История английского танка-истребителя Challenger I (A30)
Содержание:
К началу Второй мировой войны английская армия получала танки трех классов — легкие, крейсерские и пехотные. Легкие танки, впрочем, частенько записывали в легкие крейсерские, тем более что и среди пехотных танков имелись машины, близкие легкому классу. Надо сказать, что еще в довоенный период появилось понятие «тяжелый крейсерский танк». Если под «легкими крейсерами» подразумевались боевые машины, близкие по характеристикам к БТ-7, то «тяжелый крейсер» больше напоминал Т-29. Из этих танков (A14 и A16) ничего путного не получилось, но желание получить более крупный танк, идеологически явно претендовавший на место «Виккерса 16-тонного», никуда не исчезло. Просто требовалось подождать.
Крейсерские танки получились у английских инженеров не сразу. Эти боевые машины отличались более-менее высокой подвижностью, но при этом постоянно были какие-то проблемы. То с надежностью, то с броневой защитой, то с вооружением, то со всем сразу. Тем не менее, летом 1944 года в Нормандии появились вполне приличные крейсерские танки Cromwell. Конечно, они попали на фронт поздновато, тем не менее, на фоне тех же Pz.Kpfw.IV смотрелись явно неплохо. Кроме того, ближе к концу 1944 года в войсках появилась весьма примечательная боевая машина на шасси Cromwell. Речь идет о Challenger I, официально крейсерском танке, неофициально это был танк-истребитель.
Большой «крейсер» вместо аналога TOG
История Challenger I началась весьма необычно. Дело в том, что изначально предполагалось получить не крейсерский танк, а штурмовой. Про эту категорию танков обычно не вспоминают, поскольку она у англичан не получилась. Ни один штурмовой танк в серию так и не пошел, хотя эти машины на слуху. Первым из них стал TOG (The Old Gang), который разрабатывался William Foster & Co, а последним — Assault Tank A39, он же Tortoise. Предполагалось, что штурмовые танки будут использоваться как классические танки прорыва, но работы по ним двинулись куда-то не туда. А далее появился танк, который потенциально мог стать альтернативой TOG.
15 июля 1941 года Майкл Дьюар, глава Британской Закупочной Комиссии, поднял вопрос о закупке в США 500 тяжелых танков Heavy Tank T1. Американский тяжелый первенец выглядел явно лучше, чем TOG. При схожей броневой защите и габаритах Heavy Tank T1 был быстрее и явно более приспособленным к серийному выпуску. 22 августа того же года прозвучала мысль о том, что английскую версию американского танка неплохо бы вооружить английской системой. Как раз в это самое время активно шла разработка 17-фунтовой (76-мм) противотанковой пушки. Данная система предусматривалась и как танковая, но на тот момент буксируемый вариант был более приоритетным. В войсках 17-фунтовая пушка появилась уже в 1942 году, а вот с танковой версией системы началась битва титанов.
Надо сказать, что в случае с Heavy Tank T1 установка 17-фунтовой пушки официально прозвучала спустя полгода — 17 февраля 1942 года. На это предложение американцы ответили отказом, поскольку 76-мм пушка T9 уже находилась в серийном производстве. Впрочем, это уже являлось формальностью, да и у англичан разработка танка с такой пушкой началась еще 13 мая 1941 года. Предполагалось, что пехотный танк, вооруженный таким орудием, будет иметь толщину лобовой брони 150 мм. В качестве главного разработчика танка выступал Оливер Лукас, глава отдела разработки (CGRD) в Министерстве Снабжения. Но этот проект быстро исчез, поскольку на горизонте замаячил Heavy Tank T1. Тогда на свет появился 50-тонный вариант танка, который упомянули 9 сентября 1941 года. Толщина брони снизилась до 100 мм. Впрочем, и этот вариант выглядел не очень убедительно. Джеффри Бертон из Генерального Штаба указывал, что при текущей спецификации танк получался явно тяжелее 50 тонн. Это существенно осложняло его транспортировку по железной дороге.
Результатом стало то, что вместо TOG, от которого осталась схожая конструкция башни, стал создаваться пехотный танк на базе крейсерского танка. Альтернативный Heavy Tank T1. Как раз к концу 1941 года стал формироваться облик крейсерского танка Cromwell (A27M), который вырос из крейсерского танка A24 (Cavalier). Главным его отличием стал двигатель Rolls-Royce Meteor, танковая версия мотора Merlin. Разработал этот двигатель Уильям Роботам, он же главный конструктор Rolls-Royce по танковым шасси. 9 декабря 1941 года Роботам предложил создать пехотный танк на базе Cromwell, данный проект известен как A28. Тогда же был предложен и тяжелый танк с боевой массой 40-45 тонн. Для него планировался Meteor, форсированный до 900 лошадиных сил.
Данное предложение вылилось в еще один пехотный танк, A29, также носивший имя собственное Clan. Он также базировался на шасси Cromwell, правда, очень сильно измененном. Поскольку боевая масса A29 составила 45,7 тонн, ходовая часть оказалась совсем другой. Достаточно сказать, что танк планировался 4-гусеничным. Машина должна была получить Rolls-Royce Meteor, форсированный до 700 лошадиных сил, что позволило бы развивать скорость до 40-48 км/ч. При этом толщина лобовой брони составляла 127 мм. Рост массы оказался связан не только с более толстой бронёй. A29 получал башню с 17-фунтовой пушкой, разработанную фирмой Stothert & Pitt Ltd. Она была аналогична башне, которую создавали для TOGII*. Чтобы ее поставить, шасси пришлось удлинять.
Впрочем, A29, аналогично A28, так и не вышел за рамки «бумажных» работ. К 9 мая 1942 года на свет появился еще один танк, созданный как альтернатива A29. Им стал A30, всё то же самое, но на ходовой части Cromwell, обычным мотором Rolls-Royce Meteor и броневой защитой на уровне базового танка. Таким образом, вместо штурмового танка получался танк-истребитель.
A29 еще некоторое время сохранялся: была разработана облегченная версия танка, чья боевая масса снизилась до 32,5 тонн. Подвеска оставалась старой, но танк стал 2-гусеничным. Но было очевидно, что A30, унифицированный с Cromwell на более чем 90%, выглядит более перспективной машиной. Тем более что ходовая часть A29 была исключительно на бумаге, и как был она повела, большой вопрос.
Как и в случае с Cromwell, реализация проекта A30 легла на плечи Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Согласно планам, на изготовление трех опытных образцов танка выделялось три месяца. Такая скорость разработки не должна удивлять. Помимо высокой степени унификации шасси с Cromwell, также была высокая степень унификации с башней TOG II. С него брали и систему поворота башни. Впрочем, поскольку масса шасси возрастала, ходовую часть пришлось переделывать. Ширину траков увеличили с 356 до 394 мм, также чуть доработали опорные катки.
Первый опытный образец A30, обозначавшийся как A30 Pilot A, прибыл в Фарнборо 29 июля 1942 года. Поскольку Stothert & Pitt Ltd со своей задачей вовремя не справились, вместо башни и пушки поставили макет. Показывали его вместе с Cromwell, при этом ситуация вокруг танков была весьма напряженной. Как и в целом вокруг новых крейсерских танков. Неслучайно боевой дебют Cromwell состоялся в июне 1944 года, машину преследовали различные проблемы. То же самое касалось и A30. Испытания в Фарнборо (за август машина прошла 480 километров) показали, что боевая масса 32,5 тонны предельна для шасси, поэтому требовалось снизить массу до 31 тонны. Это решили снижением толщины внутренних бортов корпуса с 25 до 14 мм. Таким образом, общая толщина бортов снизилась до 28 мм.
Между тем, шло обсуждение роли A30 в системе вооружения. 20-21 октября 1942 года прошло большое совещание руководства Военного Министерства и Министерства Снабжения. На нем присутствовали и представители артиллерии. Несмотря на то, что работы по САУ шли со скрипом, о самоходной артиллерии вполне думали. Были мысли о такой роли A30, но совещание расставило всё на свои места. A30 — это танк, а не САУ. Параллельно с этим шли испытания. К 20 октября переделанный прототип A30 преодолел 619 километров, из них 306 танк прошел по шоссе и 313 по проселку. Отмечалась высокая плавность хода, но при этом имелись и механические неисправности. Так или иначе, но подвижностью танка-истребителя остались довольны. Уже никто не вспоминал, с чего же началась его история.
Различные изменения привели к тому, что работы по опытным образцам машины затянулись. Так или иначе, но все три пилотных образца изготовили (их строили из конструкционной стали), их использовали как для ходовых, так и для огневых испытаний. Потребность в танках, вооруженных 17-фунтовыми пушками, была высокой. На уже упоминавшемся совещании 20-21 октября 1942 года прозвучала цифра в 1150 танков. Главная проблема заключалась в том, что в конструкцию танка, аналогично Cromwell, вносились всё новые изменения. Касалось это, в том числе, и броневой защиты.
Поначалу, в октябре 1942 года, речь шла о партии из 25-30 танков. Но в дальнейшем объем заказа вырос. 21 января 1943 года, после осмотра доработанного A30 Pilot B, комитет, куда входили представители различных структур, дал указание о выпуске 200 танков первой производственной серии. Окончательное решение о выпуске первой серии из 200 A30 было принято на совещании комитета 9 февраля 1943 года. Они получили регистрационные номера в диапазоне T.271901–T.272100. Таким образом, вопрос о серийном выпуске A30 решился. Впрочем, это был еще не финал работ по формированию облика танка, да и ситуация вокруг серийного выпуска продолжала развиваться.
В тени «Кромвеля»
1943 год стал для большинства танкостроительных держав годом перфекционизма. Так сложилось, что именно в этот год было создано наименьшее число танков, запущенных в серийное производство. Вот и англичан не миновала эта ситуация. В тот же день, когда утвердили выпуск 300 A30, началось обсуждение других машин, оснащенных 17-фунтовыми орудиями. Из этих идей позже выросли истребитель танков Avenger и крейсерский танк A34, более известный, как Comet. Производство танка всё не начиналось, зато три опытные машины постоянно дорабатывались.
На этом фоне выпуск A30 постепенно откладывался. Согласно планам от 9 сентября 1943 года, первые серийные машины ожидались в конце года. Пока суть да дело, пошло обсуждение танков со сварными корпусами, а также переход на сварку башен. Пилотные машины, подобно Cromwell, частично собирались на болтах, хотя уже забрезжил свет в конце тоннеля. Лобовая часть башни делалась литой, без большой подвижной бронировки орудийной маски. Обновленная спецификация на башню предполагала уже сварную конструкцию. Также поднимался вопрос усиления броневой защиты A30 путем приварки дополнительного листа на лоб корпуса. Но изначально его не приваривали.
Такое затягивание выпуска самым прямом образом сказалось на судьбе танка. В середине октября 1943 года было принято решение о том, что партию из 200 A30 закончат в конце августа 1944 года. Но уже тогда стало понятно, что будущее машины под вопросом. Приоритетом становился A34, плюс шли работы по Sherman C (установка 17-фунтовой пушки в Medium Tank M4). Также появилась 17-pdr Valentine SP, более известная как Archer. Таким образом, произошедшее далее с A30 стало ожидаемым. Уже в конце 1943 года было очевидно, что 200 танков — это весь объем производства. В высшем приоритете выпуска находился Cromwell.
Серийный вариант A30 стал именоваться Challenger I. Первые танки-истребители сдали в марте 1944 года. Ожидалось, что сдадут 15 танков, из которых 5 будут учебными. Но по факту сдали 8, за апрель 12, за май еще 11 и в июне 3. При этом выпуск Challenger I разбили на несколько серий. Первая серия включала 40 танков с регистрационными номерами T.271901–T.271940. Ожидалось, что боевая масса танка составит 32 тонны, но по факту получились те же 32,5 тонны, что у A30 Pilot A. Впрочем, уже в ходе выпуска первой серии стали вноситься изменения. На часть танков (с машины T.271926) стали приваривать дополнительный броневой лист, это позволило увеличить общую толщину до 102 мм. Как показывают снимки, получали такую броню не все Challenger I (точнее, почти не получали). По факту усиление броневой защиты корпуса произошло сильно позже — осенью 1944 года.
В июле начался выпуск второй серии (регистрационные номера T.271941–T.272000. Главным отличием стало усиление лобовой части башни до 102 мм. Начиная с этого момента выпуск танков-истребителей пошел явно бодрее. За июль сдали 12 танков, в августе и сентябре 22, плюс 19 в октябре. Это сказалось и на активности Challenger I в зоне боевых действий. Крайне низкие объёмы поставок танков первой серии привели к тому, что планы по комплектации танками-истребителями бронетанковых дивизий пришлось сильно корректировать. Даже 200 танков ничего бы не решили. К началу операции Overlord в английской армии числилось 358 танков-истребителей Sherman VC, они и стали заменой Challenger I.
Вообще ситуация вокруг Challenger I выглядит поистине комичной. Допустим, что появились более интересные варианты. Но как быть со штатами, где танки-истребители должны были составлять 25% от численности? То есть из 233 танков всех типов на долю Challenger I приходилось бы 58 штук. На самом же дела штатно в дивизии было 36 таких машин, да и то, поначалу речь шла о Sherman VC. Первые Challenger I стали поступать в боевые части в июле 1944 года. Согласно штату, из 61 танка в бригаде 43 танка относилось к базовой модели, Cromwell IV, еще 6 являлись гаубичными танками поддержки Cromwell VI, плюс 12 Challenger I. УЖе в ходе боевых действий стало очевидно, что танков-истребителей надо больше. Так что их число увеличили до 15.
Впрочем, всё это лирика. По факту 7-я бронетанковая дивизия, которая наиболее интенсивно использовала Cromwell, к концу июля 1944 года имела всего 3 Challenger I. Случаи применения танков-истребителей летом 1944 года носили эпизодический характер, хотя за август 2 танка-истребителя числились как безвозвратные потери. При этом из частей шли жалобы на слабую конструкцию ленивца. Неслучайно позже, на Comet IA, внедрили новый, литой ленивец. Началось всё с испытаний такого ленивца для Challenger I, правда, в серию он не попал. Зато дополнительную броневую защиту корпуса утвердили окончательно.
По-настоящему танк-истребитель раскрылся осенью 1944 года. Уже в сентябре 1944 года стали фиксироваться удачные случаи боевого применения машин. Впрочем, это сказалось и на потерях. За октябрь 1944 года было безвозвратно потеряно 11 танков данного типа. Учитывая их небольшие объемы в частях, потери существенные. Так или иначе, но Challenger I заслужили высокие оценки там, где их применяли. Тем удивительнее то, что выпуск танков данного типа не возрастал. Первые Challenger I третьей серии (регистрационные номера T.272001-272100) сдали в ноябре 1944 года, 20 штук, в декабре еще 16. В 1945 году выпуск только снижался: за январь 14 танков, еще 13 в феврале, 15 в марте и последние 5 в апреле. Связано всё это с запуском производства Comet I, который имел чуть менее мощное орудие, но выглядел более перспективно.
Результатом стало то, что пик карьеры Challenger I пришелся на осень 1944-первую половину 1945 года. При этом в войсках их постоянно было мало. К концу декабре 1945 года в 21-й армии числилось 31 Challenger I (из них 21 на передовой) и 728 Sherman VC. При этом за январь 1945 года безвозвратно потеряли 18 танков (для сравнения, в ноябре и декабре 1944 года потеряли по 1 танку). Окончательно звезда Challenger закатилась весной 1945 года, когда в войска стали массово поступать Comet I. Тем не менее, данные танки-истребители активно применялись в английской армии до конца боевых действий.
В мае 1945 года, помимо английских частей, 22 Challenger I имелось в составе 1-й чехословацкой бронетанковой бригады (они, впрочем, не воевали). Еще 8 танков данного типа попало в апреле 1945 года в состав 1-й польской бронетанковой дивизии, плюс 5 в июне. Фактически к тому моменту боевая карьера Challenger I закончилась. Лебединой песней для них стали парады лета-осени 1945 года. В чехословацкой армии они прослужили довольно долго, впрочем, ни одной машины до наших дней не дожило. В Бовингтоне есть танк, который еще ждет своей очереди на реставрации. Больше всего повезло последнему Challenger I первой серии (T.271940). Ныне он находится в военном музее города Оверлон, Нидерланды.
Надо сказать, что у нас об этом танке-истребителе узнали в декабре 1944 года. По запросу советской стороны англичане выслали спецификацию по данной машине, которая секретной не являлась. Одновременно с этим высылалась спецификация на Comet I. Судя по полученной информации, спецификация относилась к машинам второй серии, поскольку бронезащита башни уже усилена, а корпус — еще нет. В дальнейшем английская сторона передала дополнительные материалы по машине.
На запрос по поводу поставок Challenger I был дан отказ, и дело совсем не в секретности. Производство данных машин походило к концу. При этом нам передали Comet IA, уже доработанный, с теми самыми литыми ленивцами, о которых уже говорилось выше. В заключение стоит сказать, что именно как боевая единица Challenger I получился вполне удачным танком. Ему не повезло с базовым шасси. По большому счету, именно проблемы Cromwell привели к тому, что танк-истребитель на его базе так задержался. А дальше сложилось несколько факторов, включая появление более перспективных танков. Впрочем, если бы выпуск Cromwell с его 75-мм пушкой немного подвинули, хуже точно не стало.
Список источников
- ЦАМО РФ
- US NARA
- A30 Challenger Tank A Technical History, P.M. Knight, Black Prince Publication, 2015
- Challenger Mk.VIII (A30) (Army Wheels in Detail, No. 4), Petr Brojo, Capricorn Publications, 2007
- collection.nam.ac.uk
- desertrats.org.uk
источник: https://dzen.ru/a/Zqtg83NvQTDoJfGv