История легкой штурмовой САУ Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), она же Grille
Содержание:
В начале Второй мировой немецкая армия ощутила острую необходимость в самоходных артиллерийских установках. Прежде всего, требовалась подвижная противотанковая пушка, более мощная, чем 3,7 cm Pak, а также подвижное 149-мм пехотное орудие sIG 33. Эта система с раздельным заряжанием обладала особенностями нескольких типов орудий, впрочем, для самоходной тяги более предпочтительной стал огонь прямой наводкой. Осколочно-фугасный снаряд массой 38 кг, который содержал в себе почти 8 кг взрывчатки, мог с пары попаданий разнести небольшой кирпичный дом. Этим активно пользовались в мае-июне 1940 года, когда в бой пошли 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Они стали первыми немецкими серийными штурмовыми САУ. Конечно, первый блин оказался отчасти комом, поскольку САУ получилась слишком высокой. К тому же база Pz.Kpfw.I Ausf.B получилась перегруженной. Тем не менее, в войсках (а шли 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B на комплектование батарей при танковых дивизиях) новинку оценили.
Успех боевого применения 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B сподвиг немецкое командование на дальнейшие работы по теме легких штурмовых САУ. Следующей такой разработкой стала 15 cm sIG 33 B Sfl. Поначалу речь шла о неизменном шасси Pz.Kpfw.II, но испытания опытного образца показали, что такой подход не работает — слишком тесно. Поэтому появилось переделанное шасси. Впрочем, 15 cm sIG 33 B Sfl оказалась неудачной машиной, у которой мотор явно не соответствовал шасси. Неудача со второй легкой штурмовой САУ не остановила работы. В запасе оставалось еще одно шасси — Pz.Kpfw.38 (t). Оно больше подходило для таких разработок. Так на свет появилась Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), самая массовая немецкая САУ со 149-мм орудием sIG 33.
Чешское шасси для немецкого пехотного орудия
То, что шасси Pz.Kpfw.II маловато для 15 cm sIG 33, немцы поняли еще летом 1941 года. Дело в том, что 15 cm sIG 33 B Sfl получалась явно не легкой — порядка 16 тонн. Это уже масса, очень близкая к среднему танку. У самих немцев подобного танка не имелось, а вот у протектората Богемия и Моравия (так тогда именовалась Чехия) — был. В июне 1941 года хорошие результаты показал опытный средний танк Pz.Kpfw. Škoda T-22. Его в то время рассматривали с точки зрения вполне серийной машины. Неудивительно, что шасси Pz.Kpfw. Škoda T-22 стали рассматривать как возможную базу для 15 cm sIG 33.
В июле 1941 года Škodawerke получила задание на разработку такой машины. Она предполагалась с открытым сверху боевым отделением, но при этом толщина лобового листа корпуса и рубки составляла 50 мм. Боевая масса оценивалась в 16 тонн, а максимальная скорость в 50 км/ч. Это делало боевую машину перспективной разработкой. Она могла легко сопровождать танковые части, а легкое противоснарядное бронирование позволяло потенциально противостоять огню 45-мм орудий. Правда, с учетом качества чешской брони, насчет надежной защиты от 45-мм ПТО есть сомнения. В любом случае, о реальных свойствах машины, получившей обозначение Voss II (в честь доктора Вильгельма Фосса, который в 1941 году возглавил Škodawerke), судить невозможно. Поскольку программа Pz.Kpfw. Škoda T-22 забуксовала, Voss II застряла на стадии проектирования.
Летом 1942 года работы по Voss II забуксовали окончательно. Между тем, разработка штурмовых САУ, вооруженных 15 cm sIG 33, разделилась. С одной стороны, появилась потребность в средних штурмовых САУ, причем с закрытым боевым отделением и броней порядка 80 мм. С другой же стороны, никуда не делась потребность в подвижных машинах легкого класса. Кроме того, толстобронные штурмовики могли бить только на прямую наводку, но часто требовался навесной огонь. Всё это привело к тому, что в марте 1942 года BMM и Alkett получили задание на разработку похожей САУ с использованием шасси Pz.Kpfw.38 (t). Роль BMM сводилась к подготовке шасси, общая же разработка машины легла на плечи Alkett. Окончательное решение о базе Pz.Kpfw.38(t) было принято 1 сентября 1942 года, что несколько задержало разработку машины.
В Шпандау уже имелся опыт разработки 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B и 15 cm sIG 33 B Sfl, но новое шасси стало серьёзным вызовом. Неудачный опыт создания 15 cm sIG 33 B Sfl показывал, что удлинение шасси приводит к отрицательному результату. Кроме того, это тут же вносило массу проблем в производственный процесс. Посему шасси Pz.Kpfw.38(t) трогать не стали. Правда, в отличие от истребителей танков на той же базе, сохранять родной лобовой лист подбашенной коробки не стали. Это позволило избавиться от ненужных «ступенек», боевое отделение и отделение управления оказалось совмещенным.
Отчасти новая разработка Alkett имела отношение к САУ, которые разрабатывал Альфред Беккер. Такие аналогии можно проводить смело, особенно с учетом того, что у Беккера с Alkett были тесные связи. Конструктор-самоучка первым догадался максимально использовать шасси машины, «залезая» на надмоторную плиту. Именно это можно наблюдать в случае с Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), такое обозначение получила САУ на базе Pz.Kpfw.38 (t). Машина получила рубку с толщиной лба 25 мм, а бортов 15 мм. Рубка частично залезала на надмоторную плиту, что несколько усложняло обслуживание двигателя. Правда, это было не столь и критично, поскольку снять кормовой лист и откинуть, на петлях, задние боковины рубки, не являлось совсем сложной задачей. Также возникала проблема, связанная с высотой машины. Она достигла 2400 мм, впрочем, истребители танков на той же базе получились еще выше.
Плюсов у такого боевого отделения оказалось больше. Для начала, боекомплект составил 15 выстрелов. Конечно, распихивать его пришлось по всей машине, но у 15 cm sIG 33 B Sfl он был всего 10 выстрелов. А у гораздо большей по габаритам САУ Hummel — 18 выстрелов. Переработанное орудие, получившее индекс 15 cm sIG 33/1, занимало куда меньше места в боевом отделении. Этого удалось добиться, в том числе, за счет существенной переделки тумбы, которая стала куда компактнее и легче. Расчет, по сравнению с 15 cm sIG 33 B Sfl, вырос до 5 человек, правда, поначалу размещение командира получилось не рациональным. Наконец, боевая масса Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) выросла, по сравнению с базовым шасси, незначительно — до 11,5 тонн. Это позволило сохранить подвижность на уровне базовых шасси.
По итогам получилась оптимальная штурмовая САУ легкого класса. Конечно, подобная машина требовала специального шасси, но такового у немцев не имелось. Кроме того, до определенного момента легкие штурмовые САУ находились в низшем приоритете, поскольку требовались истребители танков. BMM на тот момент была занята выпуском Sfl.38(t) mit 7,5 cm Pak 40, несмотря на подписание контракта по выпуску 200 «штурмовиков», на тот момент оказалось не до них. Приступить к выполнению контракта удалось с февраля 1943 года. Как и в случае с Sfl.38(t) mit 7,5 cm Pak 40, использовался задел шасси Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H, касалось это и разброса по серийным номерам.
Серийные Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) несколько отличались от опытного образца. Ключевым отличием стала рокировка мест командира и заряжающего. Сидящий спереди-справа командир оказался явно не на своём месте, поэтому его переместили, вместе с радиостанцией, в задний левый угол. Второй заряжающий уехал на его старое место, вместе с зарядными укладками. Такая рокировка оказалась верным решением. Командир теперь сидел на своём месте и почти никому не мешал.
Производство САУ, которая позже стала именоваться Grille (кузнечик), шло неспешно. Причины крылись в ограниченных возможностях BMM. Ничто не мешало загрузить производством этой машины Škodawerke (тем более что речь шла о переделке, а не полной сборке), но Пльзень как-то осталась в стороне. По планам, первые 25 машин ожидались в январе 1943 года, 15 в феврале, 40 в марте и по 45 в апреле-июне. По факту выпуск шел несколько иначе. В январе 1943 года ничего не сдавали, в феврале сдали 25 машин, в марте 40, в апреле-мае по 52 штуки, и в июне 31. Последние 10 машин, вне основного контракта, сдали в октябре 1943 года. Итого 210 штук с разбросом серийных номеров 1950-2637. Вроде бы немного, но это самая массовая немецкая САУ с орудием 15 cm sIG 33.
Шустрые тяжелые орудия для танковых дивизий
С точки зрения получателей Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) никаких изменений не произошло. С самого начала предполагалось, что самоходные орудия данного типа будут идти в состав батарей тяжелых орудий при танковых дивизиях. Под них еще 1 февраля 1941 года подготовили штат K.St.N. 1120 (Gp). Изначально его готовили под 15 cm sIG 33 B Sfl, поскольку их предполагалось получить аж 481 единицу, но как-то не срослось. В дальнейшем штат K.St.N. 1120 (Gp) подвергся изменениям. Первая редакция K.St.N. 1120a появилась еще в январе 1943 года, а окончательно ее утвердили 1 мая 1943 года. Согласно этому штату, батарея состояла из 3 взводов по 2 САУ в каждой.
Такой штат означал, что небольшой объем выпуска не сильно мешал работе по заполнению батарей новыми САУ. Вместе с тем, теперь часто орудия шли не по 1 батарее на танковую дивизию, а по 1 батарее на 1 танковый полк. Поступление матчасти началось с 20 апреля (не иначе, подарок фюреру), по 2 батареи получили 1-я, 16-я, 24-я и 26-я танковые дивизии. Также по 2 батареи получили 3-я и 29-я моторизованные дивизии. Еще 6 машин получила моторизованная дивизия «Фельдхернхалле». Как можно заметить, часть машин получили дивизии, переформированные после их уничтожения в Сталинграде.
Вторая волна поставок Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) случилась в мае-июне 1943 года. Среди получателей оказалась моторизованная дивизия «Великая Германия», туда ушло аж 16 машин. Остальные получали стандартные 2 батареи по 6 машин в каждой. При этом среди получателей оказалось всего две танковых дивизий — 17-я и «Герман Геринг». В основном получали машины СС-овцы — «Лейбштандарт», «Рейх» и «Мертвая Голова». Уже в июле по 2 батареи получили 2-я, 4-я и 5-я танковые дивизии, остальные поставки носили штучный характер, они производились для восполнения потерь. Последние 4 машины, уже с капитального ремонта, получила 1-я лыжная бригада.
Дебютом Grille, как эта машина еще в мае 1943 года проходила по переписке, стала операция «Цитадель». Первыми эти САУ применили в «Лейбштандарте» и «Великой Германии», но в июле 1943 года их использовали и другие части — 2-я ТД, 4-я ТД, «Рейх» и «Мертвая Голова». Поначалу потери оказались минимальными, поскольку именно как штурмовики они применялись редко. По крайней мере это касалось СС-овцев. А вот танковые дивизии, судя по всему, продолжали использовать тактику «любая повозка с пушкой — это танк». По крайней мере, первые безвозвратные потери Grille зафиксировали в июле 1943 года за 2-й ТД. Еще 6 машин, в августе-сентябре 1943 года, потеряла 4-я ТД, это были едва ли не самые большие потери данных машин в тот период.
Потери стали расти по мере того, как началось отступление после неудачной операции «Цитадель». У «Лейбштандарта» безвозвратные потери начинаются в декабре 1943 года, именно их СУ-150, как она проходила по документам, оказалась на НИБТ Полигоне. Когда именно случилась «потеряшка», история умалчивает. Несмотря на рост потерь, Grille оказались весьма живучими машинами. Отчасти по той причине, что больше требовалось вести навесной огонь. При этом Grille оказывалась между Wespe и Hummel. Обеим машинам она уступала по дальности ведения огня.
Несколько странный промежуточный статус имел прямое влияние на объемы выпуска. С одной стороны, высокий силуэт, в сочетании с противопульной бронёй, не давал больших шансов на выживание при непосредственной поддержке пехоты. С другой стороны, уже упомянутая дальность стрельбы создавало проблемы при ведении навесного огня. Дальнейшее развитие темы САУ с 15 cm sIG 33 показывало, что больше был нужен именно штурмовик. Тем не менее, плохой Grille назвать сложно. Она скорее не плохая, а нишевая машина.
В настоящее время известен всего один сохранившийся образец Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.). Весной 1945 года машина утонула в реке Энс, Австрия. В 2000 году ее вытащили со дна, ныне она находится в коллекции технического музея Бад-Ишль. Правда, когда САУ восстановят, вопрос открытый. Досталась она в плохом техническом состоянии, а реставрация пока не форсируется.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- Архив ČKD
- eBay
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
- Nuts & Bolts Vol. 26: 15 cm s.I.G. 33/2 Grille Ausf H. Sd Kfz 138/1, Heiner F. Duske, Tony Greenland, Detlev Terlisten, Nuts & Bolts, 2010
-
источник: https://dzen.ru/a/Yt-3EgvIbWQwlFf1