Юрий Пашолок. Копейка с Майбахом

15
Юрий Пашолок. Копейка с Майбахом

Юрий Пашолок. Копейка с Майбахом

История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, появившегося поздновато, но вполне повоевавшего

Самые первые легкие танки появились у немцев еще в 1918 году, но поначалу с ними катастрофически не везло. Под руководством Йозефа Фольмера последовательно разработали сначала LK (Leichter Kampfwagen), а затем и более удачный LK-II, но позиция немецкого военного руководства во многом свела хорошую затею на ноль. Слишком долго там размышляли, нужны ли кайзеровской армии легкие танки, или нет. А когда всё же приняли правильное решение, уже оказалось слишком поздно. К моменту Компьенского перемирия серийных LK-II в войсках не имелось. В итоге LK-II оказались у венгров, а также шведов. Немцы же, после войны, сначала вообще не рассматривали легкие танки как необходимые им боевые машины. Лишь к концу 1927 года появилось осознание, что без легких танков не обойтись. Впрочем, 6-тонный Kleintraktor (малый трактор) с экипажем в 2 человека очень недолго побыл в концепции «Renault FT по-немецки». Экипаж быстро вырос до 4 человек, а вышедшие на испытания в 1930 году танки получились на треть тяжелее исходных данных. Главный же провал всей затеи с танком, который с 26 мая 1928 года именовался как Leichttraktor (лёгкий трактор), заключался в другом. Первые же испытания показали, что танки Krupp и Rheinmetall попросту перегреваются в исходной конфигурации системы охлаждения. Дальше это исправили, но за счет выреза большой дыры во лбу корпуса. В общем, боевыми эти танки перестали быть в первый же год испытаний.

Шасси La.S.May, которое стало финалом программы по модернизации La.S. и установку на нем нового мотора

Шасси La.S.May, которое стало финалом программы по модернизации La.S. и установку на нем нового мотора

К моменту, когда Leichttraktor проходил первые испытания, в работе находился танк, который получил по наследству обозначение Kleintraktor. И если первый Kleintraktor скорее можно сравнивать с Renault FT, то вторая машина с таким обозначением скорее была близка к танкеткам. Боевая масса в 3 тонны слегка на это намекает. Самое интересное, что заказчики, при такой массе, ожидали экипаж из 3 человек и вооружение в виде 20-мм пушки. Поначалу Kleintraktor предполагался как танк с передним расположением моторного отделения, но результаты испытаний Leichttraktor заставили пересмотреть это решение. В результате немцы не нашли ничего лучшего, как втихую купить транспортеры Carden-Loyd и срисовать с них компоновочные решения и ходовую часть. В январе 1932 года первый английский транспортер прибыл на полигоне в Куммерсдорфе, а в конце июля на испытания вышел первый образец Kleintraktor. Правда, попытка вписаться в 3 тонны оказалась наивной, да и установка 20-мм автоматической пушки в башню была непосильной задачей. Поэтому танк, получивший позже индекс La.S., оказался двухместным и с массой чуть больше 5 тонн.

Сильнее всего изменилась кормовая часть шасси

Сильнее всего изменилась кормовая часть шасси

Легкий танк La.S., он же Pz.Kpfw.I Ausf.A, запущенный в крупную серию к весне 1935 года, оказался совсем не тем, что предполагали изначально. 20-мм автоматической пушки танк не получил, что привело к запуску разработки еще одного «трактора», La.S.100. Случилось это в январе 1934 года. Вместе с тем, немецкие военные всё же посчитали, что лучше иметь хотя бы синицу в руках. Посему La.S. оказался по-настоящему массовым танком, что не помешало еще летом 1932 года запустить работы по альтернативной версии танка с более мощной силовой установкой. Причины очевидны: мало того, что удельная мощность оказалась совсем не 20 л.с. на тонну, так еще и первый вариант Kleintraktor разгонялся всего 28 км/ч. Потом скорость всё же выросла, но процесс уже пошел. Результатом стало появление танка, известного как Pz.Kpfw.I Ausf.B. Появился он поздновато, но при этом получился куда более удачным, чем его предшественник.

Мотор Maybach NL 38 легко влез бы в старое моторное отделение, но решили не рисковать

Мотор Maybach NL 38 легко влез бы в старое моторное отделение, но решили не рисковать

Первым среди моторов, которые 6-й отдел Департамента Вооружений пытался пристроить на La.S. стал 4-цилиндровый мотор Büssing-NAG Typ G, который при объеме 3.92 литра развивал мощность 65 лошадиных сил. Этот двигатель использовался на армейском грузовике Büssing-NAG G 31, причем он имел не воздушное, а водяное охлаждение. Идея установки такого мотора появилась в августе 1932 года, но от нее быстро отказались. Причины очевидны: мотор занимал больше места, а масса возрастала на 250 кг. В итоге ожидалось не повышение, а снижение подвижности. В декабре 1932 года возникла идея поставить более мощный, 80-сильный мотор Büssing-NAG, но и она быстро исчезла. То же самое касалось и V-8 от Krupp той же мощности, и появившегося в 1933 году мотора Adler. Все эти моторы требовали переделки шасси. Его требовалось удлинять, а боевая масса, при любых раскладах, доходила минимум до 5 тонн.

Внутри боевого отделения. По сравнению с Pz.Kpfw.I Ausf.A разница была небольшой

Внутри боевого отделения. По сравнению с Pz.Kpfw.I Ausf.A разница была небольшой

Решение щекотливой ситуации с силовой установкой было найдено несколько неожиданное. Целый ряд именитых производителей оказался подвинут Maybach, производителем престижных автомобилей. Неожиданным, впрочем, это было лишь со стороны. Карл Майбах, главный конструктор фирмы, еще с конца 20-х годов занимался танковыми моторами. Сначала для шведских танков (которые реально были скорее немецкой разработки), а затем и для немецких машин. Так вот, в 1933 году началось плотное сотрудничество Maybach с 6-м отделом Департамента Вооружений. Поначалу речь шла о 3,44-литровом рядном 6-цилиндровом моторе NL 35 для полугусеничного тягача, который разрабатывался Büssing-NAG под руководством Генриха Книпкампа. Это была специальная версия мотора HL 35, который был изначально создан для легковой машины Maybach SW35. Так вот, довольно быстро возникла мысль, что 90-сильный мотор вполне можно использовать и для танка. Тем более что максимальная мощность обеспечивалась на высоких оборотах (3000 об/мин). Используя этот мотор как основу, Карл Майбах разработал новый двигатель — NL 38 Tr. Объем вырос до 3,79 литра, а мощность до 100 лошадиных сил, при тех же оборотах. Мотор этот также имел легковые корни: изначально Карл Майбах создал его для легкового автомобиля Maybach SW38, причем вариант HL38 развивал почти в полтора больше мощности — 140 л.с. Впрочем, для танка требовались немного иные данные, да и 100 лошадиных сил вполне хватало.

Вскоре после начала выпуска Pz.Kpfw.I Ausf.A оказались в Испании

Вскоре после начала выпуска Pz.Kpfw.I Ausf.A оказались в Испании

Работы по разработке шасси, получившего обозначение La.S.May, начались в 1935 года. В теории, мотор Maybach, вместе с системой охлаждения, вполне вписывался в моторное отделение La.S. Другой вопрос, что рост массы уже привел к необходимости модернизации шасси. В результате длина корпуса выросла на 40 см, причем за счет кормовой части. Такое решение выглядело наиболее разумным: помимо улучшения ситуации с размещением агрегатов моторного отделения, переделка только кормы позволяла не перестраивать производство башен и подбашенных коробок. Это потом сильно пригодилось. Изменения башни и подбашенной коробки оказались минимальными. Например, на башне перенесли наверх рымы, а на подбашенной коробке исчез задний смотровой лючок. Кормовую плиту же переделали полностью, это же касалось и выхлопной системы. Вместо двух глушителей по бокам моторного отделения сделали один, в кормовой части. Теперь надмоторная плита стыковалась с подбашенной коробкой несколько иначе, что, впрочем, не мешало позже переделывать старые подбашенные коробки.

С 1937 года на таки стали ставить приборы дымопуска, крепились они на корме корпуса

С 1937 года на таки стали ставить приборы дымопуска, крепились они на корме корпуса

В связи с увеличением длины корпуса число опорных катков выросло до 5 на борт. Конструкция ленивцев изменилась, также их чуть приподняли. Такая переделка существенно повысила запас прочности шасси, что позже пригодилось, когда на базе шасси La.S.May стали разрабатывать самоходные артиллерийские установки. Немного изменился состав трансмиссии. В паре с мотором теперь работала 5-скоростная коробка передач ZF F.G.31, с синхронизированными 2-5 передачами. Что же касается общих характеристик машины, то планка в 5 тонн оказалась чересчур оптимистичной. Вместо 5 тонн боевая масса выросла до 5,8 тонн, хотя на сей раз перегруз выглядел менее драматично. Удельная мощность выросла до вполне приличных 17,2 л.с. на тонну. Скорость вроде как выросла не сильно — до 40 км/ч. На самом же деле характеристики подвижности у танка оказались существенно выше.

Pz.Kpfw.I Ausf.B безошибочно угадывается не только по ходовой части, но и другой конструкции надмоторной плиты, кроме того, рымы на башне перенесли наверх

Pz.Kpfw.I Ausf.B безошибочно угадывается не только по ходовой части, но и другой конструкции надмоторной плиты, кроме того, рымы на башне перенесли наверх

Главная проблема шасси La.S.May заключалась в том, что к моменту, когда его сформировали, время чисто пулеметных танков постепенно подходило к концу. Окончательно это стало понятно после первых боестолкновений в Испании, но на самом деле всё решилось более чем за полгода до того. Сам по себе заказ на танк, который получил обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.B, говорит о многом. Общий заказ на Pz.Kpfw.I, по состоянию на середину января 1936 года, составлял 1500 танков. Вроде бы много, но из этого объема на Pz.Kpfw.I Ausf.B приходилось всего 325 штук. Из них 72 штуки делались в варианте командирского танка, о котором следует поговорить отдельно. Причины такого небольшого объема очевидны: в октябре 1935 года In 6 заказало первые 75 La.S.100, они же Pz.Kpfw.II. Так тоже получился перегруженным, да и с машинами первых серий помучились, но La.S.100 выглядел гораздо ближе к тому, что немцы хотели изначально. Вместо танкетки, правда, получился скорее одноклассник Vickers Mk.E, но это немцы. Промахнуться мимо весовой планки у них норма.

Pz.Kpfw.I Ausf.B принимали самое активное участие в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии

Pz.Kpfw.I Ausf.B принимали самое активное участие в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии

Первоначально предполагалось, что будет выпущено 253 танка 5-й серии, или 5a.Serie/La.S.. Из них на долю Grusonwrerk приходилось 50 машин (серийные номера 14501–14566), еще 30 танков сдавала Daimler-Benz werk 40 (серийные номера 10478–10537). Самый большой объем приходился на Henschel, здесь сдавали 100 танков (серийные номера 12501–12608). Наконец, 66 танков с серийными номерами 13501–13566 сдавал MAN. Первые Pz.Kpfw.I Ausf.B сдали в районе июня-июля 1936 года, при этом уже тогда было известно, что будет допечатка. Появился контракт на 6-ю серию, или 6a.Serie/La.S., общим объемом 146 танков. Daimler-Benz впускала те же 30 танков (10538–10567), еще 48 танков с серийными номерами 12609–12656. Наконец, по 34 танка выпускали MAN (серийные номера 13567–13600) и Grusonwerk (серийные номера 14687–14720). Итого 399 танков, которые окончательно сдали к лету 1937 года. На самом деле их получилось в 2 раза больше. В эту цифру не включено 295 учебных Schulfahrzeug и 147 Umsetz-Fahrzeug, последние представляли собой шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B с подбашенными коробками и башнями от Pz.Kpfw.I Ausf.A.

Апогеем их боевого применения стала Польская кампания

Апогеем их боевого применения стала Польская кампания

Несмотря на то, что Pz.Kpfw.I Ausf.B, в ходе производства, постепенно дорабатывались, они получились явно лучше предшественника. Спустя 5 лет немецкая армия получила, наконец, то, что хотела, особенно что касается подвижности. Главная проблема заключалась в том, что в 1936 году уже начался закат эпохи чисто пулеметных танков. Конечно, их еще продолжали делать, как для себя, так и на экспорт, но события в Испании отлично показали, что время пулеметных танков уходит. Как только Pz.Kpfw.II довели до кондиции, он тут же сменил Pz.Kpfw.I на производственных линиях. Вместе с тем, появление новой «копейки» в войсках оценили. Неспроста было выпущено 147 Umsetz-Fahrzeug. Кроме того, эти танки почти не шли на экспорт. Помимо Испании, еще 8 танков данного типа оказались в Венгрии.

Продолжали они использоваться и во Франции

Продолжали они использоваться и во Франции

Естественно, немецкие военачальники хотели, вместо Pz.Kpfw.I и Pz.Kfw.II, более серьёзные машины, но воевать приходилось на том, что есть. В результате к 1 сентября 1939 года самым массовым немецким танком первой линии оказался Pz.Kpfw.I. Всего их имелось 973 штуки, то есть больше трети от всех задействованных в нападении на Польшу танков. Вот только количество совсем не означало качество. За скоротечную польскую кампанию немцы потеряли 320 таких танков, из них 89 безвозвратно. Немцы внезапно обнаружили, что противопульная броня не особо помогает, поскольку в танки летели не пули, а снаряды. Ничуть не лучше прошла кампания во Франции. Там уже участвовало 554 Pz.Kpfw.I, из них 182 оказалось безвозвратно потеряно. Впрочем, тогда же выяснилось, что и ставка на Pz.Kpfw.II оказалась так себе затеей. Как бы не были плохи французские танки, но 20-мм плевательницу они как будто и не замечали. Не всё, впрочем, было так плохо. Как выяснилось, шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B хорошо подходит как база для легких САУ. Первые из них успели повоевать во Франции.

Несмотря на явно низкие боевые качества, Pz.Kpfw.I продолжали воевать по 1942 год включительно

Несмотря на явно низкие боевые качества, Pz.Kpfw.I продолжали воевать по 1942 год включительно

К 1941 году крайне низкая эффективность Pz.Kpfw.I была очевидной, но это нисколько не помешало их использовать на первой линии. 11 Pz.Kpfw.I Ausdf.B уехало в Северную Африку, куда больше (337 штук) поехало на советско-германский фронт. Впрочем, первые же месяцы боев показали, что «единичкам» лучше держаться во второй линии. За 1941 год было безвозвратно потеряно 172 танка, в общий объем Pz.Kpfw.I, которыми располагали немцы к 1 января 1942 года, составлял 728 танков. Вроде бы много, но на самом деле большинство этих машин уже было учебными. Об этом говорит и статистика потерь за 1942 год. К началу 1943 года Pz.Kpfw.I окончательно перестали быть танками первой линии.

Шансов для выживаемости, впрочем, у них было уже немного

Шансов для выживаемости, впрочем, у них было уже немного

Обычно Pz.Kpfw.I, включая и Pz.Kpfw.I Ausf.B, принято ругать, отчасти это справедливо. С другой стороны, достаточно взглянуть на его одноклассников, чтобы многое стало понятно. Вопреки мемуарам Гудериана, именно как учебный танк эта машина не создавалась, представляя собой типовой малый танк поддержки пехоты. Таких, в то время, было много. Ругая Pz.Kpfw.I, не забудьте сразу же вспомнить английские легкие танки, например, Light Tank Mk.VI. Хотя справедливее его сравнивать с более ранним Light Tank MK.IV. Еще есть такая машина, как AMR 35 ZT, основная часть которых оснащалась пулеметами. Да и чехословацкие экспортные танкетки семейства Praga AH-IV были из той же оперы, как и «Виккерсы 4-тонные». Подобные «тараканы» были вполне рядовым явлением в межвоенный период, и судьба у них оказалась ничуть не лучше Pz.Kpfw.I. При этом Pz.Kpfw.I оказался, как шасси, более удачным, чем перечисленные танки. Одним словом, типичное дитя своего времени, появившееся к моменту, когда чисто пулеметные танки оказались не нужны.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
      3. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kopeika-s-maibahom-60f51e9a768e454e26c9dbd3

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account