Американские легкие танки М3Л в боях на Северном Кавказе осенью-зимой 1942 года
Содержание:
Первые зарубежные танки по программе помощи Советскому Союзу прибыли осенью 1941 года. Ими оказались английские Matilda III и Valentine II, они успели повоевать в ходе оборонительных боев конца ноября-начала декабря 1941 года. Нельзя сказать, что они сыграли ключевую роль, тем не менее, отрицать полезность поставок английских танков было бы неправильно. Примерно та же ситуация сложилась и с американскими танками. Первый конвой с ними прибыл в конце декабря 1941 года, но проблемы с боеприпасами и другие причины отложили их боевой дебют на май 1942 года. При этом нередко указывается, что 114-я танковая бригада под Харьковом почти никак себя не проявила. Это слегка не так, достаточно сказать, что она принимала участие в контрударе на Чепель, который позволил временно прорвать кольцо окружения. Часть войск из образовавшегося котла смогла выйти благодаря, в том числе, и действиям советских танкистов на американских танках.
За Light Tank M3, который в Красной Армии именовали как М3Л или М3 Легкий, закрепилась масса стереотипов. Мол, это плохой танк, со слабой броней, который только ругали. Правда, выдающие подобное не в состоянии вразумительно объяснить, каким образом этот «плохой» танк провоевал до конца войны. Позже он умудрился прослужить, в ряде стран, не один десяток лет. Да и его боевая служба М3Л в Красной Армии оказалась не такой уж и безрадостной. Кроме того, был один участок советско-германского фронта, где американские легкие танки сыграли если не ключевую, то уж точно важную роль. Речь идет о Северо-Кавказском фронте (точнее, о Черноморской группе войск). Так сложилось, что осенью-зимой 1942 года М3Л стал там едва ли не самым массовым танком в тех местах. И дело не только в массовости. Самый результативный для легкого танка бой состоялся 80 лет назад. Об этом и поговорим.
Спасительный форс-мажор
С самого начала поставки зарубежной бронетанковой техники шли северным путем. Исключением стала отправка через Иран партии английских легких танков Tetrarch I (у нас именовался МК-VII). 27 декабря 1941 года 20 танков прибыло в Зенджан (Иран). Далее их переправили в Баку. В дальнейшем южный путь использовался для других целей. Согласно договоренности, достигнутой в начале декабря 1941 года, с февраля 1942 года в Иран стали прибывать транспорта, везущие легковые и грузовые автомобили. Поступали они в виде машинокомплектов, на месте организовали мастерские, где машины собирали и переправляли в СССР. Связано это было с тем, что возможности северных портов по разгрузке оказались ограничены. Некоторое время данное направление использовалось только для переброски грузовиков.
Ситуация изменилась в конце весны 1942 года, в связи с форс-мажором. Дело в том, что американцы под погрузку техники для северных конвоев выделили мало транспортов. С другой стороны, количество транспортов, идущих южным путем, увеличилось вдвое. Поэтому 25 мая 1942 года в направлении порта Бендер-Шах (ныне Бендер-Торкемен) вышли три транспорта, на борту которых находился 71 танк. Один из них, SS Cold Harbor, был потоплен 15 июня подводной лодкой U-502. Для ГАБТУ КА такой фолрс-мажор стал крайне неприятной неожиданностью. Требовалось сначала доставить танки по железной дороге в порт на берегу Каспийского моря, а затем переправить их в Баку. Поскольку деваться было уже некуда, в Бендер-Шахе срочно организовали отдел приемки общей численностью 81 человек. Дополнительный отдел приемки, численностью 19 человек, организовали и в Баку. В общей же сложности в сторону Персидского залива отправили 141 танк, из которых по состоянию на 1 сентября удалось доставить 104 штуки.
Согласно первоначальному плану, танки своим ходом перегонялись до города Тавриз (Тебриз). Там их грузили на железнодорожные платформы и направляли в Сталинград, где организовывали отдел приемки общей численностью 31 человек. Но пока танки шли морем в сторону Бендер-Шаха, ситуация на фронте начала резко меняться. Во-первых, немецкая армия и ее союзники стали стремительно продвигаться в сторону Сталинграда. Во-вторых, началась операция «Эдельвейс», целью которой был захват Кавказа и выход к бакинской нефти. Надо сказать, что матчасть Южного фронта, мягко говоря, не блистала новизной. По состоянию на 15 июля 1942 года в бронетанковых соединениях Южного фронта числился 1 Valentine и 1 Matilda. Достаточно много (25 штук) было Т-26, а самым массовым танком оказался Т-60 (77 штук). Вводившиеся в бой резервы также не поражали новизной матчасти. Например, в 126-м отдельном танковом батальоне, который появился на фронте к началу августа 1942 года, находилось 36 Т-26. Имелись в новых частях и БТ-7. При таком положении дел к концу лета 1942 года сложилась крайне сложная ситуация.
Логистическая промашка превратилась в палочку-выручалочку. К началу сентября 1942 года в танковые части Закавказского фронта хлынул поток иностранной техники – М3Л, М3С (Medoum Tank M3) и английские пехотные танки «Валентайн» (преимущественно Valentine VII канадского производства). Первыми в Бендер-Шах прибыли 40 Valentine VII и 70 М3 Легких, из них до 24 августа было переправлено в СССР 38 и 60 танков соответственно. Поступившие через Иран танки относились к поздней версии с башнями D58101. Эти машины известны также как «Гибриды», поскольку их башни оказались похожи на башни Light Tank M3A1. На самом деле это не совсем корректное обозначение. Башни D58101 не имели ни моторов поворота башни, ни подбашенной корзины, ни даже перископических приборов наблюдения (вместо них стояли заглушки). Во многом «промежуточная» башня обладала единственным плюсом — наличием стабилизатора в вертикальной плоскости. Это позволяло вести более точный огонь с ходу. Правда, наводить такую башню по горизонтали было непросто, поскольку маховик наводки был у заряжающего. Но тут уже лучше такой танк, чем Т-26 или Т-60.
Форс-мажор сыграл положительную роль с точки зрения обеспечения боеприпасов и подготовки экипажей. Из 67805 унитаров калибра 37 мм в СССР к 24 августа переправили 46915, поэтому таких проблем, как с самыми первыми М3Л, не возникло. Не менее важным моментом стало то, что новые танки направили уже подготовленным экипажам. 23 июня 1942 года вышел приказ НКО СССР №0510 «О мероприятиях по подготовке экипажей на танки и шоферов на автомашины». Согласно ему, 191-я учебная танковая бригада в Палидахоре (район Сумгаита, Азербайджан) занималась перегоном иностранной техники, а также обучением экипажей. Переформированная в 191-ю учебную танковую бригаду легких танков часть занималась обучением экипажей для «иномарок». В результате, когда первые танки стали разгружать в Баку, для них уже имелись экипажи. В срочном порядке на базе 191-й бригады сформировали три танковых батальона – 249-й, 258-й и 563-й. Все три батальона получили на вооружение Valentine VII и М3Л. В составе 249-го ОТБ было 9 Valentine VII и 20 М3Л, 258-й ОТБ получил 8 Valentine VII и 20 М3Л, а 563-й – 16 Valentine VII и 14 М3Л.
Иностранные машины стали поступать и в состав частей, которые до того имели советские танки. 75-й отдельный танковый батальон, имевший в середине июля 1942 года 3 КВ-1 и 14 БТ-7, к 6 сентября получил 30 М3Л. Еще одной такой частью стала 15-я танковая бригада, в середине июля 1942 года имевшая в своем составе 9 КВ-1, 26 Т-34 и 20 Т-60. К 20 августа обескровленную в боях часть вывели в Баладжары, Азербайджан, где она получила 1 КВ-1, 3 М3С, 10 Valentine VII и 24 М3Л. Аналогичная ситуация была и со 140-й танковой бригадой , первоначально имевшей в своем составе 10 КВ-1, 14 Т-34 и 16 Т-60. Ее отправили в Сумгаит, где она получила 24 Valentine VII и 16 М3Л. Итого за короткий промежуток времени одних только М3Л в частях Северо-Кавказского фронта оказалось 124 штуки.
В боях на Кавказе
Вне всякого сомнения, М3Л с башнями D58101 оказались однозначно лучшими легкими танками Красной Армии на этом участке местности. В условиях боевых действий в горах возможность быстро перемещаться оказалась существенным плюсом. Кроме того, характер местности оказался таковым, что зачастую бои шли на дистанции в несколько сотен метров. На таком расстоянии возможностей американских танковых пушек калибра 37 мм хватало для уверенного поражения любых немецких танков того периода. Неудивительно, что эффективность М3Л в ходе боев за Северный Кавказ оказалась выше, чем на других фронтах.
Первым в бой пошел 249-й отдельный танковый батальон. 2 сентября батальон прибыл в распоряжение 11-го гвардейского стрелкового корпуса 9-й армии, части которой вели тяжелые оборонительные бои. Взаимодействовать 249-му ОТБ предстояло совместно с 62-й стрелковой бригадой, также прибывшей на усиление. В 15:30 ударная группа в составе 62-й СБр и 249-го ОТБ, действуя совместно с 8-й и 9-й гвардейскими стрелковыми бригадами и авиацией, перешли в наступление на Предмостный. Эта контратака происходила с целью отрезать прорвавшиеся к станице Вознесенской 18 немецких танков. В результате атаки части 9-й армии отчитались о 5 уничтоженных танках. На следующий день ударная группа продолжила бои в районе Вознесенской, тогда же в район боевых действий прибыл 258-й ОТБ. 6 числа 249-й ОТБ, совместно с 10-й гвардейской стрелковой бригадой и батальоном 417-го СД пошел в атаку в районе Предмостный. В это время в районе Вознесенской шли бои с немецкими танками, части отчитались о 60 вражеских машин, действовавших там. Бои за Предмостный продолжились и 7 числа. Согласно отчету 249-го ОТБ, в период с 4 по 8 сентября батальон подбил 12 немецких танков и 13 орудий. Свои потери составили 24 танка, из которых сгорело 10 и подбито 14. Из числа сгоревших 5 оказалось в неразберихе уничтожено собственной артиллерией. 5 сентября в бою погиб командир батальона капитан И.А. Маруняк. В свою очередь, танкистами 249-го ОТБ удалось захватить два исправных Pz.Kpfw.III.
Наиболее известными М3Л оказались танки из состава 258-го отдельного танкового батальона. Незадолго до того, как их ввели в бой, машины с характерными маркировками оказались в объективе фотоаппарата знаменитого корреспондента Я.Н. Халипа. Именно тогда были сделаны знаменитые кадры с танкистами в американских танковых шлемах и с пистолетами-пулеметами Thompson M1928A1. В бой 258-й ОТБ пошел 8 сентября 1942 года, действуя совместно со стрелковыми частями, которые сражались в районе станицы Терская. На следующий день этим частям пришлось отражать массированную (35-45 танков) атаку из Терской. Отдельным немецким танкам удалось прорваться к Тереку. Батальон отчитался о 18 уничтоженных и подбитых немецких танках. Всего же за период с 8 по 11 сентября танкисты 258-го ОТБ отчитались о 32 уничтоженных танках, 21 орудии и 400 убитых немецких солдатах и офицерах. Командир 258-го ОТБ майор Ю.Н. Карев за выполнение боевой задачи получил орден Красной Звезды. Отличился и политрук 258-го ОТБ П.А. Бундюков. В ходе боя его танк оказался подбит. Он перешел в другой танк и эвакуировал свою машину. Потери батальона за указанный период составили 11 сгоревших и 11 подбитых танков, из них 9 удалось эвакуировать.
Чуть ранее, 7 сентября 1942 года, в бой пошел 75-го ОТБ. Совместно с 52-й танковой бригадой и стрелковыми частями батальон участвовал в неудачном контрударе севернее Малгобека. Причиной тому стал просчет командира 52-й ТБр полковника И.А. Чернова, который решил пойти в лихую атаку. Итог оказался закономерен: потери бригады составили 2 КВ-1, 14 Т-34 и 120 человек личного состава. За этот бой Чернова 9 сентября отстранили от командования и предали суду. На 75-й ОТБ легла основная задача по поддержке стрелковых частей. Например, 9 сентября танк лейтенанта В.Н. Даурова раздавил 3 полевых орудия и 5 противотанковых ружей. После двух дней боев 52-я ТБр и 75-й ОТБ отошли с задачей позднее атаковать противника в направлении Терской.
Утром 11 сентября одна из боевых групп 13-й танковой дивизии численностью 75 танков пошла в наступление из Кизляра. Именно в этот день состоялся самый результативный бой легких танков за всю Вторую мировую войну. Вечером части 13-й танковой дивизии продолжили наступление, выдвинувшись в сторону Малгобека. Как раз в это время в Малгобек прибыло три танка из танковой роты 75-й ОТБ под командованием лейтенанта А.Я. Павкина. Выйдя на западную окраину, ими была обнаружена колонна передовых частей 13 ТД, в общей сложности 16 танков. Американские легкие танки устроили самый настоящий тир: из 16 немецких танков 11 было подбито, причем 7 записал на свой счет экипаж Павкина. Танк Павкина также был подбит, но продолжал бой. Вслед за передовым отрядом подтянулись основные силы 13 ТД (около 40 танков), но здесь уже начали действовать КВ-1 из состава 52-й танковой бригады.
Бои за Малгобек более известны как благодаря действиям КВ-1 из 52-й танковой бригады. Другой вопрос, что немецкие данные по потерям не подтверждают результативность заявки лейтенанта Петрова, по нашим отчетам подбившего в одном бою 14 танков. За весь день 13 ТД отчиталась о безвозвратных потерях 20 танков. Большая их часть оказалась потеряна как раз в результате огня группы Павкина. Таким образом, награжденный за этот бой орденом Ленина лейтенант Павкин является самым результативным асом из тех, кто сражался на легких танках. Разгром боевой группы 13 ТД мало повлиял на дальнейшие боевые действия. В 8 утра боевая группа численностью 40 танков взяла Малгобек, развивая на следующий день наступление. 52-я ТБр, а также 249-й и 75-й ОТБ заняли оборону. Интересно, что в документах 52-й ТБр включена и матчасть 75-го ОТБ. 14 сентября бригада пошла в атаку на Малгобек. В результате немцы потеряли 3 танка и до 800 человек пехоты. 75-й ОТБ потерял 5 М3Л. Еще 8 танков данного типа было потеряно в бою 16 числа. К 18 сентября американские легкие танки составляли основу сил 52-й ТБр, включивший в себя состав 75-й ОТБ: из 29 машин их было 16 штук. Всего за период с 7 по 22 сентября 1942 года 75-й ОТБ отчитался о 18 уничтоженных танках, потеряв при этом 28 М3Л, из них 9 эвакуировали.
Постепенно 52-я танковая бригада пополнялась за счет соседних частей. Например, из 249-го ОТБ 29 сентября было принято 5 танков, из них 2 М3Л. По состоянию на 4 октября в составе бригады находилось 3 КВ-1, 2 Т-34, 10 Т-60, 9 М3Л и 10 Valentine VII. На 10 октября, когда 52-я танковая бригада пошла в бой, число М3Л выросло до 15 штук. К тому моменту в составе 9-й армии появилась переформированная 15-я танковая бригада, имевшая в своем составе 24 М3Л. На передовой она появилась 8 октября, взаимодействуя с 337-й стрелковой дивизией, также в тот день поступившей в распоряжение 9-й армии. С 10 октября эти две части, совместно с 5-й гвардейской танковой бригадой, вели бои в районе Орджоникидзе (Владикавказа). В ходе неудачной атаки 11 числа было потеряно несколько танков, подбитых немецкой противотанковой артиллерией. В ходе боя 12 октября отличился механик-водитель М3Л сержант В.Дьячков, который смог вывести из боя подбитый танк, чей экипаж был убит. С 13 числа бригада находилась в обороне, организовав несколько танковых засад. Приказ об организации засад оказался своевременным: 15 октября из Малгобека двинулось в атаку до двух батальонов пехоты, поддержанной танками. Огнем из засад противник был отброшен обратно.
15-я ТБр в октябрьских боях отчиталась о 6 подбитых немецких танках, уничтожении 5 машин, 8 противотанковых пушек, 8 пулеметов и около 300 немецких солдат и офицеров. За это же время потери составили 1 М3Л и 2 М3С, подбитыми 5 М3Л, 1 М3С и 4 Valentine VII. Все подбитые танки удалось эвакуировать с поля боя. В следующий раз 15-я танковая бригада ходила в бой в самом начале ноября 1942 года. 2 ноября бригада совместно с 62-й стрелковой бригадой атаковала Гизель, заняв к концу дня оборону на его подступах. 5 ноября немецкие войска под прикрытием 16 танков контратаковали, но были отброшены назад. Атака повторилась в 2 часа дня и носила более массированный характер – до 40 танков. Оставшись без прикрытия, боевые машины были вынуждены отбиваться в одиночку. К 6 утра 6 ноября атака была отбита. Немцы потеряли 7 танков и до 100 человек пехоты. 15-я танковая бригада потеряла 6 танков подбитыми, 5 человек убито, 18 ранено.
Имелись М3Л и в действовавшей неподалеку 5-й гвардейской танковой бригаде. Туда 29 октября передали имевшиеся на тот момент 15 танков данного типа из состава 52-й танковой бригады. Получил американские легкие танки и 563-й отдельный танковый батальон. Его также сформировали в районе Сумгаита, он получил смешанный состав техники, включавший в себя М3Л и Valentine VII. К 11 сентября батальон сражался в районе Моздока. К 1 октября в его составе оставалось 10 М3Л и 6 Valentine VII. Действуя в составе войск 37-й армии, батальон участвовал в оборонительных боях. В боях за Чечен-1 (район Нальчика) он понес тяжелые потери. Отчасти вина за такие результаты боев лежит на командире 563 ОТБ капитане Т.Л. Борочуке. Согласно документам, имела место потеря управления, кроме того, батальон действовал мелкими группами совместно с пехотой. Тем не менее, имелись случаи удачного использования танков. Например, 26 октября М3Л под командованием младшего лейтенанта А.Н. Лепилова был подбит, но ответным огнем экипаж смог поразить 2 немецких танка, а позже успешно отбил атаку пехоты. 2 ноября лейтенант А.Я. Плешаков смог вытащить своим танком 3 подбитых ранее машины. В ноябре батальон вывели в Сумгаит на переформирование. Как раз к этому времени стали поступать первые Light Tank M3A1. Именно их и получил батальон при переформировании (21 танк), кроме того, в его распоряжение поступили самые первые Medium Tank M4A2. Правда, 9 танков данного типа быстро передали в 5-ю гвардейскую танковую бригаду, а взамен батальон получил 9 M3A1. Эти танки 563-й ОТБ использовал во время десанта на Южной Озерейке.
С ноября 1942 года началось пополнение за счет вновь прибывших танков и других частей Северо-Кавказского фронта. Например, уже упоминавшийся 249-й ОТБ к 1 декабря 1942 года имел в своем составе 30 М3Л. 134-й танковый полк, в начале декабря 1942 года сражавшийся вместе с 4-м гвардейским Кубанским казачьим корпусом, имел в своем составе 20 М3С и 10 М3Л. 140-я танковая бригада к 23 ноября имела в своем составе 24 Valentine VII и 16 М3Л. В сражении, проходившем 27 ноября 1942 года, она потеряла 14 Valentine VII и 5 М3Л подбитыми, а также 6 Valentine VII и 8 М3Л сгоревшими. Также в тех же боях М3Л теряли 5-я гвардейская танковая бригада (6 сгоревших и 7 подбитых) и 15-я танковая бригада (6 сгоревших и 2 подбитых). Неудачно начавшееся наступление в начале декабря стало успешно развиваться на фоне того, что немецкие войска стали отходить. Причиной тому стало тяжелое положение войск, окруженных под Сталинградом. Позже наступление затормозилось, тем не менее, основную задачу войска Северо-Кавказского фронта выполнили. План немецкого командования по захвату Кавказа и выхода к бакинской нефти провалились.
К концу 1942 года легкие танки M3 и M3A1 являлись самыми массовыми танками на Северном Кавказе. Всего за 1942 год южным путем прибыло 298 танков данного типа. Аналогичной ситуация оставалась и в последующем, поскольку за первые 2 месяца 1943 года в Баку прибыло 162 танка данного типа. Поскольку в апреле 1943 года поставки прекратились, в дальнейшем самым массовым по поставкам стал Valentine, другое дело, что к тому моменту боевые действия на Северном Кавказе уже закончились. В заключение стоит отметить, что к концу Великой Отечественной войны больше всего М3Л находилось именно на Кавказе (69 штук).
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- Память Народа
- РГАКФД
- Фотоархив автора
- John W. Barriger III National Railroad Library
-