Рассказ об артиллерийском тягаче ГАЗ-61-416 из коллекции Музея внедорожных машин, Самара
Вопрос обеспечения высокой подвижности артиллерии, особенно противотанковой, в Красной Армии являлся приоритетным. Достаточно вспомнить историю 45-мм противотанковой пушки, которой довольно быстро заменили деревянные колеса на цельнометаллические, с пневматическими шинами. Это позволило поднять скорость возки до 50-60 км/ч на асфальтовом шоссе. Работали у нас и по быстроходным тягачам. В случае с противотанковой артиллерией был создан «Комсомолец», самый быстрый из гусеничных тягачей Красной Армии того периода. Но уже к 1941 году появилась необходимость в более быстрой машине, которая должна была таскать орудие побольше.
Советские тягачи, как гусеничные, так и колесные, оказались самой пострадавшей от начала Великой Отечественной войны категорией военной техники. Переход на военные рельсы заставил осенью-зимой 1941 года прекратить выпуск большинства тягачей. Среди них оказался и ГАЗ-61-416, который предполагался как штатный тягач 57-мм противотанковой пушки. В настоящее время известно об одной машине данного типа, восстановленной до ходового состояния. Она находится в коллекции Музея внедорожных машин, Самара.
Можно сказать, что ГАЗ-61-416 не повезло с самого начала. В момент, когда родилась его концепция, ситуация с базовой моделью ГАЗ-61 находилась в глубочайшем кризисе. У нас тут люди на фоне ковра иногда рассказывают, что надо было делать то-то, не выпускать такие-то танки, и так далее. Граждане, а вы как, на педальной тяге собрались машину выпускать? После того, как (за)летуны отобрали у ГАЗ моторный цех, выпуск ГАЗ-61 предполагался в 1942 году. Только окрик ГАБТУ КА о необходимости выпуска Т-40 (а он использовал танковый вариант мотора ГАЗ-11, который ставился на ГАЗ-61) сдвинул моторную тему с мертвой точки. Иначе никаких серийных ГАЗ-61 в 1941 году вообще не случилось. Так что главной проблемой был не Т-40, не Т-60, а самолеты под моторы М-105. И безмозглые бараны из НКАП, которые хватали любые заводы, которые, по их мнению, могли выпускать их ненаглядный М-105.
Еще в конце 1940 года возникла идея о выпуске на базе ГАЗ-61 упрощенного пикапа, который должен был использоваться в качестве артиллерийского тягача. Идейным вдохновителем стал GMC ACK-101, экспортная машина на базе доработанного гражданского пикапа. Помимо полного привода и массивного «кенгурятника», этот автомобиль отличался максимально упрощенной кабиной, без крыши, дверей и тента. Аналогичные машины были и в семействе Dodge T202, но про них у нас тогда не знали.
Востребованным такой пикап на базе ГАЗ-61 стал весной 1941 года. Дело в том, что «Комсомолец» проектировался как тягач 45-мм противотанковой пушки. Между тем, на финишную прямую вышла разработка 57-мм противотанковой пушки Ф-31, в дальнейшем она получила индекс ЗИС-2. Орудие имело боевую массу чуть больше тонны, для «Комсомольца» это уже было чересчур. В этом смысле шасси ГАЗ-61 имело куда больше перспектив. Впрочем, официальная отмашка по новой машине была дана только в мае 1941 года.
Разработали машину под руководством Юрия Наумовича Сорочкина, который также был автором пикапа ГАЗ-М1-415. Надо сказать, что создавали машину эволюционным путем, как и американцы. То есть за основу взяли «гражданский» пикап и упростили его. При этом ГАЗ-61-416 (416 — это кузов, а не порядковый номер) неоднократно эволюционировал, что позже вызвало немало заблуждений у историков, автомобилистов и моделистов.
Дело в том, что большинство фотографий ГАЗ-61-416 — это ничто иное, как второй опытный образец машины, некоторое время находившийся на ГАЗ им. Молотова. Это была одновременно и вторая итерация арттягача. Внешне он был очень похож на серийную машину, но не совсем. Дело в том, что по итогам испытаний второго образца ГАУ КА уточнило спецификацию. В том числе это касалось размещения боекомплекта. Естественно, второй образец никто не переделывал, поэтому вышла куча моделей «второго прототипа».
Третий опытный образец ГАЗ-61-416 появился в сентябре 1941 года. Одновременно это была головная серийная машина. Она находилась в статусе штатного тягача ЗИС-2, таковым ее утвердили согласно постановление ГКО №252сс «О противотанковых пушках» от 23 июля 1941 года. «Комсомолец» с производства сняли, поскольку считалось, что основной пушкой будет ЗИС-2, а фронту больше были нужны танки Т-30. Но даже этот статус ГАЗ-61-416 от дальнейших проблем не уберег.
Один из гвоздей в крышку гроба ГАЗ-61-416 вбили артиллеристы. Они слишком долго занимались перфекционизмом. Ели бы не уточнения техусловий и прочих мелочей, машину можно было запустить в серию еще с августа 1941 года. В итоге ГАУ доигралось: производство ГАЗ-61-416 началось только в октябре 1941 года. Тогда же оно из закончилось, и дело тут далеко не в одном Т-60. ГАЗ загрузили выпуском боеприпасов, станки переключили на другие задачи. Случились перебои с поставкой тонколистового металла. В результате всё, что требовало большого числа штампованных листов, с конвейера улетело. Осталась только упрощенная «полуторка». Даже ГАЗ-64 вернули на конвейер только со второй половины 1942 года, да и тот в мизерных объемах.
Итого вместо 500 тягачей для ЗИС-2 на ГАЗ им. Молотова изготовили 3 опытных машины и 33 серийных. Все они направлялись на завод №92, где к ним цепляли пушки, после чего их направляли в противотанковые батареи танковых бригад. Пиком боевого применения ГАЗ-61-416 стала битва под Москвой. Изредка эти машины мелькали и в 1942 году. Про возобновление выпуска тягачей вопрос не поднимали, а в 1943 год начались поставки Dodge WC-51.
При таких объемах выпуска, а также интенсивности боевого применения, шансы на выживание у ГАЗ-61-416 были минимальными. Одна машина находилась на ГАЗ до начала 50-х годов, далее она, увы, сгинула. Тем не менее, чудеса случаются. В своё время обнаружился неполный комплект такого тягача «лесного» сохрана. Он достался Музею внедорожных машин, Самара. Известен еще один комплект, который также готовится стать машиной, причем с родным мотором. Плюс в нескольких музеях и частных коллекциях находятся реплики.
Автор данного материала к реставрации этой машины имеет самое прямое отношение. В своё время архивный поиск дал результат в виде отчета по испытаниям третьего опытного образца ГАЗ-61-416. Он оказался единственным местом, где нашлись иллюстрации содержимого кузова. И тут выяснилось, что оно кардинально отличается от «каноничного» пикапа. Ну и да, индекса ГАЗ-61-417 не нашлось, совсем. По этим материалам и восстанавливалась машина, благо было, за что зацепиться по габаритам.
Впервые машина была показана в ходе второго международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны» в июне 2012 года. С тех пор машина под управлением Николая Хрипунова, директора музея, участвовала в целой массе мероприятий. Кстати, позднее в Музее Внедорожных Машин появилась еще и реплика ГАЗ-61-415, полноприводного пикапа, который являлся предшественником ГАЗ-61-416.
Военное назначение ГАЗ-61-416 видно невооруженным взглядом. Если ГАЗ-61-73, базовая модель, по кузову вполне похожа на гражданский ГАЗ-11-73, то у арттягача кузов имеет ярко выраженное военное назначение. От гражданской модели остался капот, крылья, отчасти кузов. При этом с капота убраны все блестящие элементы, но остались прорези под их крепления. Аналогичная ситуация и с ГАЗ-61-73.
Помимо более высокого дорожного просвета, ГАЗ-61 несложно отличить по шинам. Штатно машина получала покрышки по типу Firestone Ground Grip, какое-то количество их всё же успели сделать на Ярославском шинном заводе. Это заметно сказывалось на внедорожных способностях машины. Сейчас такие покрышки достать невозможно, поэтому используются другие шины — Я-13. Они появились чуть позже, представляют собой советскую версию шин Goodyear Sure Grip 1940-41 годов выпуска. У нас такая резина задержалась надолго.
Родного мотора, увы, не сохранилось, поэтому под капотом его прародитель. Надо сказать, что ГАЗ-61-416 обладает очень недурными характеристиками. На испытаниях он таскал противотанковую пушку ЗИС-2, не напрягаясь. На ралли восстановленная машина также ездит очень неплохо. Остается только жалеть, что крупная серия не получилась,автомобиль был, что надо.
Надо сказать, что Сорочкин и другие создатели машины вполне думали об экипаже арттягача. Уже на втором опытном экземпляре появился съемный мягкий верх, так что от непогоды вполне можно было защититься. Также имелись и брезентовые двери. В случае необходимости рамка лобового стекла могла опускаться, данное техническое решение было взято с ГАЗ-64.
Самое интересное, впрочем, находится в кузове. Как уже говорилось, ГАУ КА потребовало машину доработать, чтобы она больше подходила на роль тягача ЗИС-2. Так вот, внутри появился ящик, внутри которого находились укладки на 30 унитаров. Одновременно ящик был еще и сиденьем для расчета. Кроме архивных снимков, больше по ним ничего не было. С другой стороны, пеналы под боеприпасы оказались стандартными, это позволило привязаться к размерам.
В ходе реставрации машины восстановили не только ящик, но и подобрали соответствующие чемоданы, которые находились в кузове. В них, согласно техусловиям, находился артиллерийский ЗИП. Таким образом, ГАЗ-61-416 мог использоваться без передка, весь боезапас, ЗИП и расчет размещался в кузове. Оптимальное решение для тягача противотанковой артиллерии. Не говоря о том, что ехал ГАЗ-61-416 с пушкой на скоростях, которым «Комсомолец» мог только завидовать.
Помимо выставок, нередко ГАЗ-61-416 из коллекции Музея внедорожных машин изредка можно видеть на различных военно-исторических мероприятиях. В том числе и на парадах, которые проводятся в Самаре 9 мая и 7 ноября. Самарские любители военной техники тут большие молодцы, про парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве они напоминают регулярно.
источник: https://dzen.ru/a/ZdR8RZAHE1CaiagJ