Юрий Пашолок. Космолет от Rockwell
В 60-е и 70-е годы тема космических кораблей многоразового использования бурлила по полной программе. Вектор направления заняла еще программа X-20 Dyna Soar, на которую даже начали набирать пилотов, но аппарат так и не построили. Тем не менее, бурление шло в полную силу, причем работы шли по двум направлениям. Первое — это вертикальный старт с либо полным, либо частичным многоразовым использованием. Как раз X-20 Dyna Soar создавалась по этой схеме, и ее выбрало большинство. Наиболее простой вариант, но при этом требующий соответствующей инфраструктуры, то есть космодрома. Некоторым казалось, что это слишком накладно, да и космодромы надо строить отдельно.
Вторым направлением стала разработка систем с горизонтальным стартом. Таких было гораздо меньше. На взлет тратилось больше топлива, да и сам орбитальный аппарат меньше, но зато теоретически использовался аэродром. На самом деле не совсем так, но у некоторых были розовые мечты по этому поводу. Аппараты были составные, то есть огромный самолет, выступающий в роли первой ступени, и небольшой орбитальный аппарат. Но был еще и третий вариант. То есть тоже взлетающий горизонтально, но одноступенчатый. Огромный орбитальный самолет, взлетающий с аэродрома и базирующийся на той же площадке. Вот как раз по этому пути пошла Rockwell со своим проектом Star-Raker.
Rockwell International занималась «шаттлами» довольно плотно, собственно, орбитальный корабль построила именно она. Но работы шли, с конца 60-х, и по другим направлениям. В том числе и по теме, позже названной Star-Raker.
Приближалась к данному концепту Rockwell, можно сказать, аккуратными шажками. Тем не менее, то, что было представлено в конце 1978 года, выглядело всё равно крайне футуристично. Шутка ли — орбитальный самолет длиной 94 метра! При этом забираться он должен был на орбиту высотой 556 километров, тут уже совсем не низкая орбита, станции летают ниже.
Собственно, фишкой должна была стать экономическая составляющая. Да, это мега-аппарат, но при этом действующий со взлетных полос длиной до 4300 метров, не самая часто встречающаяся конфигурация, но найти такие можно. Ну и они дешевле космодромов. Вообще оптимистично говорилось, что где 747-й взлетит, там и Star-Raker сможет.
Одной из фишек проекта был большой «люк» в носовой части «самолета», который упрощал погрузку на земле. Кроме того, в числе фич указывалась и возможность дозаправки в воздухе (интересно, зачем). Кроме того, оптимистично называлась цена 22-33 доллара за один килограмм груза. Впрочем, можно вспомнить челнок, там тоже было вроде с экономикой ничего, но потом была реальность.
Какой предполагался аппарат, такая и силовая установка. Аж 10 двигателей, нет считая 3 ракетных двигателей, которые использовались в безвоздушном пространстве. Столь большая установка была нужна не случайно. Грузовой отсек получился реально огромным, а грузоподъемность составила бы 90 тонн. Это и танк можно на орбиту отправить, опозорив Илона Маска.
Собственно, гигантомания во многом проект и сгубила. Если внимательно посчитать экономику, то получится всё не так гладко. 90 тонн — это очень много, но вот только такая нагрузка нужна для доставки на орбиту редко. В результате для окупаемости Star-Raker надо что-то сильно развитое в космосе. Военным такое не надо, а гражданские столько не соберут. Ну итог понятен.
Пока что Star-Raker и его аналоги не имеют шансов для реализации по экономическим причинам. Будет обоснование — тогда и полетят. Да и вертикальный взлет/посадка оказались вполне жизнеспособными, и не такими дорогими, как казалось. По крайней мере, Маск пытается доказать именно это.
https://www.alternatewars.com/SpaceRace/Star_Raker/Star_Raker.htm
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12920353.html