спаренных пулемета, так еще они могли наводиться отдельно от пушки.

Большие углы возвышения и склонения были весьма важны для шведских военных

Большие углы возвышения и склонения были весьма важны для шведских военных

Шведы пошли в вопросе спаренных с пушкой пулеметов дальше. Оба пулеметам могли наводиться не только по вертикали, но и по горизонтали. При этом учли ошибки танка №62 и разместили пулеметы с правой стороны от пушки. Наводил и заряжали их командир, он же заряжающий. Самое интересное, что получившая конструкция, далее перекочевавшая на другие танка семейства Landsverk L-60, являлась частичным решением проблемы. Шведские военные в 1940 году хотели получить углы вертикальной наводки в пределах от -25 до +25 градусов. Без существенной переделки башни такой угол склонения попросту было не получить.

Откровенно говоря, переделанная лобовая часть корпуса Strv m/39 вызывает неоднозначную реакцию. Главный вопрос - зачем так было усложнять

Откровенно говоря, переделанная лобовая часть корпуса Strv m/39 вызывает неоднозначную реакцию. Главный вопрос — зачем так было усложнять

Впрочем, весьма существенное удорожание танка случилось далеко не из-за одной переделки башни. Форма корпуса усложнилась, причем зачастую выглядело происходящее как минимум странно. Вместо лобовой детали корпуса из двух частей она стала гнутой. Глубинный смысл в этом не совсем понятен, особенно с учетом того, что концепция с практически полностью съемной верхней лобовой деталью корпуса сохранилась. Больше того, большой люк, по типу ирландского L-60, вернулся, да еще появился дополнительный лючок. Еще один круглый люк, больше напоминавший миску, поставили на нижнем лобовом листе корпуса. На надмоторной плите сделали большую выштамповку. Одним словом, усложнили и ослабили. Также переделали систему управления, которая лишилась рулевого колеса. Рычагами управлять оказалось проще.

Да и выштамповка на крыше моторной плиты была странным решением. И чем дальше шло развитие Landsverk L-60-S, тем сложнее становился корпус

Да и выштамповка на крыше моторной плиты была странным решением. И чем дальше шло развитие Landsverk L-60-S, тем сложнее становился корпус

По итогам всех переделок Strv m/39 потяжелел до 8695 кг, лишние 170 кг на скоростные характеристики не повлияли. А вот цена изменилась очень сильно. Танк, фактически легкий, обходился шведской казне дороже Pz.Kpfw.III. Как такое вообще допустили, хороший вопрос. Причем изначально танк должен был обходиться дешевле — по 173077 шведских крон за штуку. Тут лишний раз «спасибо» стоит сказать шведскому парламенту, который явно экономике никто не учил. Особенно тому, что массовое изделие обходится дешевле мелкосерийного. А еще шведский парламент явно никто не учил, что нейтралитет без мощной армии является крайне сомнительной идеей. Особенно с учетом ресурсов и промышленности центрового государства в регионе. Первый звоночек прозвучал в конце 1939 года, когда случилась советско-финская война. Но куда более веселая ситуация случилась весной 1940 года. За соседнюю Норвегию случилась настоящая битва. А уже в апреле немцы вежливо попросили первые уступки с точки зрения перевозок по ее территории грузов и «отпускников». Первое время была попытка спорить, но довольно быстро в шведском правительстве всё поняли. Так что формально шведы сохраняли нейтралитет, фактически пришлось принять условия одной из воюющих сторон.

Strv m/39 из состава полка P 4, 1942 год

Strv m/39 из состава полка P 4, 1942 год

Только после этого в шведском правительстве догадались, что «жадность — это плохо». 9 октября 1940 года с Landsverk был заключен контракт на выпуск ста танков третьей серии, получивших обозначение Landsverk L-60-S/III. Впрочем, для начала требовалось выполнить контракт по выпуску 20 образцов Landsverk L-60-S/II. А вот с этим дела обстояли не очень чтобы хорошо. Landsverk бы была рада сдать танки еще в октябре 1940 года, но у Bofors случились проблемы с выпуском пушек. В результате окончательно сдали данные танки только весной 1941 года. При таких объемах выпуска самым действенным оружием шведов были не танки, а дипломатия и собственная промышленность. В принципе, немцы могли провести и оккупацию Швеции, причем у них имелось, среди шведских военных, немало сторонников. Но на тот момент проще было получать подшипники SKF и руду из независимой страны. Правда, при таком состоянии армии от нее долгое время мало что зависело.

Как и Syrv m/38, вторая серия L-60 была распределена между двумя полками

Как и Syrv m/38, вторая серия L-60 была распределена между двумя полками

Получившие регистрационные номера 80-99 танки имели аналогичную Strv m/38 судьбу. Их распределили по танковым батальонам двух пехотных полков — Скараборгского пехотного полка (Skaraborgs regemente, I 9, Шёдве) и Сёдерманландского пехотного полка (Södermanlands regemente, I 10, Стренгнес). 1 октября 1942 года оба полка переформировали. I 9 стал танковым полком P 4 (Skaraborgs pansarregemente), а I 10 стал танковым полком P 3 (Södermanlands pansarregemente). Позже танки с серийными номерами 90, 91, 92 и 94 передали в кавалерийский полк К 2 (Skånska kavalleriregementet, Хельсингборг).

Танки из состава танкового полка P 3

Танки из состава танкового полка P 3

Следует отметить, что Strv m/39 проходили модернизацию с точки зрения усиления броневой защиты. Танк, по лобовой детали корпуса очень похожий на Strev m/40, получил очень похожее усиление лобового листа корпуса. На верхний лобовой лист корпуса наваривались бонки, к которым болтами прикручивались экраны толщиной 35 мм. Дополнительное бронирование получила верхняя часть корпуса, экраны прикрыли и рубку механика-водителя. Получила усиление и броня башни, причём здесь экраны приварились. Бронировка пушки была заменена на утолщенную. Масса Strv m/39 с усиленной бронезащитой увеличилась до 9,36 тонн. Это чуть снизило динамические характеристики, но при этом шасси выдержало. Интересно, что не все танки получили такое усиление. Ушедшие в K 2 машины модернизировать не стали. В принципе, верное решение, поскольку такое усиление к 1943-44 годам ничего особо не решало.

Экранировка для Strv m/39. Получили ее не все танки

Экранировка для Strv m/39. Получили ее не все танки

Аналогично Strv m/38, танки второй серии прослужили долго. Последние из них списали только в 1957 году. Дело не только в высоком качестве, но и в более приземленных причинах. Шведской танковой промышленности попросту нечего было предложить взамен. Только после запуска программы Strv 74 ветеранов начали списывать. Из 20 танков дожило 2. Первый, с серийным номером 90, находится в музее береговой обороны неподалеку от Хельсингборга. Второй с номером 94, сейчас стоит в запасниках танкового музея Arsenalen. Обе машины ранее служили в K 2. Напоследок следует отметить, что Strv m/39 воспринимался уже не так радужно, как его предшественник. К весне 1941 года машину уже успела порядком устареть, при этом 20 штук — это вообще ничто. Можно считать, что этих танков и не было, в случае боевых действий они никак бы не помогли.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Список источников:

      1. Архив Карла Бломстера
      2. www.ointres.se/pansar.htm
      3. Landsverk L-60, Christer Baadstöe, PANSAR 2–2013

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-shvedskii-tank-po-cene-nemeckogo-srednego-60aa50f4f1146d0d0881d9ac

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account