Юрий Пашолок. Кочующий мотор ГАЗ-11 (ГАЗ-202) из танка Т-40

5

Музейные экспонаты порой могут превращаться из одной единицы в несколько. Происходит такое по разным причинам. Например, из условного танка делают пособие, а это частенько означает выемку из него некоторых агрегатов для демонстрации посетителям. Подобное вполне распространено в танковых и авиационных музеях, особенно когда агрегаты уже не подлежат восстановлению. Тогда появляются дополнительные экспонаты, порой ничуть не менее редкие, чем те машины, из которых их извлекли.

В парке «Патриот» такие, «вторичные» экспонаты вполне присутствуют. Постепенно они появляются и в Техническом центре парка «Патриот». Среди них есть и двигатели, которые, по ряду причин, были вытащены из танков. Среди таких экспонатов оказался ГАЗ-11, модель 202 (ГАЗ-202), который изначально стоял в малом танке-разведчике Т-40. Ныне этот двигатель является отдельным экспонатом, который, подобно Летучему Голландцу, скитается по павильонам Технического центра туда-сюда.

У мотора ГАЗ-11 история сложная и полна различных драм. Не очень чтобы лицензионная копия рядной «шестерки» у нас известна как «Додж Д-5» (ибо была взята с Dodge Series D5, хотя сам мотор объемом 201 кубический дюйм выпускался с 1933 по 1941 годы). Этот рядный 6-цилиндровый двигатель, развивавший мощность 85 лошадиных сил, посчитали оптимальным вариантом для замены мотора ГАЗ-М1. При этом он предполагался для установки не только в легковые, но и в грузовые машины. Собственно говоря, Dodge также использовал этот мотор для коммерческих машин, а позже он же стоял на Dodge T202, первом армейском полноприводном автомобиле от Dodge (более известен как Dodge VC).

У нас этот двигатель довольно быстро стали рассматривать в качестве танкового. Первые опытные образцы танка Т-40 получили моторы Dodge, быстро выяснилось, что необходима специальная версия двигателя, поскольку в чистом виде он не выдерживал по тепловому режиму. Тогда и появилась танковая версия мотора ГАЗ-11. Она получила обозначение ГАЗ-11, модель 202, иногда встречается упоминание индекса ГАЗ-202. Разница между обычным 11-м мотором, и моделью 202 была связана, прежде всего, с системой охлаждения. Головка блока была несколько иной, также у 11-го семейства случилась целая эпопея с карбюраторами (их известно минимум 3 варианта, включая сдвоенный, который требовали после испытаний опытных Т-40). Также немного отличалась навеска мотора.

Первые моторы данного семейства изготовили в 1940 году. После того, как у ГАЗ отобрали новый моторный цех, на некоторое время производство ГАЗ-11 прекратилось. Спас мотор Т-40, который уже находился в серии, а в ГАБТУ КА оказались крайне недовольны исчезновением двигателя. К лету 1941 года выпуск 11-х моторов кое-как возобновили, но развернуть до старых объемов не успели. Дальше пришлось наращивать производство в условиях войны, что сказалось на объемах выпуска. С одной стороны, моторов выпустили несколько десятков тысяч. С другой же стороны, исходные мощности моторного цеха должны были обеспечивать до 500 моторов в сутки (для легковых и грузовых машин). Поднять объемы выпуска удалось уже после войны.

Как это удивительно не прозвучит, но 202-х моторов сохранилось всего несколько штук. В Кубинке из трех танков, где стояли такие двигатели (Т-40, Т-30 и Т-60) выжил только мотор Т-40. Причина простая: 202-й хоть и похож на ГАЗ-оновский двигатель, на самом деле весьма отличается. Посему их просто вынимали и выкидывали, ставя более поздние двигатели. Ремонт по-военному, всё, как мы любим. Причем в Т-60 даже новый мотор довести до конца не смогли, сделали это уже сильно позже.

В случае с Т-40 ситуация оказалась очень похожей, разве что мотор не выкинули. Теперь в Т-40 стоит другой мотор (ремонт по-военному), а родная силовая установка, зачем-то покрашенная серебрянкой, ездит туда-сюда. То мотор оказывается в павильоне №3, то в павильоне №1, то снова в №3… Не стоит сильно удивляться, если гробик, в смысле моторчик на колесиках уедет в музейный сектор парка.

источник: https://dzen.ru/b/Zp1sPqjFClD-0zVg

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account