Импровизированная и заводская защита боевого отделения американских истребителей танков GMC M10/M36 от атак сверху
Содержание:
Концепция самоходной артиллерии такова, что на ней, как правило, устанавливается более мощная, чем на базовом танке, артиллерийская система. Бесплатного сыра в мышеловке не бывает, за всё приходится чем-то платить. Чаще всего установка на то же самое шасси более мощного орудия подразумевает использование неподвижной рубки. Кроме того, орудие, чаще всего, размещалось в носовой части машины, что приводило к дополнительной нагрузке на передние опорные катки. В случае с американскими истребителями танков военного периода платой за более мощное орудие стало заметное снижение толщины брони. Это позволило снизить массу машины и повысить подвижность, но при этом уязвимость от вражеского огня выросла.
Концепция американских истребителей танков, больше похожих на танки, имела свою специфику. Боевое отделение этих машин делалось открытым сверху. Это позволяло снизить боевую массу, а заодно кардинально решить вопрос вентиляции. Правда, и минусов хватало. Во-первых, никаких боковых смотровых приборов на этих САУ не предусматривалось. Расчет мог только поднять голову, с риском получить пулю. Во-вторых, открытая сверху башня была уязвима от огня сверху. Особенно это стало очевидно осенью-зимой 1944 года. Сложившаяся ситуация привела к появлению импровизированных средств защиты от вражеского огня. Поначалу наверху с этим пытались бороться, но затем сделали правильные выводы и возглавили процесс.
«Помоги себе сам!»
Поначалу на то, что боевое отделение GMC M10 уязвимо для осколков нарядов, пуль и гранат, летящих сверху, особого внимания не обращали. Причины надо искать в особенностях боевого применения американских истребителей танков в 1943-44 годах. Риск получить сверху гранату был не особо велик, особенно в Северной Африке и Италии. Даже в Нормандии, где американцам пришлось повозиться с немцами, любившими устраивать засады в бокажах, ситуация выглядела не столь критичной.
Между тем, у американских самоходчиков были их коллеги из Красной Армии. Вопреки публикациям, где якобы экипажи СУ-76 самостоятельно снимали крыши рубок, ситуация выглядела совершенно иначе. Как только в войска пошли СУ-76М, на которых крыши не имелось изначально, пошли жалобы на поражения расчетов САУ сверху. Это могли быть и осколки снарядов, и вражеские пули/гранаты, прилетавшие, в том числе, и с верхних этажей зданий. Поэтому, с конца 1943 года, началось самовольное изготовление крыш рубок из подручных материалов. Самоходному Управлению ГБТУ КА пришлось на это реагировать. Полноценной крыши СУ-76М так и не получили, но повышение высоты кормовых листов рубки — прямой результат данных работ.
Американские самоходчики начали страдать от подобной напасти год спустя. Собственно говоря, уже в Нормандии нередко возникали ситуации, когда крыша могла спасти от гибели, или тяжелых ранений. Кроме того, вылезала проблема обзорности. Критичной ситуация стала осенью 1944 года, в ходе боев в Нидерландах и на северо-востоке Франции. Немецкое сопротивление стало более упорным, а случаи поражения САУ сверху более частыми.
Надо сказать, что поначалу Истребительное командование американской армии не придало особого значения жалобам дивизионов истребителей танков. Ничего удивительного тут нет: 1944-45 годы американское танкостроение может себе записать скорее в минус. Случаев, когда наверху старательно не замечали жалоб снизу, более чем достаточно. В результате случалось то, что можно называть как революция снизу. Это когда командиры подразделений, откровенно плюнув на мнение вышестоящего командования, самостоятельно переделывали танки и САУ.
Американские самоходчики оказались не одиноки. Похожие проблемы осенью 1944 года испытывали их английские коллеги, служившие на истребителях танков M10C (или Achilles IC). Судя по всему, именно англичане стали первыми, кто приладил к башне M10 крышу. В ноябре 1944 года, во время боев в районе Беринге, Нидерланды, как минимум один из M10C уже имел крышу боевого отделения. Далее эта конструкция изредка встречалась и на других «Ахиллесах», у разных подразделений она отличалась. В каких-то случаях защита обеспечивалась спереди сверху и частично с боков. Получился своеобразный козырек, не особо мешавший и имевший минимальную массу. Вместе с тем, имелись и полноценные крыши, с откидными секциями.
Американские самоходчики начали проектировать подобное примерно в то же время — осенью 1944 года. При этом практически сразу речь шла о полноценной крыше. Наиболее известны разработки ремонтников из 813-го дивизиона истребителей танков. Разработанная ими конструкция имела откидные секции в задней части, а также смотровые щели. Тем самым обеспечивалась не только защита сверху, но и безопасный обзор по сторонам. Понятное дело, что смотровые щели были уязвимы, но лучше так, чем просто высунуть голову.
Надо сказать, что крыши могли отличаться по конфигурации, но в целом американские разработки были похожи на детища 813-го дивизиона. Также полезную разработку оценили и французские самоходчики, воевавшие на GMC M10. По крайней мере, GMC M10 с крышами в составе FFL встречались.
Не обошли стороной такие разработки и GMC M36. Известны они гораздо меньше, тем не менее, самодельные крыши встречаются и у этих истребителей танков. Иногда на крышах также крепили вертлюги для пулеметов, потому как чем-то надо было отбиваться от немецкой пехоты. Как и в случае с M10, одной из целей при установке крыши являлось обеспечение безопасного обзора по сторонам. Почему ни на M10, ни на M36 не стали ставить перископы, вопрос открытый.
Хорошо, но поздно
Реагировать Истребительное командование начало только после немецкого контрнаступления в Арденнах. Также американские военные явно видели самопальные разработки самоходчиков из 813-го дивизиона. Именно посещение этого подразделения, случившееся в первой половине января 1945 года, и стало отправной точкой при разработке заводских крыш.
Надо сказать, что на сей раз в Истребительном командовании резину не тянули. К 20-м числам марта 1945 года были подготовлены комплекты крыши для GMC M10. Параллельно аналогичные конструкции были изготовлены и для других истребителей танков — GMC M18 и GMC M36. Также крышу изготовили и для гусеничных машин снабжения AUV M39.
Общая концепция крыши была одинакова для всех образцов. К верхним листам башни приваривались планки и уголки, которые служили основаниями для крепления крыши. Сама она состояла из катаных стальных листов толщиной 9,5 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки. В случае с крышей для GMC M10 явно было видно, что использовался опыт 813-го дивизиона. Это означало, что крыша имела неподвижную переднюю и заднюю секции, а также откидные панели, выполнявшие роль люков.
Вместе с тем, «заводская» разработка имела целый ряд принципиальных отличий. Во-первых, крепилась крыша «точечно», на болтах, что позволяло, в случае необходимости, ее быстро снять, либо поставить. У полевых импровизаций такое сделать не представлялось возможным. Идея быстрого монтажа была правильной, поскольку крыша требовалась далеко не всегда, а лишнюю массу таскать особого смысла не имело. Во-вторых, между крышей и башней имелись щели, причем на передней секции боковины крепились на петлях, то есть могли откидываться. Это обеспечивало нормальный обзор и вентиляцию боевого отделения. В-третьих, при разработке крыши внимание уделялось и удобству работы с зенитным пулеметом. Правда, сама по себе зенитная установка оказалась неудобной, так что проще было вести из нее огонь снаружи.
Получившаяся конструкция получилась не только удобной, но и легкой. Ее масса составила всего 363 кг, а монтаж не представлял никаких проблем. 23 марта в Форт-Худ прошли испытания крыши, причем GMC M10 находилась в наивысшем приоритете. Больше того, изготовили крышу для двух вариантов башни — обычной и расширенной сзади. По результатам испытаний комиссия указала 10 пунктов для переделки, но в целом идея оказалась одобренной.
Увы, как это часто бывало в американскими разработками конца войны, «заводская» крыша опоздала. Вспоминается «он и в третий раз ходил за ёлкой, и добыл её… но это было уже весной, и он отнес ёлку обратно.» В конце марта 1945 года крыша для GMC M10 была уже не актуальной. Уже к 20 февраля 1945 года самым массовым американским истребителем танков на фронте была GMC M36. Весной 1945 года GMC M10 стали стремительно исчезать из частей, уступая дорогу M36. Одним словом, крыша для M10 была уже не нужна. Не стали ее делать и на GMC M18.
Вместе с тем, пустой тратой времени съемная крыша не стала. Как уже говорилось выше, создавалась съемная крыша сразу для нескольких САУ. И если GMC M10 ее не дождалась, то GMC M36 массово получали такие крыши. Конструктивно они мало отличались от исходного варианта. В мае 1945 года началась «допечатка» GMC M36, а также выпуск GMC M36B2. Эти истребители танков, с самого начала, оснащались крышами. Правда, на войну они уже не успели.
Воспользоваться американскими наработками смогли те, кому позже попали GMC M36 и M36B2. Это, прежде всего, французы и югославы. Добрая половина САУ семейства M36, доживших до наших дней, имеют эту самую крышу. Ее наличие — верный знак, что машина имеет послевоенную конфигурацию. Некоторые хитрецы крыши снимают, но крепления срезать им лениво. Так что тот, кто знает подобные нюансы, быстро всё вычислит.
Список источников
- US NARA
- US Signal Corps
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- www.tankdestroyer.net
источник: https://dzen.ru/a/Y1DmfLxrFGlIjP8k