Юрий Пашолок. Как вырастить мышь
Рассказ о том, каким образом немецкая армия получила сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus, и были ли немецкие военные единственными безумцами
Содержание:
Вторая мировая война стала катализатором для развития различных видов военной техники. Касалось это и танков. Практически все армии мира вступали в войну, имея на вооружение преимущественно легкие танки. Порой наиболее массовыми образцами бронетанковой техники были даже не легкие танки, а танкетки. К концу же войны наиболее массовыми образцами стали средние танки, причем их боевая масса выросла с 13-20 до 30-45 тонн. В ряде случаев дело дошло до явного перегруза конструкции, что привело к массе проблем. Особенно на этом поприще отличились немцы. Начинали они со средними танками, имевшими адекватные габариты, а закончили мастодонтами, имевшими проблемы с надежностью и ресурсами по развитию.
Одним из наиболее известных немецких танков военного периода стал Pz.Kpfw.Maus. Самый тяжелый танк из построенных вызывает неоднозначную реакцию, что вполне ожидаемо. Боевая масса машины достигла 189 тонн, сама по себе мысль создать такого монстра выглядит безумием. При этом в безумцев записывают Гитлера и Порше, один был заказчиком, второй исполнитель. Между тем, в истории этого танка далеко не всё так однозначно, как может показаться. Да и началась эта история отнюдь не весной 1942 года. Больше того, очень похожие идеи витали в головах военных целого ряда стран, причем не всегда дело заканчивалось только бумагой. О том, как вообще появился такой танк, как «Маус», и что творилось в других странах, стоит поговорить.
Направление безумия в разумное русло
То, что Гитлер был дурак, мешавший немецкому генералитету и заказывавший всякое ненужное вундерваффе, написано множество мемуаров. В конце концов, большинство из тех, кто мог был возразить авторам многочисленных творений вроде «Утерянных Побед», уже не мог им ответить. Поскольку их не было в живых. Другой вопрос, что военно-историческая наука не стоит на месте, и за последние полвека (и особенно за последние лет 20) многое тайное стало явным. И вот тут начинают появляться разные мысли по поводу того, кто же на самом деле был безумцем.
Вплоть до второй половины 30-х годов в немецкой армии тяжелые танки не предполагались. Ставка делалась на подвижные средние танки, причем так получилось, что их образовалось два — основной Z.W. (Pz.Kpfw.III) и танк поддержки B.W. (Pz.Kpfw.IV). В январе 1937 года Henschel получил задание на разработку танка 30-тонного класса, получившего изначально обозначение B.W. (verstärkt). Сам индекс (усиленный танк поддержки) говорил о многом. В марте 1937 года обозначение поменяли на I.W. (Infanteriewagen, или пехотный танк), а в апреле — на D.W. (Durchbruchswagen, или танк прорыва). Концептуально это был тот же B.W., но с 50 мм брони по кругу, кроме того, D.W. являлся тяжелым танком. Для 1937 года 30 тонн боевой массы и 50 мм брони были вполне достаточны, а вот по вооружению возникал ряд вопросов. Те же самые немцы в 1935 году рассуждали о 75-мм пушке с начальной скоростью снаряда не менее 650 м/с. Самое смешное, что пушку даже построили, но ни в D.W., ни в другие немецкие тяжелые танки она не попала. В случае с D.W. был еще один интересный момент. Henschel являлся исполнителем, а концепцию шасси задавал 6-й отдел Департамента Вооружений, а конкретно Генрих Книпкамп.
Между тем, в 1938 году началась активная подготовка к войне. В конце 1938 года, по инициативе генерал-полковника Вальтера фон Браухича, появился новый класс танков — штурмовые. Предполагались они как средство поддержки подразделений, штурмующих вражеские укрепрайоны. Поначалу речь шла о двух типах легких танков, но 19 января 1939 года Henschel получил задание на 65-тонный танк с толщиной брони 80 мм. Тогда же Krupp получил задание на разработку башни с тремя вариантами орудий. Выбор остановился на всё той же 7,5 cm KwK L/24, что и у B.W./D.W. Шасси танка разбиралось на три части, чтобы без проблем перевозилось по железной дороге. Окончательно танк, получивший обозначение VK 65.01, не собрали, но корпус Krupp изготовил. Так что «бумажным» его можно назвать крайне условно. И да, его шасси также создавалось под патронажем Книпкампа.
65-тонный танк с «окурком» — не кажется ли уже это некоторым безумием? При том, что тот же Порше еще танками не занимался, а фюрер пока в дела немецкого танкопрома особо не вмешивается. Но это еще не всё. В середине 1939 года появился еще один проект — A.W. (Artilleriewagen, или артиллерийский танк). Боевая масса танка составляла 80 тонн, толщина брони выросла до 100 мм, а вооружение состояло из 105-мм гаубицы. Из A.W. позже вырос VK 36.01, а VK 65.01 отменили, поскольку линии обороны вроде как закончились, кроме того, массу танков ограничили 30 тоннами. Отменили, но не совсем. В начале 1941 года начались работы над 90-тонным танком, причем он некоторое время носил индекс Pz.Kpfw.VII. А это обозначение некоторое время было закреплено за VK 65.01. Теперь новый танк имел более адекватное орудие — калибра 149 мм, и не гаубицу, а вполне себе нормальную пушку с длиной ствола 40 калибров.
Дальнейшее развитие этой темы привело к созданию сверхтяжелого танка VK 70.01, который неоднократно переделывался. Облик танка, далее получившего индекс Pz.Kpfw. Löwe, сформировался к апрелю 1942 года. Предполагалось минимум 2 варианта вооружения (105-мм пушка с длиной ствола 70 калибров, либо 15 cm KwK L/40), а также 2 варианта компоновки. При этом еще в марте 1942 года Krupp, который занимался разработкой танка, получил указание довести массу до 100 тонн. Причина прозаичная — слишком слабая, для танка подобного класса, броня. Она не превышала 100-120 мм (в зависимости от массы), для весны 1942 году уже маловато. Наконец, наверху (а конкретно у того самого «дурака») росло недовольство затягиванием работ по штурмовому танку.
В конце марта 1942 года задание на разработку тяжелого танка получило Porsche K.G., которая работала, внимание, в тесной связи с Krupp. Самый первый проект Typ 205 (к тому моменту уже появился и индекс Pz.Kpfw.Maus), датированный июнем 1942 года, имеет ряд схожих с Pz.Kpfw. Löwe технических решений по корпусу (включая и гнутую лобовую деталь корпуса). Собственно говоря, Порше не работал в одиночку, там собрался мощный кулак фирм, которые уже имели опыт в танкостроении. Скорее всего, и башня на первом «Маусе» — это последняя башня для «Льва», уже под 149-мм пушку. При этом на Porsche K.G. быстро всё посчитали и выдали вердикт. В 100 тонн вписаться не получится, минимум 120, заказчик согласился.
Всё, что происходило дальше, было прихотью заказчика. Постоянно растущие требования по защите привели к тому, что финальная версия Pz.Kpfw.Maus стала в 1,5 раза тяжелее, а от исходной конструкции ничего не осталось. При этом 6-й отдел Департамента Вооружений пытался влезть с «более простым и легким» Tiger-Maus. Но когда там пытались впихнуть своё, получили те же самые 170 тонн, которые весил Pz.Kpfw.Maus на тот момент. Проект убрали под ковер, а спустя полгода тихо вытащили обратно, заменив подвеску и назвав E-100. Всё равно получилась какая-то ерунда. В случае с Pz.Kpfw. Maus получился вполне работоспособный танк, причем даже запущенный в серию. Не разбомби англичане Krupp летом 1943 года, немцы выпускали бы такие танки по 10 штук в месяц, на 30 корпусов и башен металл либо прокатали, либо нарезали, либо вообще собрали корпуса с башнями. Поэтому вопрос про серийное производство вообще не стоял.
Во всей этой истории интересны два момента. Первый — изначально к ней ни Гитлер, ни тем более Порше не имели ровно никакого отношения. Идея штурмового монстра принадлежала немецкому генералитету, причем, вплоть до конца 1941 года, в их песочницу никто не лез. Уже потом «дурак» обратил внимание, что происходит какая-то ерунда, и привлек Порше, уже отличившегося на ниве тяжелых танков. Второй момент — немецкий генералитет продолжал лелеять штурмовые танки, при том, что для них никаких линий обороны не имелось. При этом логика Гитлера как раз вполне видна. Летом 1942 года стал формироваться танк с лобовой броней 200-250 мм, имеющий очень мощное вооружение. Причем эта самая броня, по сравнению с Pz.Kpfw. Löwe весны 1942 года, выросла в 2 раза. Для штурма эшелонированной линии обороны самое оно, такого монстра было бы очень сложно остановить. Но, как уже говорилось выше, никаких линий обороны уже не было.
К 1944 году надо было уже придумывать, куда Pz.Kpfw. Maus девать. А вот тут уже вопросы к авторам многочисленных «Утерянных Побед». Ответов работники эпистолярного жанра уже не дадут, в том числе и на вопрос, какие именно вещества они потребляли, когда заказывали A.W. и VK 65.01. На их фоне то, что заказал «дурак», и разработал «пацифист», выглядят просто верхом разума. Да и к Pz.Kpfw. Löwe тоже хватает вопросов. Но про монстров довоенного периода почему-то не вспоминают, хотя всё началось именно с них.
«Своя атмосфера»
Отдельно стоит поднять вопрос о том, что же творилось в других армиях мира. Немецкий гений, конечно, сумрачный, но вы действительно думаете, что подобным занимались только любители ходьбы гусиным шагом? На всякий пожарный стоит вспомнить, с чего вообще появились танки. Еще в годы Первой мировой войны вовсю проектировались боевые машины запредельной массы. До практической реализации дошел только K-Wagen, но у американцев прорабатывались танки боевой массой 150 (колесный!) и 200 (гусеничный) тонн. Да и «Бронированный автомобиль» Менделеева тоже смотрит на K-Wagen снисходительно.
Когда кто-то в очередной раз начинает взахлеб рассказывать про Pz.Kpfw.Maus и то, насколько безумной была эта боевая машина, французы делают вид, что не при делах. И правда, зачем ворошить прошлое, да еще задавать вопросы, не с той же ли делянки французские «пенсионеры» брали вещества, что и немецкие генералы. Если серьёзно, то история немецких монстров отчасти началась благодаря французам. Когда те предложили ограничить боевую массу танков 90 тонн, немцы стали что-то подозревать. Даже назвали гипотетического французского монстра Char D. На самом деле пока никакого монстра не было, но потом он вполне появился. И даже пострашнее той картинки, что рисовали у себя в голове немецкие генералы.
4 мая 1936 года начались работы по программе создания 45-тонного тяжелого танка. Если ранее похожие боевые машины проектировались как дополнение к Линии Мажино, то новый танк предполагался, в том числе, и как средство штурма вражеских линий обороны. В 1937 году созданные FCM, ARL и AMX проекты имели более высокую боевую массу (до 55 тонн), но и выглядели более адекватными, чем VK 65.01. Броневая защита, например, составляла 100 мм, а 75-мм орудие имело более высокую начальную скорость. А вот дальше французов понесло.
В 1939 году боевая масса тяжелого (уже сверхтяжелого) танка FCM достигла 95 тонн, к похожей массе приблизился AMX Tracteur C, а Char de Fortresse ARL достиг 120 тонн. При этом у AMX Tracteur C стояла уже 105-мм пушка. В финальной версии AMX Tracteur C достиг 101 тонны боевой массы, толщина брони выросла до 120 мм, а вооружение состояло из 90-мм зенитной пушки в главной башне.
Самое интересное, что именно этот проект забраковали. Очень похожий по ТТХ FCM F1 достиг массы 130 тонн, а Char de Fortresse ARL имел массу 146 тонн. При этом длина танка ARL выросла до 11,8 метров. Самое главное, что речь не шла о бумаге. Были изготовлены полноразмерные макеты Char de Fortresse ARL и FCM F1, а в апреле 1940 года решался вопрос о серийном производстве. Знаете ли вы, что такое безумие? И это еще французов остановили, чего они бы там напридумывали за 1940-41 годы, никто не скажет.
В Советском Союзе со стальными монстрами тоже было всё нормально. Достаточно вспомнить Т-39, с боевой массой 90 тонн и разными вариантами вооружения. От его постройки остановило только то, что обошелся бы один такой танк в 3 миллиона рублей. Да и в конце 30-х — начале 40-х годов со стальными монстрами дела обстояли нормально. Если кто-то думает, что летом 1940 года история Т-100, а также СМК, прекратилась, глубоко ошибается. Одновременно с освоением серийного производства КВ-1 шла работа по глубокой модернизации. Т-220 — прямой результат таких работ. К чести наших инженеров, советская конструкторская школа оказалась самой разумной. То, что у немцев бы оказалось массой 90-100 тонн, советские инженеры смогли уместить в 60-70 тонн (Т-220 и КВ-3). Да и КВ-4, вместе с КВ-5, выглядели более разумными, чем их зарубежные аналоги. Другой вопрос, что с надежностью у этих танков была бы беда. История Т-220 отлично это показала.
Самое интересное, что после войны всё началось заново, в результате родился Объект 718, с боевой массой 100 тонн. Увы, о нем остались отрывочные дынные, может потому, что военным дали приказ уняться с их больными фантазиями. В феврале 1949 года боевую массу советских тяжелых танков ограничили 50 тоннами, а военным показали дубину, вежливо попросив больше такой ерундой не заниматься. Точно пошло на пользу — на свет появился Т-10, самый удачный послевоенный тяжелый танк.
Стоит вспомнить также американских и японских военных. Следует напомнить, что первоначальный вариант Heavy Tank T1 имел боевую массу 72 тонны. Выбрали более легкий вариант, но далее американцы тоже захотели «штурмовик». В результате получился Super-Heavy Tank T28 (GMC T95), самый бестолковый сверхтяжелый танк. При 86 тоннах боевой массы там стоял мотор мощностью 410 лошадиных сил, а скорость не превышала 13 км/ч. Причем орудие Super-Heavy Tank T28 не пробивало не то, что Pz.Kpfw.Maus, а даже лоб Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.
Наконец, нельзя обойти вниманием и японских военных. По инициативе полковника Хидео Ивакуро начались работы по сверхтяжелому танку, который, какое совпадение, создавался как средство обороны своих оборонительных позиций, а также прорыву вражеских укреплений. Известен он под индексом O-I, но существовал и другой вариант — Mi-To. Долгое время история вокруг O-I была окутана завесой тайны, но недавно появились достоверные материалы. Танк действительно построили, в наиболее защищенной конфигурации он имел боевую массу 150 тонн. Дальше опытной машины дело не продвинулось, тем не менее, танк был. При этом он получился примерно таким же бестолковым, как и его собратья.
Даже без глубокого погружения в тему (и даже без залезания в тему землекрейсеров) можно легко заметить, что немецкие военные были совсем не одиноки. Единственное, что их отличает от других — они довели свою «Мышь» до стадии готового к серии образца. Но в целом «штурмовики» оставались больной темой для военных всего мира до самого конца Второй мировой войны. Только потом стало понятно, что ряд идей оказались тупиковыми. Танк должен быть подвижным, хорошо защищенным, не слишком тяжелым и, что немаловажно, массовым. А все эти стальные монстры напоминают увлечение ОБЧР (огромными боевыми человекоподобными роботами). По бесполезности примерно равнозначное занятие.
Список источников
- Bundesarchiv
- US NARA
- РГВА
- РГАЭ
- ЦАМО РФ
- CAAPC
- Panzer Tracts No. 6-3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
источник: https://dzen.ru/a/Y8lxOisevCg_mUk1