Рассказ о колесно-гусеничном танке БТ-7 с конической башней, новинке Музея Техники Вадима Задорожного
Так сложилось, что в большинстве стран мира трудную, но почетную миссию восстановления из небытия старой военной техники взвалили на себя частники. Кое-где, конечно, этим занимаются военные, но, в большинстве случаев, речь идет о небольших объемах работы. А вот чтобы из «праха» полноценный танк, да еще ездящий — тут, в основном, только частники. Благодаря их работе то, что считалось утраченным навсегда, возвращается с того света. Если посчитать, сколько бронетехники времен Великой Отечественной войны восстановили у нас, там уже наберется объём побольше Кубинки.
Одним из тех мест, где активно занимаются восстановлением бронетанковой техники времен Великой Отечественной войны, является Музей Техники Вадима Задорожного. Здесь уже сформировалась целая колонна советских танков и самоходных артиллерийских установок, которая принимает участие как в парадах, так и в киносъемках. Совсем недавно к ней присоединился еще один танк, без которого сложно представить советские танковые части довоенного периода. Речь идет о колесно-гусеничном танке БТ-7. В музее появился танк с конической башней.
О том, что колесно-гусеничному танку БТ необходимо заменить силовую установку, разговор шел почти с самого начала. Моторы Liberty L-12 (именно они, а не М-5, в основном стояли на наших танках) не отличались высокой надежностью. Кандидатура образовалась довольно быстро — 12-цилиндровый V-образный авиационный мотор BMW VI. Этот мотор начали выпускать с 1930 года в Советском Союзе под обозначением М-17. Двигатель этой был более современным, кроме того, его было решено устанавливать в танки Т-28 и Т-35.
Первые опыты по установке мотора М-17 в БТ-5 имели место в 1933 году. Впрочем, серийно эти двигатели в БТ-5 уже не стали ставить. Надо сказать, что М-17 являлся не единственным кандидатом на замену М-5. Параллельно шли работы над совершенно новым дизельным мотором БД-2. При его проектировании основной упор делался на низкую массу и необходимости влезть в моторное отделение БТ. Известен данный двигатель как В-2, данное обозначение он получил позже. На тот момент его время еще не пришло, хотя, в итоге, пути БТ и В-2 всё же пересеклись.
Между тем, в КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова шла работа по глубокой модернизации БТ. К конструкции танка хватало претензий и без мотора. В частности, возникла идея переделки лобовой части корпуса. Также имелись идеи о переделке кормовой части корпуса и башни. В результате весной 1934 года на свет появился новый танк, получивший индекс БТ-7. Помимо нового двигателя, танк отличался новым корпусом, в корме появился дополнительный топливный бак на 480 литров, а вместо глушителя ввели прямоточные патрубки. Всего изготовили два опытных БТ-7, которые имели башни новой конструкции и установку курсового пулемета.
Решение о запуске БТ-7 в серию приняли во всё том же 1934 году. От ряда идей, включая новую башню и курсовой пулемет, отказались. Танк получил такую же башню, как и БТ-5. Не получил он и мелкозвенчатые траки. Впрочем, главной проблемой стало не это. Изначально предполагалось, что танк получит 3-скоростную коробку передач, которая рассчитывалась на мотор М-17Т. Его хоть и дефорсировали, но эксплуатационная мощность выросла с 360 до 400 лошадиных сил, а максимальная — с 400 до 500 лошадиных сил. Но 3-скоростную КПП в серию не запустили.
Это привело к тому, что первые 750 БТ-7 имели дефект, который проявился уже в войсках. Начали «сыпаться» коробки передач, причем дефект был одинаковый. Дальнейшие разбирательства выявили то, что Фирсов, которому надо было «гнать план», допустил запуск в серию танка со старой коробкой передач. Именно за это его и сняли с должности главного конструктора ХПЗ (с начала завод №183 им. Коминтерна), а затем репрессировали. Что же касается 3-скоростной КПП, то она появилась уже в 1937 году.
Надо сказать, что одной только КПП дело не ограничилось. В начале 1937 года начался выпуск доработанной версии танка, получившей обозначение БТ-7А. Обычно под этим обозначением фигурирует другой танк. Так вот, тот танк, про который все подумали, обозначался как БТ-7 Артиллерийский. В общей сложности ввели 37 пунктов изменений. Далее, во второй половине 1937 года, появился танк БТ-7Б. Он также получил немалый объем изменений — 32 штуки. В их числе кормовой башенный пулемет, новый воздухоочиститель, изменена конструкция корпуса для повышения характеристик преодоления брода. Верхняя створка люка механика-водителя была утолщена до 20 мм.
Самое интересное изменение конструкции БТ-7 произошло во всё том же 1937 году, причем оно не попало в список переделок БТ-7Б. Речь идет о конической башне. Появилась она по результатам изучения боевого опыта в Испании. Работы по коническим башням начались на всех заводах, которые занимались бронетанковой техникой, но первыми на танк ее внедрило КБ завода №183. Важным моментом было то, что коническая башня БТ-7, в отличие от цилиндрической, являлась самобытной разработкой, а не вариацией на тему башни Т-26. Конечно, сам прародитель был виден, тем не менее, башня оказалась самобытной.
Первые конические башни появились на БТ-7 с 1937 года. Надо сказать, что появление новой башни вызвало определенные трудности. Дело в том, что башня получилась крупнее предшествующей конструкции, просто так она на танке не вставала. Пришлось убирать внутрь регулировочный стакан второй пары опорных катков. Это осложнило регулировку, некоторое время с такой проблемой мирились. Далее появилось техническое решение проблемы: в листах, прикрывающих ходовую часть, установили лючки, через которые и проводили регулировку. Появились они в 1938 году, часть БТ-7 с коническими башнями сделали без них.
Представленный в Музее Техники Вадима Задорожного танк восстановлен именно в такой конфигурации. Его реставрацией занималась мастерская «Арьергард», не так давно воссоздавшая БТ-7 Артиллерийский (тот самый, что стоит в парке «Патриот»). И если упомянутый танк имеет небольшой объем родных деталей, то в данном случае совсем иная ситуация. Родные листы видны хорошо, и несложно заметить, что новодельных деталей тут немного.
Машина, как и в большинстве случаев, собрана из кусков. Этот момент накладывает свой отпечаток на внешний вид техники. В этом смысле танк, восстановленный «Арьергардом», приятно удивляет. Какие-то недочеты по мелочам есть, но они, на фоне большинства подобных работ, небольшие. Те же фары обычно ставят современные, тут же вполне похожие на правду. Да и более бросающиеся в глаза детали сделаны вполне честно.
Наибольшие отступления видны на крыше МТО, которую, впрочем, не особо и видно. Хотя тот же воздушный фильтр, характерный для БТ-7, можно было бы сделать. Но это мелочи, тем более что танк, в перспективе, собираются дорабатывать. В реставрации есть такое понятие, как «этапы». Считайте, что это первый этап. В том же Музее отечественной военной истории от прибытия «первого этапа» до третьего-четвертого проходит время. К тому же надо иметь в виду, что понимающих в матчасти совсем небольшой процент.
В данном случае более важным моментом является то, что танк, как и БТ-7 Артиллерийский, восстанавливался с упором на ходовое состояние. Ездящих БТ-7 по миру всего несколько штук, что повышает ценность машины. Каких-то подробностей насчет того, чего за «сердце» стоит в танке, пока нет. Но там точно не М-17. И не нужно тут же кривить губы. Даже на полностью аутентичном БТ-7 с Линии Сталина его родной М-17 убрали, заменив на более современный мотор. Я, конечно, за ваш перфекционизм рад, но мозг иногда включать надо. Если танк ездит, то мотор нужен тот, что не «умрет». А этому танку явно предстоит ездить, и немало.
С точки зрения конфигурации за образец был выбран БТ-7 выпуска с конца 1937 по 1938 годы. На это время приходится пик производства БТ-7. Машина вполне соответствует выбранному периоду. К тому моменту в серию ввели основные изменения конструкции. Касалось это и ходовой части. С 1937 года стали ставить мелкозвенчатые траки, что явно пошло на пользу. В связи с изменением конструкции трака их число увеличилось до 70 штук в ленте.
Созданная для БТ-7 коническая башня получилась более удачной, чем «голова» Т-26. За счет формы с «широкой» кормовой нишей башня оказалась более просторной. Также форма повлияла и на башенные люки. У Т-26 они не симметричные, что напрямую связано с конфигурацией крыши. У БТ-7 люки сделаны более рационально. Кстати, коническая башня БТ-7 послужила основой для башни японского среднего танка Шинхото Чи-Ха. Правда, японцы почему-то не стали делать спаренную орудийную установку, да и сама башня стала трехместной. Но сама форма была взята с БТ-7.
Существовала башня в четырех версиях. Первая, можно сказать, базовая. Представленный танк имеет башню с кормовым (так называемым «ворошиловским») пулеметом. Третий вариант — это башня с установкой зенитной пулеметной установки П-40. Наконец, четвертая конфигурация — это радийный танк. Он мог быть как с П-40, так и без, антенна как поручневая, так и штырьевая. Одним словом, для тех, кто восстанавливает танки, есть простор для творчества. Это не считая фар боевого света.
Появление БТ-7 в экспозиции Музея Техники Вадима Задорожного — это знаковое событие. Скорее всего, этот танк мы еще неоднократно увидим в движении. Какая его дальнейшая судьба, неизвестно, но явно долго простаивать он не будет.
источник: https://dzen.ru/a/ZIVpvmcqExudvT_x