Юрий Пашолок. Карманный гусеничный истребитель для французской кавалерии

12
Юрий Пашолок. Карманный гусеничный истребитель для французской кавалерии

Юрий Пашолок. Карманный гусеничный истребитель для французской кавалерии

История Renault VE, опытного французского истребителя танка на базе легкого кавалерийского танка AMR 33 VM

В ряде стран сложилась такая ситуация, что армия часто разделялась на два конкурирующих рода войск — пехоту и кавалерию. Кавалеристы, как когда-то рыцари, считали себя элитой, этот род войск, за счет высокой подвижности, нередко решал ключевые задачи на поле боя. Между тем, сражения Первой мировой войны отчасти обнулили возможности кавалерии. Она не исчезла, но возникла потребность в ее механизации. Первыми механизировать свою кавалерию стали французы. Конечно, в 20-е годы с финансами дела обстояли туго, тем не менее, определенные успехи имели место. Кавалерия получила полугусеничные тягачи, а также полугусеничные пушечные бронемашины. Последние по характеристикам мало чем отличались от танков, превосходя их в подвижности. При таком подходе появление у кавалерии полноценных танков являлось вопросом времени.

Легкий истребитель танков Renault, как можно заметить, еще та банка людей

Легкий истребитель танков Renault, как можно заметить, еще та банка людей

Вообще кавалерии танки были не положены, причем такая странная система наблюдалась не только у французов. Достаточно вспомнить американцев, у которых полноценный танк именовал как Combat Car, то есть бронемашина. То же самое было и у японских кавалеристов. Надо сказать, что поначалу французская кавалерия и не собиралась обзаводиться танками. Полугусеничные бронемашины проходили как AMC (Automitrailleuse de Cavalerie, кавалерийские бронемашины), а в 1931 году появился еще и броневик-разведчик AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance). Вместе с тем, уже к началу 1932 года бригадный генерал Жан Флавиньи пришел к мысли, что кавалерии нужен полноценный танк. Его явно вдохновляли новые английские «патрульные» танки-разведчики, которые носились со скоростью, сопоставимой с бронемашиной. В результате 16 января 1932 официально началась работа по танку-разведчику, который также обозначался как AMR. То есть официально броневик.

Первые испытания шли без орудия

Первые испытания шли без орудия

30 декабря 1930 года французская армия разработала спецификации на целое семейство боевых машин. Утвердили эти спецификации 9 января 1931 года. В их число входили бронетранспортер (Type K), разведывательная машина (Type L), бронированная командирская машина (Type M), пехотная машина снабжения (Type N), быстроходный артиллерийский тягач (Type O), истребитель танков (Type P) и еще 4 типа. Из всего многообразия машин реально выстрелила только Type N, так на свет появилась Renault UE. Позднее от нее произошел танк-разведчик Renault VM, он же «броневик-разведчик» AMR 33 VM. Также на свет появился еще один аппарат, развивавшийся параллельно Renault VM. Речь идет о Renault VE, первом французском специализированном истребителе танков.

К 1934 году, когда машина вышла на испытания, платформа AMR 33 VM, чьей разновидностью машина была, уже не являлась приоритетной

К 1934 году, когда машина вышла на испытания, платформа AMR 33 VM, чьей разновидностью машина была, уже не являлась приоритетной

Поначалу идеи по поводу боевых машин, спецификации которых утвердили в январе 1931 года, были совершенно разными. Достаточно сказать, что даже Type N, по которой создали Renault UE, предполагалась как гусеничной, так и полугусеничной. Бронетранспортер Type K создавался и на полугусеничной, и на колесной базе. Некоторые машины и вовсе не вышли за рамки тактико-технических требований, больше всего не повезло разведчику Type L. Что же касается истребителя танков Type P, то работы по нему фактически начались только в декабре 1932 года. К тому моменту танк-разведчик (пардон, разведывательный броневик) Renault VM вовсю испытывался, при этом шел поиск оптимальной подвески. Поэтому работы над новой машиной, получившей индекс Renault VE, существенно тормозились.

canon antichar de 37 mm modèle 1934, хорошая пушка, но не для того шасси

canon antichar de 37 mm modèle 1934, хорошая пушка, но не для того шасси

Проблема была, впрочем, не только с шасси. Заказчик далеко не сразу определился с вооружением. Первоначально истребитель танков предполагалось вооружить 25-мм противотанковой пушкой, но по мере работ аппетиты росли. В результате финальным решением по вооружению стала 37-мм казематная пушка canon antichar de 37 mm modèle 1934. Это была вполне серийная и современная орудийная система, созданная APX специально для установки в долговременные огневые точки. Согласно концепции, орудие подвешивалось на потолке ДОТ и по рельсам могло уезжать внутрь. Вообще ТТХ этого орудия вызывает вопросы, зачем французы пытались втыкать 25-мм пушки. Орудие, имевшее длину ствола 53 калибра, обеспечивало начальную скорость снаряда 850 м/с и бронепробитие 30-40 мм на дистанции 1000 метров. Главной проблемой системы было то, что она получалась компактной с точки зрения казематного орудия, но для танка оказывалось несколько громоздким. Требовалась переделка, которой заниматься никто не захотел. Поэтому и дальнейшее развитие событий выглядело предсказуемо.

Финальная конфигурация Renault VE

Финальная конфигурация Renault VE

Пока шел выбор вооружения, Renault работала над шасси Renault VE. По факту работа над шасси началась в 1934 году, когда, наконец, запустилось серийное производство Renault VM, он же AMR 33 VM. Первое время истребитель танков катался без вооружения. Придумывать велосипед не стали и просто взяли уже готовое шасси разведывательной машины, переделав его под установку более мощного орудия. От башни отказались, а вся задняя часть оказалась переделана. Установку орудия разместили по центру машины, бывшего командира, ставшего заряжающим, посадили в кормовой части боевого отделения. По сути командиром он быть перестал, потому что не видел ровным счетом ничего. Теперь машиной командовал механик-водитель, по совместительству ставший наводчиком. Откровенно говоря, получилась какая-то банка людей, у которой имелось три плюса. Это мощная, для своего времени, противотанковая пушка, высокая подвижность, а также очень низкий силуэт. Высота машины составляла всего 1,5 метра.

По факту у машины и так были нулевые шансы на серию. Даже без учета орудия

По факту у машины и так были нулевые шансы на серию. Даже без учета орудия

На испытаниях, которые начались весной 1935 года, Renault VE разогналась до 54 км/ч, средняя скорость составила 32 км/ч. Для истребителя танков неплохо. Другой вопрос, что машина оказалась крайне неудобной. Официально причиной отказа от нее стало появление 47-мм противотанковой пушки. Хотя по факту это больше похоже на поиск хоть какой-то причины для прекращения работ. Реально canon antichar de 37 mm modèle 1934 была слишком большой для такого шасси. Точнее, сама по себе Renault VE не годилась для подобных целей. Не говоря уже о том, что к тому моменту шасси Renault VM считалось устаревшим. На свет появился Renault ZT. Позже на его базе создали аж два истребителя танков — с башенным (AMR ZT 2) и казематным (AMR ZT 3) расположением вооружения. При этом обе машины вооружались 25-мм пушками. Это намек на то, что с орудием для Renault VE французские военные явно ошиблись. Хотя скорее стоит говорить о другом. Они в очередной раз ошиблись с базой. Пушка-то у Renault VE была хорошей, под нее требовалось более крупное гусеничное шасси, которого у французской кавалерии банально не нашлось.

Список источников:

      1. Centre des archives de l’Armement et du personnel civil
      2. Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 1, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2005
      3. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      4. www.lignemaginot.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/karmannyi-gusenichnyi-istrebitel-dlia-francuzskoi-kavalerii-620204f3431f847553a500e9?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account