14
Юрий Пашолок. Карманный десантный айсберг

Юрий Пашолок. Карманный десантный айсберг

Предложение Е.Л. Зелинского по использованию ледохода для проникновения в тыл противника

Скрытное передвижение войск нередко является слагающей успеха. Это в полной мере касалось и бронетанковой техники. Маскировать ее начали еще до того момента, как первые танки пошли в бой. В дальнейшем мероприятия по скрытому перемещению бронетанковых подразделений стали всё более разнообразными. Касалось это и способов доставки машин до передовой, и того, как эти боевые машины прятали от противника. Классическим примером запутывания вражеской разведки стало использование англичанами так называемых «солнечных экранов». Речь идет о маскировке танков под грузовики, которая массово применялась в 1942 году. Издали танк действительно становился похожим на большой грузовик, отчасти эта система сработала. По крайней мере, немцы большое перемещение английской бронетанковой техники не отследили, что позже им дорого обошлось.

КВ-1 двигается через переправу, проложенную по льду

КВ-1 двигается через переправу, проложенную по льду

В Красной Армии вопросам маскировки уделялось немало внимания. Касалось это и танков. Кроме того, много внимания уделялось тому, как незаметно перемещать танки по тем местам, где их не ждали. Одним из примеров подобных действий стала переправа танков через Неву. Проходили там, в том числе, и тяжелые танки КВ-1. В некоторых случаях переправа носила крайне специфичный характер. С танков снимались башни, их тащили отдельно, подобным образом снижалось удельное давление. Между тем, порой переправа по льду и скрытность пытались совместить. Одно такое предложение, датированное еще концом 1940 года, пришло с «Дальстроя». Суть изобретения, которое предложил инженер Е.Л. Зелинский, понятно из названия — «Танковый десант с ледоходом».

Ледяная будка инженера Зелинского в готовом виде

Ледяная будка инженера Зелинского в готовом виде

Идея, которую вынашивал инженер (на тот момент заключенный) Зелинский, выглядела весьма оригинально. Кроме того, появление изобретения в октябре 1940 года выглядело вполне злободневно. Не так давно отгремели бои в районе реки Халхин-Гол, посему дальнейшие боевые действия против Японии выглядели вполне вероятными. Дальний Восток рассматривался как один из вероятных театров боевых действий, поэтому и возникали идеи, как можно нанести неожиданный удар противнику. В том числе с учетом особенностей региона. Весной, во время ледохода, переправа через реки Дальнего Востока становилась невозможной. Так вот, автор предложения советовал эту особенность взять на вооружение для весьма оригинального решения. Он учитывал особенности течения рек, например, Амура, с тем расчетом, что лёд, естественным путем, прибивало к вражескому берегу.

Бланк заявления Зелинского. Цитата про технику и чудеса тут прямо в точку

Бланк заявления Зелинского. Цитата про технику и чудеса тут прямо в точку

Незаметно от противника зимой начиналось изготовление «ледяных будок». По сути что-то вроде убежища для танка, с деревянными вставками, которые выполняли роль арматуры. Вряд ли Зелинский знал про Джеффри Пайка, но уровень инженерного безумия близок. При всём безумии идеи такие будки вполне было реально строить, а дерево (точнее опилки) как арматура работала у Пайка. Получалось что-то вроде иглу из льда, с входом для того, чтобы туда мог попасть танк и его команда. В хвостовой части «будки» монтировалась втулка с гребным валом и винтом. То есть получался самоходный карманный речной айсберг. Также ставилось ограждение для винта и руль. Системой тяг втулка могла подсоединяться к танку, то есть он выполнял роль и силовой установки самоходной льдины. После окончания строительства в будку заходил танк, по периметру сооружение осыпалось каменной оградкой. Также сверху предусматривались отверстия для дыхания.

Мини-айсберг Зелинского был еще и самоходным

Мини-айсберг Зелинского был еще и самоходным

Наступление, по мнению автора, надо было начинать во время ледохода. До того экипаж сидел внутри «будки», как он там пережидал зиму, отдельный вопрос. Видимо, автор считал, что раз жители Крайнего Севера могут жить в чуме или иглу, то и танкисты могут. По команде танки, вмурованные в лёд, начинали движение к берегу, дальше пробивался проход, после чего боевые машины выходили на берег. Противник, вероятно, выходил из строя от наблюдения этого фееричного зрелища. О том, как танк должен был преодолеть последние метры до берега, а также что за снежные люди предполагались как экипажи, инженер Зелинский не распространялся. Впрочем, он считал, что выходу на берег будет помогать правильный выбор течения рек.

Момент выхода танка из будки

Момент выхода танка из будки

Пролежало это изобретение достаточно долго. В отдел изобретений ГАБТУ КА оно попало в июне 1941 года, результат изучения был очевиден. Спустя 4 года Красная Армия действительно стала перебираться через реки Дальнего Востока, но безо всяких айсбергов и морозоустойчивых танкистов. У инженерных служб Красной Армии хватало более простых и эффективных средств преодоления рек, а наступать оказалось куда проще летом. Впрочем, стоит похвалить инженера Зелинского за оригинальность. Даже Джеффри Пайк до такого не додумался, писателям-фантастам на заметку.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАКФД

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/karmannyi-desantnyi-aisberg-623ad4cb8d70de4bf00e61c7?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account