История FIAT 508 CM, легкого итальянского командирского автомобиля на базе малолитражки FIAT 508 C Balilla 1100
Итальянское автомобилестроение еще в годы Первой мировой войны было весьма развитым. Поначалу специальных военных машин не имелось, но даже хорошо известный FIAT 15 ter получил армейскую версию FIAT-15 ter Militaire. При этом туринский промышленный гигант военной теме уделял много внимания. Достаточно того факта, что оказавшаяся в 1927 года под контролем FIAT туринская компания SPA с того же года полностью переключилась на военные заказы. Впрочем, и сам FIAT вполне работал по военной тематике. Грузовики FIAT служили в ряде армий, да и самым массовым итальянским военным грузовиком среднего класса был FIAT 626. Итальянская армия, сточки зрения оснащения, выглядела даже благополучнее французов. По несколько машин одного типа было и у них, тем не менее, ситуация выглядела всё же не столь запущенно. Если у французов были сотни машин, у итальянцев тысячи. Как говорят в Одессе, две большие разницы.
Вместе с тем, имелся у итальянской автомобильной промышленности сегмент, который находился в запущенном состоянии. Как не странно, речь шла о легковых автомобилях. Ничего удивительного в этом нет, поскольку армейские легковушки и в других армиях мира находились в низком приоритете. Много ли вы знаете английских специальных армейских командирских машин, особенно межвоенного периода? А французских? Вот и итальянцы имели иной приоритет по машинам. Сначала требовалось насытить армию современными грузовиками и тягачами, а уже потом заниматься чем-то еще. Так что подход оказался очень похожим на немецкий. В 1932 году появился FIAT 508 M (Militare), двухместный легкий командирский автомобиль на базе гражданской легковушки. Выпускался он в двух сериях, отличавшихся базовым шасси. Также имелось несколько вариантов машины, включая и грузопассажирский. На этой машине обкатали концепцию «итальянского кюбельвагена», которую далее развивали по уже отработанному сценарию.
В 1937 году началось производство новой модели FIAT 508. Она получила обозначение FIAT 508 C Balilla 1100. Цифра 1100 означала объем двигателя (1089 кубических сантиметров). Автомобиль стал крупнее своего предшественника, а штатным кузовом оказался 4-дверный седан. Разумеется, при создании этой, сугубо гражданской машины, мысли были и по поводу ее военного назначения. Впрочем, на сей раз FIAT подошел к вопросу более комплексно, чем в случае с FIAT 508 M. Если в первом случае просто поставили новый кузов, то теперь работы шли и по шасси. В результате на свет появился специализированный легкий командирский автомобиль. Он получил обозначение FIAT 508 CM (FIAT 508 C Militare), став самым массовым итальянским командирским автомобилем.
Надо сказать, что исходный облик автомобиля сильно отличался от финала. Поначалу FIAT создал полного идеологического потомка FIAT 508 M, то есть 2-местный кабриолет, причем с оформлением, которое полностью повторяла гражданскую машину. У автомобиля имелся большой багажник, но военные, в 1937 году принимавшие машину, высказали пожелание о немного иной машине. Впрочем, уже на этом этапе автомобиль отличался от гражданской модели. Клиренс вырос со 170 до 234 мм, что было весьма неплохим аргументом при езде по бездорожью. Следующим шагом стало создание в 1938 году версии Torpedo Militare Coloniale. Кузов всё же напоминал гражданский, но уже с 4 дверьми. Впрочем, C.S.M. и эта версия не устроила. Требовалось что-то более утилитарное, плюс к функционалу Torpedo Militare Coloniale имелись претензии. В результате заводское КБ под руководством Данте Джьякоза создало ту машину, которую и запустили в производство.
Представленная в июле 1938 года машина существенно отличалась от своего прародителя. По уровню отличий машина вполне сравнима с тем, как Porsche KG передела Volkswagen в Typ 82. Даже мотор был перестроен немного иначе, став менее мощным, но более тяговитым. Впрочем, разницы в лошадиные силы выглядела несущественно. 30-сильного мотора FIAT tipo 108C вполне хватало для тех задач, под которые машину создавали. При массе 930 кг (полная масса 1152 кг) удельная мощность была вполне приличной. Мотор получил электрический бензонасос, да и само шасси оказалось сильно доработанным. Если гражданский FIAT 508 C получал 15-дюймовые колеса, то военное шасси имело 18-дюймовые колеса. Объем топливного бака увеличили с 32 до 40 литров, а сама машина стала длиннее. Одним словом, ни разу не «эрзац». Да, с приводом только на задние колеса, но о простой доработке гражданского шасси речи не идет. Машина стала чуть медленнее, но за счет доработок шасси проходимость оказалась заметно выше.
От гражданского кузова не осталось ни единого элемента. Даже капот и передние крылья полностью переделали. Кузов получился хоть и упрощенным, но не лишенным изящества. Немецким квадратным коробкам из дерева, обшитых жестью, было до FIAT 508 CM далеко. При этом нельзя сказать, что итальянцы занимались перфекционизмом. Все решения были строго по делу, но не так топорно, как это делали немцы. Даже двери, и те выглядели полноценной конструкцией, а не весьма примитивной на вид (но весьма сложными по конструкции) штуковиной.
Без необычных решений не обошлось: у итальянской командирской машины ручек для открытия дверей снаружи не было. Впрочем, с кузовом фаэтон это не проблема. Вполне удачно был реализован мягкий верх, который, к слову, тоже получился весьма аккуратным. Одним словом, если вы хотите увидеть образец правильного подхода к изготовлению военной машины из гражданской, то FIAT 508 CM едва ли не лучший пример.
Производство FIAT 508 CM началось с 1939 года. В отличие от предшественника, автомобиль выпускался всего с одним вариантом кузова — 4-дверный седан. Пикап FIAT выпускал отдельно, причем речь шла о совсем другой машине, достойной отдельного рассказа. А вот что уже было на базе непосредственно седана, другой разговор. Для начала, был доработанный вариант машины, который именовался FIAT 508 C Coloniale. Он получал более «пузатые» покрышки на 16-дюймовых дисках, поскольку в песке нужны другие колеса. Также появлялись крепления для канистр, а запас топлива вырастал до 70 литров. Дальность хода тоже выросла — до 570 километров (при штатных 320). Могли крепиться фара-искатель, трос и другое оборудование. А заодно и вертлюг для пулемета Breda 30. Вполне серьёзный аппарат для действий в пустыне.
Имелась и специальная версия штатного FIAT 508 CM. Машина предполагалась и в качестве связной, а это означало и наличие радиостанции. Так появилась радийная версия машины, равнозначная немецкой модификации Kfz.3. Радиостанция размещалась в багажнике, при этом антенну вывели на его крышу, плюс на переднюю часть капота. Также по бокам багажника появились воздуховыводы. Конструкция антенны немного странная, больше она напоминает размещение радиостанции в самолете.
FIAT 508 CM можно было видеть везде, где присутствовали итальянские войска. Этому способствовала и весьма крупная серия: с 1939 по 1945 годы построили около 6000 машин, из них последние (1944-45 годов выпуска) поставлялись уже немцам. Также существовала специальная версия машины, построенная тиражом в 50 штук. Назвалась она FIAT 508CM Berlina FO. FO означало Fronte Orientale, то есть Восточный Фронт. Появилась она в декабре 1941 года после того, как итальянцы познакомились с Генералом Морозом. По большому счету, это совершено другая машина, получившая новый кузов и капот, а также печку.
Основная часть FIAT 508 CM, которая воевала у нас, была самой обычной. Естественно, отсутствие полного привода и стандартный протектор шин явно не способствовали повышению проходимости. Тем не менее, на фоне обычных легковых машин итальянский «кюбельваген» смотрелся вполне на уровне. Позже часть из них оказалась потерянной под Сталинградом, некоторые стали трофеями. Они даже иногда мелькают в фильмах.
После того, как в сентябре 1943 года Германия оккупировала часть Италии, в руки немцам попали и FIAT 508 CM. Применялись они по прямому назначению. Дороги в Италии были вполне неплохими, так что машина справлялась со своими обязанностями. После окончания войны некоторое время машины еще послужили в войсках, а потом их потихоньку списали.
Надо сказать, что Fiat 508 CM оказались весьма живучими. Не то, чтобы их сохранилось много, но на фоне других итальянских командирских машин разница очевидная. В самой Италии таких машин наберется где-то с десяток, есть они и других странах. Как минимум пара автомобилей оказалась в России. Один есть в коллекции «Трофейные Машины» Максима Зубарева, вторая на выставке «Моторы Войны». Можно видеть их и на ходу, причем ездят эти машины весьма неплохо. Главное помнить, что это всё же не джип.
В заключении стоит лишний раз сказать, что конструкторское бюро FIAT создало оптимальную машину на базе гражданского шасси. Итальянцы не поленились существенно переработать базу, создав если не внедорожник, то уж точно машину повышенной проходимости. Машину утилитарную, но не лишенную изящества. В дальнейшем концепция Fiat 508 CM послужила основой для еще нескольких «кюбельвагенов», куда менее известных.
Список источников:
- Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
- Fiat 508 CM (Notiziario Modellistico), GMT
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kiubelvagen-poitalianski-61b341b187b1ae3a98534d53?&