Новинки колесной техники на международном военно-техническом форуме «Армия-2024»
Выставки, на которых показывают последние достижения в области военной техники, всегда привлекают внимание. Их участники преследуют вполне понятные цели. Им необходимо привлечь к себе внимание, прежде всего, со стороны потенциальных заказчиков. Сейчас ситуация несколько иная: поскольку число зарубежных делегаций существенно снизилась (по крайней мере, временно), основной упор делается на предложениях для собственной армии, причем это касается самых разных силовых структур. Особенно это актуально с точки зрения колесной техники, среди которой новинок, как правило, существенно больше, чем среди гусеничной.
В данном плане международный военно-технический форум «Армия-2024», который, по традиции, прошел в августе, был весьма показателен. Его проводили в сокращенном формате, то есть 1 день на официальную часть и 2 на бизнес-программу. Важнее то, что меньше стало «потемкинских деревень», это касается, в том числе, и различных перспективных машин. Основная масса новинок, в том числе и колесных, относилась к разработкам, которые либо в серии, либо весьма серьёзно рассматриваются в качестве таковых. Хотя и без интересных новинок среди опытных разработок дело не обошлось.
Общая тенденция форума 2024 года очень хорошо видна в случае с основными экспозициями колесной техники. Новинки тут были, но весьма приземленные, скажем так. Это хорошо заметно по стенду «Военно-Промышленной Компании», которая без новинок не осталась, но основной объем экспозиции занимали аппараты, более близкие к серийному выпуску. Да и одна из главных новинок, ГАЗ С41А23 Садко NEXT 4×4 с бронированной кабиной от АРЗ (также именуется как «Штурм»), больше похожа на изделие, которое, при желании, можно запустить в серию довольно быстро.
Не забывают в ВПК и про развитие перспективных колесных бронированных машин. Одной из новинок 2024 года стал обновленный бронетранспортер БТР-22. Машина эта является попыткой создать что-то среднее между БТР-82А и «Бумерангом». Пока что о серийном производстве речь не идет, но, по меньшей мере, хорошо заметно — работа по теме движется. Скорее всего, та машина, которую показали в августе 2024 года, скорее является промежуточным образцом. В любом случае, поиск оптимального преемника БТР-82А продолжается.
А вот в случае с перспективной машиной для ВДВ, судя по всему, история подошла к финалу в виде окончательно сформировавшейся машины. Речь идет о «Сармат-3», багги, которая разрабатывается уже довольно долго. Что тему не бросали, является доказательством заинтересованности в подобной машине. Интересно здесь другое. Финалом стала 4-местная легкая бронемашина, которая сохранила возможность перевозки внутри вертолета Ми-8, но уже сильно отошла от исходной концепции багги на базе «Нивы». Такое удивлять не должно, порой развитие темы может закачиваться и неожиданными поворотами.
Надо сказать, что багги и другие тактические машины сейчас весьма востребованы. Вплоть до того, что появляются принципиально новые машины. Одной из них является ТТ-Пластун (Тактический Транспортер «Пластун») из Новосибирска. Можно сказать, что это каракат на максималках. Обычно каракаты (так часто называют вездеходы с переломчатой рамой, основная масса их родом из Вологды) являются довольно неспешными машинами. Здесь же скорость составляет 100 км/ч. Машина утилитарная, может везти до 10 человек, либо груз массой до тонны.
Может показаться, что подобные машины появляются только как эксперименты, которые потом уходят в никуда, но не всё так просто. В прошлом году можно было видеть АГ-34, тактическую многоцелевую машину, разработанную Алексеем Гарагашьяном. Так вот, уже построено несколько образцов машины, теперь она называется специальное транспортное средство СТС Фарис. Показывали ее на стенде НПК «Энергия», которая планирует запускать машину в серийное производство. В принципе, она состоит из недефицитных компонентов, так что запуск в серию вполне возможен.
Довольно интересно наблюдать за развитием еще одной тактической машины — багги «Чаборз». Эти машины постоянно развиваются, впрочем, более интересно другое. В 2024 году показывали машины, которые разработаны при участии НАМИ. Самой крупной моделью стала Чаборз М-5, у которой снаряженная масса превышает 2 тонны. Показывалась машина в качестве самоходного миномета. По планам, те машины, что показывались на «Армии-2024», далее идут на испытания, если они проходят успешно, то дальше начинается серийное производство.
Что касается перспектив запуска в серию, то на «Армии-2024» были примеры машин, которые еще недавно являлись выставочными экземплярами, а сейчас уже вполне производятся. Одной из них является семейство защищенных грузовиков КамАЗ-4385/5385. В первом случае речь идет о двухосной машине, а во втором — о трехосной. Аппараты эти являются результатом обобщения боевого опыта. Вместо привычной для грузовиков из Набережных Челнов бескапотной компоновки, эти машины «носатые», их облик перекликается со Специальным Транспортным Средством (З-СТС), более известным, как «Ахмат».
Самое главное, что машин семейства КамАЗ-4385/5385 в этот раз было по-настоящему много. Их можно было видеть как на стенде производителя (там, кстати, показывали и двухрядную кабину), так и в других местах. Будет интересно посмотреть на развитие данной темы. Уже само то, что вместо постоянно кочующих с выставки на выставку автомобилей постоянно появляются новые варианты исполнения, вызывает положительные эмоции.
Идет развитие и нижегородских броневиков из семейства «Буран» от «ОборонАвто». Машина это появилась не вчера, она в серии, постоянно появляются новые варианты исполнения. Впрочем, не менее интересно смотреть на еще одну машину от того же производителя — легкий бронеавтомобиль «Кадет». Базой служит «УАЗ Патриот», судя по всему, определенный интерес к броневику есть. Он, кстати, заметно потяжелел — его снаряженная масса вплотную приблизилась к 4 тоннам. Связано это с повышением защиты броневика.
Наконец, нельзя не упомянуть еще одну колесную новинку — 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С40 «Флокс». Разработали его в АО «ЦНИИ «Буревестник»», работы по машине идут минимум около 8 лет. На «Армии-2024» данная система находилась уже в стадии серийного изделия. Производство машины началось в прошлом году, аналогично прошлогодней новинке, 152-мм самоходного артиллерийского орудия 2С43 «Мальва», теперь это уже не выставочный экземпляр.
В общей сложности на «Армии-2024» было показано несколько десятков образцов колесной техники, которые являлись новинками. Самое главное в том, что значительная их масса уже вышли из стадии выставочных экспонатов. Да и по ряду направлений будет очень интересно посмотреть. Не исключено, что часть ближней перспективы тоже может стать серийными образцами, время покажет.
источник: https://dzen.ru/a/ZxGhCcwJGRl9cR_K