Юрий Пашолок. Камуфляжный убийца лошадей

21

Юрий Пашолок. Камуфляжный убийца лошадей

Рассказ о немецкой тяжелой конной повозке Stahlfeldwagen (Hf. 7/11), новинке выставки «Моторы Войны»

Несмотря на то, что Вторая мировая война стала временем массового перехода на механическую тягу, всё оказалось не так просто, как это может показаться. Во Вторую мировую войну ряд армий, включая и вермахт, вступали, имея внушительный парк гужевого транспорта. Связано это оказалось с тем, что автомобильная промышленность не могла справиться с ростом численности армии. Посему конные повозки оставались важной составляющей транспортного парка.

Теперь "убийцу лошадей" можно увидеть на "Моторах Войны"

Теперь «убийцу лошадей» можно увидеть на «Моторах Войны»

Выражение «сумрачный немецкий гений» известно хорошо. Сделать сложно там, где можно реализовать более-менее разумное решение — это у немцев была норма. Впрочем, бывали особые случаи, которые не поддаются никакой логике. Немецкие инженеры умудрялись обхитрить самих себя, создавая конструкции, которые работали в мирное время, но оказывались крайне спорными на фронте. Как раз такая штука появилась совсем недавно на выставке «Моторы Войны». Речь идет о тяжелой конной повозке Stahlfeldwagen (Hf. 7/11), получившую в немецкой армии меткое прозвище «Убийца лошадей».

В годы эксплуатации

В годы эксплуатации

Еще в годы Первой мировой войны немецкая армия получила три основных типа пехотных повозок — легкие, средние и тяжелые. Их облик сформировался еще в начале XX века, при этом очень хорошо наблюдалась высокая степень стандартизации. Повозки получились похожими друг на друга, разница была в габаритах, а также небольших отличиях по деталям, которые еще надо внимательно высматривать. Надо сказать, что простотой пехотные повозки похвастаться не могли. Любовь к сложным решениям у немцев была и в то время.

Конфигурация для перевозки из грузовиками или тягачами

Конфигурация для перевозки из грузовиками или тягачами

Предшественницей героини данного материала была тяжелая повозка Proviantwagen 05, позже Schwerer Proviantwagen 05, а далее Schwerer Feldwagen 05. Она имела грузоподъемность 0,75 тонн, а назначение понятно из названия. В дальнейшем, практически без изменений, эта повозка перекочевала сначала в рейхсвер, а затем в вермахт. Получив при этом обозначение Schwerer Feldwagen (Hf.2). Изначально грузоподъемность Proviantwagen 05 составляла 750 кг, далее она выросла до тонны.

Типичный финал истории Hf.7

Типичный финал истории Hf.7

Оптимальная грузоподъемность и сравнительно щадящие для лошадей характеристики (полная масса 1,8 тонн) сделали Hf.2 самой массовой повозкой немецкой армии. В общей сложности Schwerer Feldwagen выпускался в десяти вариантах исполнения. Впрочем, судя по руководству H.Dv.476/1, варианты исполнения не особо отличались по внешнему виду. Легкая поводка Hf.1, в этом плане, выглядела куда более разнообразной. Другое дело, что если вы начнете смотреть фронтовые фото, скорее всего встретится именно Hf.2.

Повозка восстановлена в ранней версии

Повозка восстановлена в ранней версии

Между тем, в командовании вермахта созрела идея, что повозка, появившаяся еще до Первой мировой войны — это как-то чересчур. Поэтому к середине 30-х годов созрела мысль о том, что надо создать нечто более современное. Данные процессы начались одновременно с запуском программы единых армейских автомобилей. Той самой, что породила Einheitsdiesel, грузовик за почти 30 тысяч рейхсмарок, дизельный, полноприводной, но с ограниченной проходимостью при максимальной нагрузке. Причем настолько, что часто Einheitsdiesel тащил на себе полевую кухню.

Камуфляж наносился по 1938 год включительно

Камуфляж наносился по 1938 год включительно

Казалось бы, хуже, чем история единых полноприводных армейских грузовиков ничего быть не может. Ан нет, может. Кто, зачем и когда пропихнул идею «стального полевого фургона», история умалчивает. Но то, что получилось, вызывает смешанные чувства. Для понимания, немцы даже на обычных военных грузовиках экономили, с точки зрения железа. Кабины делались с деревянными рамами и обшивались тонколистовым металлом. Тут же какой-то гений догадался делать цельнометаллическую телегу. Прямо как кабина Einheitsdiesel.

Hf.7 предполагался как самый массовый образец гужевого транспорта немецких пехотных дивизий. Но что-то пошло не так

Hf.7 предполагался как самый массовый образец гужевого транспорта немецких пехотных дивизий. Но что-то пошло не так

Вообще цельнометаллические прицепы на конной тяге у немцев были еще в годы Первой мировой войны. Но речь шла либо об артиллерийских передках, либо специализированных прицепах вроде полевых кухонь, прицепов связистов и так далее. И у них были деревянные колеса, поскольку выше 15-20 км/ч они всё равно не ездили. Но создатели Stahlfeldwagen (Hf.7) решили, что так уже не модно. Поэтому повозка получила цельнометаллические колеса с пневматическими шинами. Видимо, авторы идеи считали, что лошади на панцершоколаде смогут скакать быстрее. Если серьёзно, то скорее такие колёса делались «на вырост», то есть с учетом, что дальше появится мехтяга.

Конфигурация для перевозки конной тягой

Конфигурация для перевозки конной тягой

Иногда можно прочитать, что Stahlfeldwagen (Hf.7) стал поступать в вермахт с 1937 года. На самом деле нет: уже упомянутое руководство H.Dv.476/1 датировано 22 мая 1936 года, и там данная повозка подробно расписана. Так что реально уже в 1936 году данное чудо технической мысли (отчасти это даже не сарказм) стало поступать в пехотные части. Вместе с еще одним таким же чудом — MG Wagen 36, тоже с цельнометаллическими колесами и пневматическими шинами. И с торсионной подвеской (да-да, и у Hf.7 тоже торсионы).

Цельнометаллический кузов - в то время роскошь

Цельнометаллический кузов — в то время роскошь

Результатом стало появление повозки, которая имела грузоподъемность 1,72 тонны. Переход на цельнометаллическую конструкцию, на первый взгляд, не сильно повлиял на весовые характеристики. Если Hf.2 имела сухую массу 800 кг, то Hf.7 потяжелела до 1040 кг. Разница небольшая. Вот в цене разница оказалась куда более существенной. Если Hf.2 обходилась в 1600 рейхсмарок, то Hf.7 стоила 3150 рейхсмарок. Кто-то на этих телегах явно хорошо поднялся. Откуда такой ценник, немного позже.

Торсионная подвеска

Торсионная подвеска

Надо сказать, что к началу Второй мировой войны Hf.7 была по-настоящему массовым явлением в немецкой армии. На снимках данная повозка встречается очень часто. Базовая версия использовалась в пяти вариантах исполнения, включая и санитарную повозку. Как и в случае с Hf.2, внешних различий данные варианты не имели. Также не очевидными были и отличия Großer Gefechtswagen (Hf.7/11). Этот вариант подразумевал крепления для перевозки пулеметов, либо миномета. Крепежи находились внутри ящиков по бортам кузова, так что снаружи их особо и не заметить.

Размещение дышла в походном положении

Размещение дышла в походном положении

Штатно в Hf.7 впрягалась пара лошадей, как и в случае с предшественником. Учитывая небольшую разницу в массе, вроде бы ничего критичного. Но это только на первый взгляд. На самом же дела ситуация выглядела крайне щекотливо. В случае с Hf.2 максимальная масса повозки составляла 1800 кг, тяжеловато, но терпимо. А вот у Hf.7 она достигала 2760 кг, это есть 1380 килограмм на одну лошадь. По асфальту еще куда не шло, а вот по проселку… Понятно, что такая масса была адекватна при условии возки Hf.7 за тягачом (а такая возможность предусматривалась изначально). Но надо понимать, что никто не будет высчитывать эту массу на фронте.

Крепления для пулемета и коробов

Крепления для пулемета и коробов

В итоге так получилось, что к 1940 году вылезли первые проблемы. Во-первых, повозка была неприлично дорогой, во-вторых, цельнометаллической. В условиях войны это было роскошью. Во-вторых, уже зимой 1939-40 годов вылезла проблема с перегрузкой лошадей. По-настоящему она стала очевидной осенью-зимой 1941 года. Именно тогда Stahlfeldwagen получил крайне недоброе прозвище «убийца лошадей». Кто поумнее, впрягал четверку лошадей, но сильно это всё равно не спасало. К тому же штат у пехотной дивизии не резиновый, а повозок много.

Дышло для перевозки за тягачами, в походном положении

Дышло для перевозки за тягачами, в походном положении

В итоге случилось то, что должно было случиться. Сначала на свет появилась эрзац-повозка Ersatzfeldwagen 40 (Hf.6), которая позже превратилась в Ersatzfeldwagen 43, или просто Feldwagen 43 (Hf.6). Она заняла нишу между Hf.1 и Hf.2. Более примитивная по конструкции, зато грузоподъемность составила 1,2 тонны при массе 560 кг, и цене чуть больше 1000 рейхсмарок. По сути она заменила Hf.1, Hf.2 и Hf.7. Последние же быстро стали довольно редким явлением. Их нередко впрягали за артиллерийский тягач RSO, причем делали своеобразный автопоезд, с 5-10 повозками.

Ящики ЗИП здесь везде, где можно

Ящики ЗИП здесь везде, где можно

Основная масса Hf.7 была потеряна в 1941-42 годах. Основную массу просто побросали, какие-то, после войны оказались в народном хозяйстве. Но большинство из тех, что дожили до наших дней, оказались брошены на полях сражений. Дальше их либо сдавали в металлолом, либо они всё же попадали в правильные руки. Которые, хотя бы, позволили их сохранить. Так что потихоньку эти повозки появляются среди музейных экспонатов. Теперь такая повозка есть и в России.

Как и шанцевый инструмент

Как и шанцевый инструмент

Сама по себе концепция Hf.7/11 мало чем отличается от Hf.2, который, если приглядеться, совсем не был простой конструкцией. Но Stahlfeldwagen на его фоне выглядит звездолетом. По уровню сложности исполнения кузов Hf.7/11 превосходит иные кузова немецких военных автомобилей того периода. Особенно бросаются в глаза боковые ящики и крепежи для шанцевого инструмента. Как-то совсем перебор для массовой утилитарной повозки для пехотных частей, которые двигались со скоростью лошадиной колонны.

Обвес побогаче, чем у иной машины

Обвес побогаче, чем у иной машины

Самое смешное в данной ситуации в том, что внутренний объем кузова, по сравнению с Hf.2, практически не изменился. Грузоподъемность выросла исключительно за счет иных конструкционных материалов. Безусловно, с точки зрения удобства Hf.7 получилась крайне интересной конструкцией. Другое дело, что это замена самой массовой пехотной повозки, а при такой конструкции подобное было нереально. Одна только тормозная система с колодочными тормозами чего стоит.

Внутри телеги

Внутри телеги

Представленный на «Моторах Войны» экземпляр повозки восстановлен в типовой конфигурации. Как и в случае с Stoewer R 200 Kfz.1, на повозку нанесен трехцветный камуфляж, который использовался на немецкой техники до 1938 года. Позже, конечно, повозки перекрасили в темно-серый RAL 7021, но часть использовалась и таким образом. Поскольку штуковина эта здоровенная, пришлось немного пойти на условности в формировании экспозиции. Ибо в противном случай повозка бы закрыла остальные экспонаты.

Места не так много, но грузили Hf.7 под завязку

Места не так много, но грузили Hf.7 под завязку

В заключение хочется сказать, что для демонстрации сумрачного немецкого гения любому техническому музею надо иметь три экспоната. Einheitsdiesel, MG Wagen 36 и Hf.7. Вот эта троица вызывает буквально лавину противоречивых чувств. Вроде бы и сделаны грамотно, но если приглядеться, выясняется — получились какие-то непонятные часы с кукушкой, слишком сложные. Да еще и в условиях большой войны ставшие быстро ненужными.

Список источников:

    1. Deutsche Infanteriekarren, Heeresfeldwagen und Heeresschlitten 1900-1945, Waffen Arsenal 153, Wolfgang Fleischer, PODZUN-PALLAS-VERLAG, 1995
    2. Архив автора
    3. eBay

источник: https://dzen.ru/a/ZopXy2l5DmZQ8Wzq

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account